П. Бажов. Великий Полоз. Часть 1

Чувалова Татьяна
Это второй большой образ из сказаний Бажова и объединяет их с Хозяйкой Медной горы многое: и перевоплощения и проживания в подземном царстве. Исследуя этот образ мы сделаем многие открытия, связанные с его проявлением  в творчестве Бажова и в мировой литературе.

Вы должны были понять, что Хозяйка Медной горы древнее существо, но не менее древний и Великий Полоз, ведь сказания о змеях распространены по земному шару с глубокой древности.

 Тем более, что некоторые из волшебных пресмыкающихся считаются ПЕРВОПРЕДКАМИ и РОДОНАЧАЛЬНИКАМИ многих народов.

Типичный представитель австралийский Змей-Радуга, соединивший и жизнетворящую и жизнедарующую стихии и повседневный образ небесной радуги.
Исследователь Роланд Робинсон пишет:"...Змей-Радуга, должно быть, наиболее характерный культурный герой или первопредок в мифологии аборигенов. Его священное символическое значение - и (мужское) фаллос и (женское) лоно одновременно. Он - ВЕЛИКИЙ ОТЕЦ И МАТЬ ВСЕХ ФОРМ ЖИЗНИ". (Мифы и легенды аборигенов Австралии, М., 1887.)

Вы должны помнить, что Хозяйка, как древняя сущность, тоже выступает в женских и мужских образах.

Представления об этих сущностях являются древними, сакральными и эзотерическими.

УРАЛЬСКИЙ ВЕЛИКИЙ ПОЛОЗ УНАСЛЕДОВАЛ МНОГОЕ ИЗ АРХАИЧНОГО МИРА НАШИХ ГИПЕРБОРЕЙСКИХ ПРАЩУРОВ.

НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОН ИСКОННЫЙ ХРАНИТЕЛЬ ЗЕМНЫХ БОГАТСТВ, И ПРЕЖДЕ ВСЕГО - ЗОЛОТА.

ОДНА ИЗ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТ ЕГО - ОН ЛЕГКО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЧЕЛОВЕКА И КОГДА НАДО, ВНОВЬ СТАНОВИТСЯ ПОЛЗУЧИМ СТРАШИЛИЩЕМ.

"... и вот видят ребята - человека того уже нет. Которое место до пояса - всё это голова стала, а от пояса шея. ...глаза по гусиному яйцу стали, а шея змеиная... и вот из под земли стало выкатываться туловище преогромного змея.
Семёныч и объяснил ребятам:
Это есть Великий Полоз. Всё золото в его власти. Где он пройдёт, туда оно и побежит. А ходить он может и по земле, и под землёй, как ему надо, и места может окружить сколько хочет".

Аналогичные сказания распространены и в других горнодобывающих регионах, известна легенда "Про Колыванского Змея", записанная в 1937 году А. Мисюревым в селе Горная Колывань на Алтае.
 
"ИХ МНОГО,ЗМЕЕВ, БЫЛО В СТАРИНУ. НЕПРОХОДИМЫЕ ЗМЕИ БЫЛИ. И СВИСТЕЛИ ОНИ. ТАКОЙ СВИСТ ПОЛУЧАЛСЯ, КАК НА ФАБРИКЕ ГУДОК.ТЕПЕРЬ ОДИН ОСТАЛСЯ. ТОЖЕ НЕТ-НЕТ ДА И КРИКНЕТ, СВИСТНЕТ. БОЛЬШЕ ВЕСНОЙ СВИСТИТ, В ТЁМНЫЕ НОЧИ" (Сибирские сказы, предания, легенды, 1959).

Ещё в одном Бажовском сказе рассказывается о другом змее, хранителе подземных сокровищ, назывался он ДАЙКА.

"Владеет золотом престрашный змей, а зовут его Дайко. Кто у этого Дайка золотую шапку с головы собьёт, тот и будет золоту хозяин... В ту самую ночь, когда журавли прилетят, змей Дайко ослабу в своей силе даёт. Тогда и глуши его тайным словом"...

ПО СУТИ СВОЕЙ ВЕЛИКИЙ ПОЛОЗ И ДРУГИЕ ЗМЕЕПОДОБНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ МАЛО ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ПОДЗЕМНЫХ ДРАКОНООБРАЗНЫХ СУЩЕСТВ, СТОЙКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОТОРЫХ ЗАКРЕПЛЕНЫ В ФОЛЬКЛОРЕ БОЛЬШИНСТВА НАРОДОВ МИРА.

Русский Змей Горыныч тоже в горе живёт, потому и Горынычем прозывается.

ЗМЕЙ ДРЕВНЕЕ ТОТЕМНОЕ ПРЕСМЫКАЮЩЕЕСЯ.

Пример, русская народная сказка "Кузьма Скоробогатый", где проступают черты двух тотемных животных - ЗМЕИ И ЛИСИЦЫ.

Кроме того в русском народном фольклоре сохранились реликты древних арийских и доарийских представлений о Космическом змееподобном существе (драконе), первотворце вселенной.

По русским апокрифическим поверьям считалось, что Земля покоится на огнеродном Змее, живущем в Огненной реке или Океан-море (если считать раскалённое ядро Земли, процессы происходящее в нём, то они не так уж и не правы). А дальше интересней, читайте внимательно :

Итак, более подробная картина. Объясните, кто может.

ЗМЕЙ ПОКОИТСЯ ПОВЕРХ ВОЛА, ТОТ СТОИТ НА РЫБЕ, ПЛАВАЮЩЕЙ В МОРЕ, КОТОРУЮ ДЕРЖИТ ОГРОМНАЯ ЧЕРЕПАХА
(представления о ней восходят к самым истокам индоарийской древности и смыкаются с божественной личностью первопредка КАШЬЯПЫ, который в переводе с санскрита и значит "черепаха").
 Я опять возвращаю Вас к мысли о далёкой прародине и едином пранароде древности.