Ауфхебен - текст 8

Борис Пинаев
СНЯТИЕ И ИДЕАЛИЗАЦИЯ

(50 строк)

Репрезентант А-ряда СНЯТ в предикатах-терминах суждений, составляющих антиномию. Кроме того, предикаты антиномии сняты один в другом: ян снят в инь (белая точка на черном фоне), и наоборот. "Снять" — по-немецки "ауфхебен", т.е. отменить, упразднить — и сохранить. Репрезентант не только упраздняет себя, становясь двумя соотносящимися предикатами, но и сохраняется в качестве первого понятия троичного умозаключения. Кроме того, то, что снято, сохраняет себя и в том, в чем оно снято. Очень яркий пример: вечность снята во времени. Вечность остается вечностью, но она же обнаруживает свое присутствие во времени в качестве "настоящего":

настоящее = вечность = бытие = есть.

Что только "есть" во времени — так это "настоящее=вечность". Прошлого уже нет, будущего еще нет. Можно бы сказать: нет самого времени, время ничтожно, время = ничто. Но антиномический ответ таков: времени нет, время есть (поскольку во времени снята вечность, снято само бытие). Св. Дионисий Ареопагит: "...более точным было бы назвать вечным само бытие, а временным — все возникающее в бытии" (Мистическое богословие. Киев, 1991. С.84).

"Как показал блаж. Августин, ...будущее непрестанно становит прошлым, и мы никогда не можем уловить во времени настоящее. Первое мгновение неделимо, его даже нельзя назвать бесконечно кратким, оно — вне временного измерения: это — момент-грань... Есть не время, а грань, и тем самым — прорыв в вечность. НАСТОЯЩЕЕ БЕЗ ИЗМЕРЕНИЯ, БЕЗ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТ СОБОЙ ПРИСУТСТВИЕ ВЕЧНОСТИ" (Лосский Вл. Догматическое богословие//Мистическое богословие. С.289).

Грубо, зримо: в веточке тополя сняты корешки. Достаточно поставить её в банку с водой, чтобы корешки обнаружили своё присутствие… И наоборот: корень тополя может выдать побег… В корешках СНЯТЫ вершки. Важное примечание: в каждом последнем понятии умозаключения снята его другая половина, так что надо бы написать, например, так:

Путь-дорога – пространство/время = скорость (инерция).
Путь-дорога – время/пространство = инерция (скорость).

То, что в скобках, – снято в своей «бесскобочной» половине…

Итак, снятие — смысловой центр второй пары умозаключений методологической подсистемы. Но соотносящиеся термины-предикаты обнаруживают себя идеализованными в понятии. Отсюда и ключевое слово третьей пары умозаключений — ИДЕАЛИЗАЦИЯ. У Гегеля снятие и идеализация (как противоречие и антиномия) — синонимы: "Снятие и снятое (идеализованное) есть одно из важнейших понятий философии, основное определение, которое возвращается решительно повсюду... Идеализованное есть конечное, как оно есть в истинно бесконечном — как некоторое определение, содержание, которое различено, но не есть самостоятельно сущее, а имеет бытие как момент" (Гегель. Наука логики//Соч. М., 1937. Т.5. С.98, 152). "ВЕС и РАССТОЯНИЕ от известной точки называются в рычаге его механическими МОМЕНТАМИ из-за ТОЖДЕСТВЕННОСТИ оказываемого ими действия при всем прочем различии между такой реальной вещью, какой является вес, и такой идеализованной, как голое пространственное определение, линия" (там же. С.99). "Разрешением ... противоречия служит не признание ОДИНАКОВОЙ ПРАВИЛЬНОСТИ и одинаковой неправильности обоих утверждений (обратных суждений антиномии. — Б.П.) — это будет лишь другой формой остающегося противоречия, — а ИДЕАЛЬНОСТЬ обоих определений, в каковой они в своем различии как взаимные отрицания суть лишь МОМЕНТЫ... Природа спекулятивного мышления... состоит единственно в схватывании противоположных моментов в их единстве" (там же. С.155).

 "Положение, гласящее, что КОНЕЧНОЕ ИДЕАЛИЗОВАННО, составляет ИДЕАЛИЗМ. Философский идеализм состоит не в чем другом, как в том, что конечное не признается истинно сущим. /.../ Философия есть столь же идеализм, как и религия, ибо религия столь же мало признает конечность истинным бытием, некоторым окончательным, абсолютным или, иначе говоря, некоторым неположенным, несотворенным, вечным. ...Еще с большим правом должны быть названы ИДЕАЛИЗОВАННЫМИ понятие, дух, идея... ТО идеализованным оказывается конкретное, истинно-сущее, ТО идеализованным оказываются равным образом его моменты в том смысле, что они сняты в нем; на самом же деле имеется только единое конкретное целое, от которого моменты неотделимы" (там же. С.159-160).

"...Бытие и ничто имеются не сами по себе, а суть лишь в становлении, в этом третьем" (там же. С.81). Гегель выворачивает платонизм наизнанку и поёт гимн мутному потоку становления. Так?

Мы различаем СНЯТИЕ и ИДЕАЛИЗАЦИЮ.

 Если репрезентант А-ряда СНЯТ в соотносящихся предикатах антиномии, то сами эти обратные предикаты ИДЕАЛИЗОВАНЫ в понятии, так что возникает умозаключение.

Однако тут же надо признать, что репрезентант снят и не снят в предикатах (не снят, т.е. остается собой в качестве субъекта антиномии и первого понятия умозаключения). Надо также признать, что обратные предикаты идеализованы и не идеализованы в третьем понятии (не идеализованы, т.е. остаются по-прежнему предикатами антиномии и вторым понятием умозаключения). Мы видим, что абстрактно-алфавитный текст прямо-таки принуждает нас выражать истину антиномически.

В каждом умозаключении "работают" все три методологических принципа: противоречие, снятие, идеализация.
(продолжение   http://stihi.ru/2010/02/14/5840  )