Дабл-Сонет N 6. На реках Вавилонских

Священник Алексий Тимаков
                Екатерине Михайловне Мазуровой

Лишённые страны, Ковчега, Храма…
                Большой Канал у холма Тель-Авив…
Еврейская тоска висит упрямо
                в общине верных: лишь бы не погиб
Сионский дух… Халдейские младенцы
                по хижинам без умолку вопят…
Душа скорбит, предчувствуя Освенцим,
                и ненависть спускается до пят.

Повесив арфы с гуслями на вайи,
                не в силах больше петь и танцевать
Мы очерствели, как немые сваи —
                в чужой земле постыла нам кровать.
Нельзя открыть неверным тайну Божью,
                живущую в молитвах и Псалмах:
Так пусть язык не осквернится ложью,
                и пусть гортань обымет Божий страх.

Забыть тебя нет сил, Давида город!
                не позабыть тебя, Господень Дом!
Уж лучше жернова на шею — ворот —
                на дно, в Ховар, и ждать Армагеддон…
Но будем Небо призывать мы пуще
                и бить поклоны, и истошно выть,
Чтоб выродков вопящих и орущих —
                да! — ваших чад — о скалы расшибить…

Но ум кипит в ряду ассоциаций:
                Авив, Нисан, и Пасхи ясный свет,
И Твой приход — еврейских резерваций
                превысит боль и даст на всё ответ…

                (Редакция 23.11.16) 06.02.10 — 11.02.10
____________________

Мы привыкли воспринимать этот 136 псалом, который поётся на воскресных всенощных до Великого Поста, как  символическое указание на наши грехи, которые нам необходимо разбить о камни. Но я вспоминаю высказывание православной женщины, которая без всяких сомнений являлась хранительницей традиций одного из православных приходов нынешней Москвы, Екатерины Михайловны Мазуровой (почила в Бозе 28.08.2013). Ссылаясь на своего духовного отца, испытавшего всецело горечь ГУЛАГа, она ещё лет двадцать пять, а то и тридцать, тому назад мне сказала: “А отец Серафим говорил, что они там, в лагерях, этот псалом пели и воспринимали буквально…”  А потом я встретил подобное же высказывание у владыки Антония Сурожского, который точно также отозвался о переживаниях тех людей, которые слагали этот псалом, исходя из страшной боли, выпавшей на их долю. Только прожив всё своим личным опытом, можно прийти и к прощению и примирению, преодолев своим, а не чужим сердцем опыт ненависти.
Холм Тель-Авив не стоит путать со столицей нынешнего Израиля, ибо это был тот холм, вокруг которого образовалась первая еврейская диаспора во время Вавилонского пленения (Тель — холм; Авив — первый весенний месяц вавилонского календаря, по-еврейски — Нисан).
Армагеддон, в данном случае — светопреставление.
Большой канал — иначе, река Ховар, на берегах которого и собирались в своём горе переселённые в Вавилон евреи, где и рождались такие псалмы.
Еврейская Пасха празднуется всегда 15 Нисана — накануне её распят Христос; соответственно, православная Пасха всегда празднуется после 15 Нисана — в первое воскресение после первого весеннего полнолуния.