Итоги февраля. Вадим Ямпольский

Большой Литературный Конкурс
Продолжается народное голосование на странице http://www.stihi.ru/2010/02/20/7235




Предуведомление

Автор не в состоянии абстрагироваться от собственных идеологических установок и вкусовых предпочтений, присутствием которых, строго говоря, и ценны подобные обзоры. С другой стороны, - я старался объяснить свою позицию. Успехов и удачи сочинителям и читателям.

Первая пятерка

1. Сергей Пагын «И в роль войти землемера К…»
http://stihi.ru/2010/01/12/6002

Чтение «Замка» вызывает чувство тревоги, беспокойства, настороженности. Исторический процесс, развивающийся по собственным законам, вдруг обращает внимание на «маленького человека» и вовлекает его в водоворот событий и явлений, которые нельзя изменить. Сначала мы просто недоумевающие свидетели, а потом уже - объекты бесчеловечного эксперимента. Препарируемые тараканы (вспомним Николая Олейникова) или свиньи, отправленные на заклание (вспомним «Процесс» того же Кафки). Стихотворение Сергея Пагына кажется несомненной удачей. Отсылки к выдающимся предшественникам, как известно, ко многому обязывают, современная поэзия, увы, изобилует примерами аллюзий «из ниоткуда». Появление землемера К. в этом тексте, напротив, вполне естественно и органично. И правда: «Боже, Твои снега до самой души моей». Тревожная интонация, выдержанная от начала и до конца. Спасибо Сергею за хорошие стихи.

2. Борис Панкин «Допустим, умер Бог, а мы за ним…»
http://stihi.ru/2010/01/08/6381

Стихотворение-парадокс. На смысловом уровне речь идет об отсутствии Бога, об отсутствии замысла Творца, которому всё подчинено. В то же время автором избрана строго упорядоченная сонетная форма. Эта оппозиция хаос – порядок не оставляет равнодушным. В конечном итоге, сам язык заставляет усомниться в справедливости заявленного тезиса. Впрочем, это неудивительно, поэтическое содержание неотделимо от формы высказывания. Спасибо, Борис.

3. Сергей Фаттахов «К чему вдаваться в мелкие детали?»
http://stihi.ru/2008/09/07/3534

Автор без сомнения наделен и вкусом, и чувством меры, а потому горькая ирония первых строф оказалась сбалансированной серьезной и сильной концовкой. В итоге мы имеем не рядовую «шутку юмора», а удавшееся лирическое стихотворение, которое хочется перечитать. За что и поблагодарим Сергея Фаттахова.

4. Кукурме «Снег над Ленинградом»
http://stihi.ru/2010/01/23/467

Поэтическая легкость к пишущей братии захаживает довольно редко, на фоне подавляющего большинства тяжеловесных опусов современников и предшественников автор стихотворения «Снег над Ленинградом» являет собой счастливое исключение. Уж не знаю, в чем тут дело, ан обретают его стихи крылья время от времени. Лирика Рахмана Кусимова (это и есть Кукурме) бежит от всякого рода пафоса, как от огня, прячась за тонкими ироничными замечаниями и разговорной интонацией. Источником вдохновения для уважаемого автора является сама жизнь, о которой вы не хуже меня знаете. Одна беда: иногда кажется, что, несмотря на хорошее исполнение, узнаваемый стиль и прочие неотъемлемые атрибуты сложившегося поэта, - Рахман исключает из текста самого себя и показывает кого-то очень на себя похожего. Впрочем, это не повод исключать «Снег над Ленинградом» из списка понравившихся стихотворений (хотя рифма «невыносимо-красиво» и не поражает воображения ;). Скажем спасибо Рахману.

5. Не Похожа На Риз Уизерспун
http://stihi.ru/2009/08/22/3798

Как только напряженность переживаний достигает критической отметки, оказывается, что приличных слов для выражения невыразимого в русском языке нет. Я не могу с этим согласиться. Это камень в огород автора по поводу последней строки стихотворения. Что до остального, то мои запросы вполне удовлетворены. В особенности, «пустотой морфемного распада». А также вот этими строками:

как бьется сердце медленно и гулко
как тихо ожерельями звеня
хмельная ночь бредет по переулкам

Давайте порадуемся вместе этому негромкому празднику. И поблагодарим автора.

Высокое косноязычие

6. Дмитрий Холостой «пермский говор»
http://stihi.ru/2010/01/12/5438

Честные стихи, выполненные на достаточно высоком уровне. Рифмы «хамелеонство-потомство» и «две-злобе» находятся уже на грани моего восприятия, но есть основания полагать, что этот дискомфорт – результат «высокого косноязычия» автора. Этому тексту не хватает перехода от бытового пласта в экзистенциальный, текст смотрится довольно ровно, но к концу – напряжение спадает, а должно бы возрастать. Мне было приятно познакомиться с этим автором.

7. Дмитрий Тамбовцев «Нищий»
http://stihi.ru/2009/12/29/7542

Решительно не понимаю смысла фразы «полушка по рублю». В остальном – хорошее стихотворение, понятное каждому. Автор точен и безжалостен в своих наблюдениях за жизнью:

Я отчаянно свободен. Только хлеба не куплю.
Я владею целым миром. Я дышу через него.
Моя ниточка пунктиром. И не стоит ничего.

Ещё три стихотворения

8. Вл. Чугаев «Слепое кино»
http://stihi.ru/2006/02/06-682

Начало и конец стихотворения кажутся достаточно сильными, а вот середина, напротив, разбавленной в смысловом отношении.

Где на ощупь узнают, кто чужой,
Кто влюблен, а кто – с похмелья – остыл,
Где зарежут – так уж честно: ножом,
А не взглядом равнодушно-пустым.

Всё это верно, но выглядит, как разжевывание материала для неуспевающих школьников. То, что «узнают на ощупь» непосредственно вытекает из того, что кино «слепое», и не требует прямого называния.

9. Евгения Костюкова «О летающих ежах».
http://stihi.ru/2010/01/26/6914

Изящно, мило и философично, а, стало быть, достойно упоминания.

10. Мария Маркова «О тихом и простом…»
http://stihi.ru/2009/01/02/733

Узнаваемое и добротно сделанное стихотворение. Но думаю, что далеко не самое сильное из тех, что вышло из-под пера Марии Марковой. Увы, мне так и не удалось почувствовать, почему «больно от тихого и простого». Возможно, причиной тому - толстокожесть автора этих строк. В любом случае, я не раз задавался вопросом: «почему сказано так, а не иначе»? При чтении многих других стихотворений Марии таких вопросов не возникает. Вместе с тем, уровень исполнения ставит меня в безвыходное положение.