Was ist Идея? - Платон и Гегель

Борис Пинаев
Этот короткий текст может служить проимечанием к "Структуре национальной идеи". Итак:

ИДЕЯ
Хорошо бы уже на пороге выяснить, о чем идет речь. Что такое идея? Тут возможны самые разные формулировки. "Идея есть порожденный путем самоотрицающегося (при помощи числа) самоутверждения сверх-сущего Единого Эйдос, Ум, который, в свою очередь порождая из себя тем же путем Душу, а через неё и Космос, становится софийно-символическим Мифом. Короче говоря, платоновская Идея есть диалектически обоснованный умно-софийно-интеллигентно-символический Миф" (Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С.621).
 
Мудрено? Есть текст и попроще: "Язычество — прельщенность телом и тварью. В эпоху, когда оно в своей философии развивается до учения об идеях, оно дает эту прельщенность как систему идеализма. Но что такое идея? Идея есть смысл бытия. Бытие есть тело. След., идея есть смысл тела. Тело само по себе мертво, оно — антипод личности. Личность неповторима, тело — повторимо, формально-обще, тело — материал, слепой и глухой, осмысленный чем-нибудь иным. Стало быть, идея есть смысл мертвого тела, смысл слепого и глухого материала. Это значит, что идея — неличностна, недуховна, схематична. Но тело живет только идеей и смыслом, смысловой формой, ибо само по себе оно бессмысленно и бесформенно. Значит, в платонизме тело живет такой идеей, которая не есть идея чего-нибудь духовного или нетелесного, но телесного же. Сама идея нетелесна, но это идея — телесного. Идея осмысляет бытие только в смысле телесности, т.е. схематизма.

 Итак, кто признает существование ТОЛЬКО тела, тот НЕ МОЖЕТ УВИДЕТЬ И САМОГО ТЕЛА в его подлинной жизни, а видит в нем лишь схему, так как всякое тело не может быть ТОЛЬКО телом; и в полной мере оно только тогда, когда есть и ещё что-то, в отношении к чему оно — тело. Итак, культ тела и прельщенность телом диалектически приводят к проповеди тела как пустой схемы, тела как голого факта, которому несвойственно ничто личностное и духовное. Факт тела признается и поощряется, а смысл его отрицается. Такова диалектика всякого материализма, который есть язычество. …Конечно, раз у Платона есть учение об идеях, то он как-то идеалист. Но, по-моему, это такой идеализм, который по смыслу своему является подлинным и настоящим материализмом" (там же. С.848-849).
 
Так вот выглядит платонова идея в интерпретации Лосева. А что же у других? Возьмем, например, Гегеля в первоисточнике: "Идея есть истина в себе и для себя, абсолютное единство понятия и объективности. Её идеальное содержание есть не что иное, как понятие в его определениях. Её реальное содержание есть лишь раскрытие самого понятия в форме внешнего наличного бытия… Идею не следут понимать как идею о чем-то… Абсолютное есть всеобщая и ЕДИНАЯ идея, которая в акте СУЖДЕНИЯ … обособляет себя в СИСТЕМУ определенных идей, которые, однако, по своей природе не могут не возвратиться в единую идею, в их истину.

 …Говоря об идее, не следует представлять себе под нею нечто далекое и потустороннее. Идея, наоборот, есть всецело присутствующее здесь, и она находится также в каждом сознании, хотя бы в искаженном и ослабленном виде. Мы представляем себе мир великим целым, сотворенным Богом, и сотворенным именно так, что Бог открылся нам в нем. …Философия исстари не ставила своей целью ничего иного, кроме мыслящего познания идеи… Идея представляет собой СИСТЕМАТИЗИРОВАННУЮ тотальность… Наука, таким образом, кончает тем, что понятие постигает самое себя как чистую идею, для которой идея есть её предмет" (Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М.,1974. С.399-400, 401, 405, 423).

И Платон, и Гегель были пантеистами (последнего, конечно, не загонишь в чисто пантеистические рамки, однако он часто позволяет себе беспримесно-пантеистические формулировки). Для них "реальное содержание" идеи "есть лишь раскрытие самого понятия в форме внешнего наличного бытия": Единое — Ум — Душа — Космос (это Платон, точнее – его продолжатели-неоплатоники); Жизнь — Познание — Абсолютная идея (Гегель). Далее гегелева идея "решается свободно произвести ИЗ СЕБЯ момент своей особенности…, непосредственную идею как свою видимость, решается ИЗ САМОЕ себя свободно отпустить себя в качестве природы" (там же. С.424). В данном случае "природа" — это, конечно, платонов "космос". Гегель — это вывернутый наизнанку Платон; его "жизнь" — это платонова "душа", "познание" — платонов "ум", "абсолютная идея" — "единое".

У Платона свет умопостигаемого Солнца гаснет в космической пещере, где люди прикованы лицом к стене, так что способны созерцать лишь некие тени. У Гегеля (в конце концов) природа — лишь промежуточный этап эволюции идеи. Эта эволюция совершается "от простого к сложному" и завершается самым "богатым", содержательным понятием, коему имя — дух: Идея — Природа — Дух. Человеческий дух… Иногда невыносимый.

Завершение платонизма — неоплатонизм, однако неоплатоническая эманация Единого вывернулась наизнанку и стала каббалистической эволюцией Единого. Учение Гегеля было вершиной эволюционной каббалистики? Дальше идти в этом направлении просто некуда. Сегодняшней науке интересны вовсе не философские измышления Гегеля, но его вклад в логику.

 На пороге лишь нужно сказать, что германский мыслитель видел Логику как СТРУКТУРУ: "Логическое по своей форме имеет три стороны: а) абстрактную, или рассудочную, б) диалектическую, или отрицательно-разумную, в) спекулятивную, или положительно-разумную" (там же. С.201). Конечно, структура Логики вовсе не такова, но важна сама структурированность Логики.
 
Структура же, по представлениям современных философов, есть "строение и внутренняя форма организации СИСТЕМЫ, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между её элементами, а также законов данных взаимосвязей. С. — неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем" (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. Изд. 4-е. М., 1981. С.354-355).
 
Лишь хаос лишен структуры. Идея, конечно же, должна обладать структурой, которую даровал Бог, Пресвятая Троица.