Чего мы лишены. Часть 1

Японский Сонет
.
.
....Недавно, в одной из передач, посвященных культуре, услышал: пишущих стихи становится больше, а людей читающие стихи – меньше. Сегодня можно смело утверждать, что авторов всё больше затягивают проблемы формирования собственной читательской аудитории, т.к. без «обратной связи» смысл творчества теряется.
....Не имея времени и желания заниматься описанием собственных наблюдений, но внутренне их сформулировав и сведя к одному, на мой взгляд, самому основному вопросу, я спросил у «яндекса». Результаты поиска публикую ниже.       
.
Из статьи: Общение с искусством как сокровенный личностный процесс (Ю.Б. Борев)
.
.
....Художественно-творческий процесс состоит из ряда звеньев: действительность – художник – произведение – реципиент (читатель, зритель, слушатель) – действительность.
....Художественная критика выступает как организатор этого процесса и влияет на все его звенья и на характер взаимодействия между ними.

1) Критика воздействует на творческую личность художника, формируя ее самоконтроль и осуществляя социальную и эстетическую корректировку художественной деятельности. Критика порой ранит авторское самолюбие, и все же без нее нет творческого роста художника. Он нуждается в самоконтроле, который неизбежно опирается на критику.
----
2) Критика влияет на творческий процесс создания художником произведения и поэтому включает в себя некоторые проблемы психологии творчества и художественного мастерства. Анализ творчества других художников и предшествующего творчества данного автора необходимы при создании нового произведения, такой анализ дает творческому процессу важные импульсы и ориентиры.
----
3) Критика формирует поле общественного мнения вокруг художественного произведения, что способствует его социальному функционированию, осуществлению самого бытия произведения как предметно-физического, реального и как общественно-духовного, идеального явления.
Критика усиливает взаимодействие жизненного опыта автора и реципиента, помогает более эффективному постижению публикой художественной концепции, заключенной в произведении.
----
4) Критика формирует процесс восприятия произведения реципиентом. Это близко к задаче режиссера: вскрыть заложенную в художественном тексте мысль, интерпретировать ее. Творчество художника может оказаться невостребованным современностью, если критика не подготовит аудиторию к восприятию и пониманию нового слова в искусстве.
----
5) Критика воздействует на реципиента и всю аудиторию искусства, формируя ее художественные вкусы и социальные ориентации. Ценностное рассмотрение художественных явлений – один из важных моментов художественной критики. Познание воздействия критики на публику происходит с помощью конкретно-социологических исследований. "Критик призван быть не читателем, а свидетелем читателя, – тем, кто следит за ним, когда он читает и чем-то взволнован" (Валери. 1993. С. 118).
----
6) Критика формирует пострецепционную активность читателя (зрителя, слушателя) и характер его воздействия на действительность под влиянием художественного впечатления. Критика стимулирует и направляет активное вторжение в жизнь воспринимающей искусство личности. Интерпретацией произведения и прямыми социальными выводами критика способна воздействовать на сознание и социальную активность реципиента.
----
7) Критика воздействует на действительность, давая ее опосредованный произведением и непосредственный анализ и оценку. Критика делает прямые сопоставления произведения и действительности, анализирует художественную правдивость произведения. Изучение жизни, а не только искусства входит в круг профессиональной подготовки критика. Художественная критика – один из способов социального анализа общества.
.
....Критика ДОЛЖНА обусловливать характер и направление силовых линий, идущих от художественной традиции и влияющих на все элементы художественно-творческого процесса.
....Критика ДОЛЖНА помогать и художнику, и своему читателю ориентироваться в современном искусстве, в художественной моде, в классическом наследии и его традициях, во всей художественной культуре в целом.
....Критика ДОЛЖНА быть "основана на совершенном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений" (Пушкин А.С.)
.
КРИТИКА ДОЛЖНА БЫТЬ!!!
.
------------------------------------------
критики, журналисты, эссеисты приглашаются к сотрудничеству со страничкой Японский Сонет