Дени Дидро. Племянник Рамо 2008. 12

Алла Гозун
От кого: Алла Гозун
Кому: Тамара
Дата: 26 Июл 2008 16:29:52
Тема: Когда одна, когда в тиши ночей...

Какие пронзительные стихи есть у Ходасевича!

Странник прошёл, опираясь на посох...
Мне почему-то припомнилась ты.
Едёт пролётка на красных колёсах -
Мне почему-то припомнилась ты.
Вечером лампу зажгут в коридоре -
Мне непременно припомнишься ты.
Чтоб ни случилось на суше, на море
Или на небе, - мне вспомнишься ты.

1922

От кого:  Тамара 
Дата: 27 Июл 2008 16:06:09
Тема: Музыка - вне и внутри.

                Дорогая Алла!
               Мой компьютер тоже заразился вирусами, и пока его как
               следует не почистили, я ничего никому не посылала,
               чтобы не перенести заразу.
               Кроме того, Петя по приезде оккупировал его.
               Он привёз из Парижа полторы тысячи фотографий,
               показывал их всем нашим друзьям с подробными
               комментариями. Кроме того, он описал свои парижские
               впечатления о дирижёрской  работе и о самом Париже.
               Он - молодец - справился со всеми поставленными там перед
               ним задачами и продирижировал спектаклем, не имея ни одной
               полной репетиции. Сказывается двадцатилетний опыт работы
               в оркестре и с оркестром.
               Дважды в день  я  хожу в Стёпину квартиру кормить
               его Кота.  Жарко, тяжело.- Как будто  я одета в две шубы.
         
               Радуюсь Вашим новым стихам.
              Всегда знала, что у Вас будет ещё много чудных
              стихов!  Прохладных,  как подводный мир,  в котором
              Вы, плаваете, меланхолично помахивая плавниками,
              и встречаете то ли полузатонувшие видения, то ли
              плещущие устремления выйти на берег - к травам,
              цветам, к небу.  Вы - юная, Вы - нежная! 
            
От кого: Тамара
Дата: 31 Июл 2008 09:51:51
Тема: Re: Когда одна, когда в тиши ночей...
 
               За неспособностью что-либо написать, пользуюсь завалами
               памяти, не совсем уверенная в точности воспроизведения.
               В молодой моей голове всё время звучали стихи или музыка.
               Больше там ничего не было.

               Я тело в кресло уроню,
               Я свет руками заслоню
               И буду плакать долго, долго,
               Припоминая вечера,
               Когда не мучило "вчера",
               И не томили цепи долга.
               
          ОНА
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий
И смел и горд - я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.
 
Вы, конечно, узнаёте. - Николай Гумилёв.         
Хорошо бы записать все  любимые  стихи,
что ещё остались в памяти...

                До свиданья!   
                Т.
From: Тамара
To: Алла Гозун
Date: Mon, 18 Aug 2008 01:24:30 +0700
Subject: Импровизация.

            Блаженные поля, ровный свет, вечно-цветущие деревья,
            небесные хоры исполняют элегические напевы - и мы с Вами,
            две молодые девушки, взявшись за руки, не чуя под собой
            ног, ходим по травам и горам, немножко под хмельком от
            душевной переполненности.

            И ничего уже не отменишь, всё совершилось так как надо.
            Наша встреча была предназначена, иначе мы  никогда бы
            не встретились. Все стебли и лепестки свежи и блестящи,
            и ландыши с георгинами цветут в одно время, так же, как
            мы в пять  минут можем прочитат из Шекспира и Бродского.
            Всё в нас и кажется, что можно бы вместить  и ещё больше, 
            да не надо - пусть оно является нам потихоньку и полегоньку;             
            бокалы уже полны и каждая капля может оказаться лишней.
            На кустах сидят вышитые шёлком птицы, вязаные коты  сияют    
            зелёными и золотыми пуговицами. Игрушечный паровозик
            пускает клубы черного дыма и белого пара.
            Сиреневая женщина-птица сложила крылья и молча вещает.
            Дробности, дискретности нет, только целое звучит
            и движется без тактовых черт.

От кого:   Алла Гозун
Дата: 26 Авг 2008 00:34:47
Тема: Re: Импровизация.

Именно так всё и происходит:
ландыши с георгинами цветут в одно время, сиреневая женщина-птица
сложила крылья и молча вещает, а на кустах сидят вышитые шёлком птицы
и так блаженно-хорошо поют, что глаз не хочется открывать.

           Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий...

Вчера, гуляя в парке, зашли с Сашей в выставочный зал на выставку
георгин. Геoргина по-английски  почему-то называется - Dahlia - Далия.
Ну никакой тебе романтики - то ли дело  - Георгина!
Были очень красивые экземпляры от самымх миниатюрных до гигантских.
Ах, как они великолепны! -  Королевские цветы.

                Как испанские знатные гранды,
                Что идут , не касаясь земли,
                Как на старых полотнах инфанты,
                Как портрет королевской семьи.

Походили, поглазели, повосхищались... Говорили о Веласкесе,
о его знаменитой и загадочной картине «Менины» (фрейлины),
которую ещё называют «Семья Филиппа IV», говорили о том,
что Веласкес был кумиром многих художников, что Пикассо
за один только год  написал более 50-ти вариантов
на тему этой картины.
Вы, конечно же, поняли при чем здесь Веласкес,  инфанты,
короли, короллевы, фрейлины, и гранды. Одного взгляда
на георгины достаточно, чтобы подумать обо всё этом.
Одно непонятно, как они ходили в этих роскошных воротниках.
Должно быть это были сущие ошейники.

Верите ли вы в телепатию? Если нет, то как бы вы отнеслись к тому,
что в последнеев время довольно часто со мной происходит?
Как-то попалась мне в руки книга Н. Берберовой  с воспоминаниями
и статьями, в одной из которых она пишет о повести Дени Дидро
"Племянник Рамо", пытаясь (и небезуспешно) представить его предтечей
наших господ нигилистов. Мне почему-то вдруг остро захотелось перечитать
эту повесть.  Когда-то, во времена оны, в моей библиотеке был  сборник
произведений Дидро.

Так вот, лежу я, полеживаю, и думаю  - где бы мне этого
«Племянника Рамо» достать? И, понимая, что это дохлый номер,
погрустила я погрустила да и забыла.
И вот... через какое-то время ( несколько дней  или неделя)
захожу я совершенно случайно к своей соседке, что живёт на
втором этаже. - Случайно, потому что к ней я обычно не хожу.
Да нет, не случайно! 
Ну вот, посмотрела я  ТВ и собираюсь уходить, а прямо передо
мной книжные полки. - Ну как не подойти?  Подхожу. Смотрю.
И что же!!! Хотите верьте, хотите - нет, но прямо передо мной
стоит книга, а на корешке написано  - Дени Дидро.
Я прихожу в дикое волнение и  спрашиваю соседку: - Откуда? 
Ответ, естественно, был: – Оттуда.
Конечно, меня больше бы устроило искреннее удивление соседки,
которая бы сказала, что видит эту книгу впервые в жизни,
потому как это была бы мистика чистой воды.  Но нет, так нет.
Привезла так привезла. Главное, что телепатия работает!
Или ещё вчера был случай не менее странный.  – Конечно, человек,
не верящий в эти метафизические штучки,  сказал бы, что ничего
странного в этом нет, и что всё это не более, чем совпадение.

Однако.... Несколько дней тому назад я вдруг как-то отчётливо
думала о Михаиле Сопине, о дикой свистопляске вокруг его имени,
о том, что у меня есть две его книги его стихов с  дарственной
надписью и  многое чего другого.
И вот вчера включаю русский канал ТВ, а там  «крутят»  фильм
«Вологодский романс»,  киностудии Ленфильм. Дай, думаю, посмотрю.
Смотрю... А там Михаил Сопин - сидит на кухне в окружении  друзей
и читает им свои стихи; на нём какая-то куцая выцветшая гимнастерка,
лицо измученное, взгляд - светел и полон огромной внутренней силы.
Потом пошли кадры удивительной пронзительно-грустной северной
природы, вологодских деревень и самой Вологды, и глуховатый его
голос за кадром. Я  слушала этот голос, и сердце моё саднило от печали.
Мда-а-а... так вот...
Ничего случайного  в этой жизни  не бывает - на всё есть причина.

«Он.  - Взгляните, однако, который час, мне пора в Оперу.
Я. -  Что  сегодня дают?
Он. -  Оперу Доверня. В музыке у него есть неплохие мест; жаль только,
что не он  первый их сочинил. Среди покойников всегда найдутся такие,
который приводят в отчаяние живых. Но что поделаешь?
Quisque suos(non) patimur manes.(каждый несёт свою кару).
Однако уже половина шестого: слышу колокол, который призывает
к вечерне  аббата Кане, да и меня. Прощайте, господин философ!
Не правда ли,  я всё тот же?
Я.  -  К несчастью , да.
Он.  -  Пусть бы только это несчастье продлилосьещё лет сорок:
хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.»

Мне кажется, что я уже писала об этом, и вообще - меня всё время
мучает  вяло-текущее  подозрение, что всё это уже было со мной раньше.
У меня сейчас  какой-то неопределенный период: ничего и никого не жду,
и ни на что не надеюсь. Какое-то внутреннее, с трудом преодолеваемое,
оцепенение. Импеданс(по-научному).
Хотя... как сказал племянник Рамо:
-Пусть бы только это несчастье продлилось ещё лет сорок....
Всегда Ваша.
А.
                Георгины

             Гаснет день. Словно в песне старинной,
             Выхожу я в заброшенный сад
             Посмотреть как цветут георгины,
             Строгой  прелестью  радуя взгляд.

             И как будто застыв в изумленье
             От своей неземной красоты,
             Молчаливо приемлют почтенье
             Величавые эти цветы,  -

             Как испанские знатные гранды,
             Что идут, не касаясь земли,
             Как на старых полотнах инфанты,
             Как портрет королевской семьи.

             09/09/97