П. Бажов. Великий Полоз. Часть 6

Чувалова Татьяна
Не люблю ходить в должниках, даже виртуальных. Пожалуй, "Соборы" подождут, а закончу тему Великого Полоза И Хозяйки, дабы мне стихов не написать, а вот реабилитировать свой женский род к 8 Марта придётся.

Итак возвращаемся к циклу былин о Добрыне Никитиче. К сожалению, у меня только отрывки, полных без цензорской обработки источников почти нет. Я использую разрозненные данные из многих источников, может встреченные мною много лет назад, а теперь ложащиеся в канву эссе.

Так, на слух - использую и Дёмина,  Носовского и Петухова, Макаренко и есть цикл рассказов о земле русской, переведённых в 19 веке и опубликованных только сейчас.

 Вот тут так много раскрывается о русской истории, сама ДИВУ даюсь, многие факты вообще оказываются другими и очень интересными. Часто пишу то, что запомнила, поэтому, к сожалению, источник не всегда высвечиваю, знаю и всё!

Вернёмся от индийского эпоса к русскому фольклору.
Добрыня Никитич и Маринка (Марина Игнатьевна) - не спрашивайте, не знаю, почему так зовут. Эпизод сожительства Маринки и Змея Горыныча, ему то и нанёс Добрыня Никитич оскорбление. Но Маринка этого не простила и обратила его в тура.

Для нас важно не это -
ВАЖНО, ЧТО ЗМЕЙ ЖИВЁТ НЕ В КАКИХ-ТО ТАМ ПЕЩЕРАХ ГДЕ-НИБУДЬ ДАЛЕКО В ГОРАХ, А В САМОМ

КИЕВЕ, В ОБЫКНОВЕННОМ ТЕРЕМЕ; МАЛО ТОГО - ЕЩЁ И В ПОСЕДЕЛКАХ С КРАСНЫМИ ДЕВУШКАМИ

УЧАСТВУЕТ.

Добрыня, бросив камень в окно, напугал Змея, что тот снчала обделался с головы до ног, а потом убежал, а Маринка ему следом:

"Воротись, мил надежда, воротись, друг!
Хочешь я Добрыню оберну клячею водовозною?
Станет-де Добрыня на меня и на тебя воду возить,
А ещё - хошь, я Добрыню оберну гнедым туром?"
.................................
"Обернула ево, Добрыню, гнедым туром,
Пустила его далече во чисто поле,
А девять туров, девять братников,
Что Добрыня будет им десятый тур,
Всем атаманам - золотыя рога!"
(Добрыня Никитич и Алёша Попович, М., 1974, с. 162.

Но на этом злоключения Добрыни и Маринки не заканчиваются, они становятся мужем и женой. Но "медовый" месяц продолжался недолго, а может его и не было.

 ВЕДЬМА ОНА И ЕСТЬ ВЕДЬМА. КАКАЯ ОНА Б НЕ БЫЛА ЛЮБВЕОБИЛЬНАЯ И РАСПРЕКРАСНАЯ.

Добрыня, что ж - мужик - ИСКРОМСАЛ КОЛДУНЬЮ НА КУСОЧКИ.

АКЦЕНТЫ НА КОЛДУНЬЮ МАРИНКУ - РЕЗУЛЬТАТ ПОЗДНЕЙШЕЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ОБРАБОТКИ - СКАЗИТЕЛИ,

ПЕВШИЕ БЫЛИНЫ БЫЛИ РЕВНОСТНЫМИ ХРИСТИАНАМИ ДА ЕЩЁ И СТАРООБРЯДЦАМИ- ПУТЁМ ДОБАВЛЕНИЯ

СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЭПИТЕТОВ  ПЫТАЛИСЬ ВНЕСТИ СВОЙ ВКЛАД В БОРЬБУ С ОСТАТКАМИ ЯЗЫЧЕСТВА.
СУТЬ ЭТИХ ОБРАЗОВ ДРЕВНЕЙШАЯ МИФОЛОГЕМА СОЕДИНЕНИЯ ДВУХ НАЧАЛ- МУЖСКОГО (ЗМЕИНОГО) И

ЖЕНСКОГО, НОСИТЕЛЬНЕЦЕЙ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ МАРИНКА, КОТОРАЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

АРХАИЧНОГО ЖЕНСКОГО БОЖЕСТВА МОРЕНЫ.

!!! В ОБОБЩЁННОМ ПЛАНЕ ПОЛУЧАЕТСЯ И МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ НАЧАЛА - ОБА ВОПЛОЩАЮТ В СЕБЕ

ЕДИНСТВО ЖИЗНИ И СМЕРТИ!!!!
Отношения Змея и Добрыни не ясны. В записях со слов онежского сказителя Трофима Григорьевича Рябинина, рисуется такая картина:

"Да издалеча, из чиста поля,
Из-под западной да с-под  сторонушки,
Да й не гром гремит, да шум велик идёт:
Налетела на молодого Добрынюшку
А й  Змеинище да то Горынище,
А й о трёх змеинище о головах,
О двенадцати она (так!) о хоботах"
(Тот же источник с. 7.)

А далее интересней:

"... А у нас -то с тобой записи написаны
Да у тоя ли у славныя пучай-реки:
Не съезжаться б нам в раздольице чистом поле,
Нам не делать бою, драки-кролития
Да промеж собой бы нам великого.."
(тоже с. 14)

Вот так. Картин сколько на тему ЭТОГО сражения написано, а у них оказывается сражения не БЫЛО, а был договор!

Забава Путятична, племянница Владимира Красное Солнышко, похищенная Змеем живёт в его чертогах вполне комфортно. Добрыня совершенно спокойно выводит её из подземных чертогов вместе с другими заложниками. Отчего так стало вдруг?
А ничего необычного, вернее, обычная жизнь. Обмен пленными, переговоры. Только кто с кем воюет и почему?
Ибо есть и другой вариант былины, где змей выступает в женском роде, Добрыню величает младшим братом, а себя его младшей сестрой.

ЭТО ТОТЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, КАЖУЩИЕСЯ НАМ НЕПОНЯТНЫМИ, ПОТОМУ ЧТО УТРАЧЕНА РОДОВАЯ ПАМЯТЬ.

Арийская нагическая традиция закрепилась и сохранилась в мировоззрении всех индоевропейских народов.
 К этому относится цикл эпических сказаний о Вольге (Волхве Всеславиче), далее по тексту " Былины и песни Алтая, Барнаул, 1988, с 112)
 Он  сын Змея и матери -княгини. Любовная связь со змеем и рождение от него детей, а особенно, благородного героя, популярных сюжет славянских преданий.
"Ты меня сватаешь, мама,
Сватаешь, а не спросишь,
Хочу ли я выйти замуж.
Змей меня любит, мама,
Змей любит, возьмёт меня в жёны,
Под вечер ко мне приходит,
И нынче придёт по вечер..."

"Ходила княгиня по круглым горам,
Ходила она с горы на гору;
Ступала княгиня с камня на камень,
Ступала княгиня от люта змея,
На люта Змея на Горыныча,
Вокруг её ножки змей обвивался,
Вокруг её сапожка сафьянова,
Вокруг её чулочка скурлат-сукна,
Хоботом бьёт её в белые груди,
Во белы груди человечески;
Целует во уста её сахарныя,
От того княгиня понос понесла,
Понос понесла, очарователа;
Носила в утробе чадо девять месяцев.."

Вот Вам и старое значение старого слова и перерождение, случившееся с ним. Сейчас оно значит совсем не то. Я, признаться, читала и обалдела, как так! Но дочитала, может это и было более правильное выражение и посмотрите сколько в последних строчках любви и человеческой нежности. А надо кричать - кайся, грех!Да за угол на перешёптывания. Потому и детей мало, что не любят в основе своей потомство, не ждут его сладостно-трепетно. Не все, конечно, но превращение человека по нисходящей всё же идёт.

Но суть этого не в соитии с простым змеем,

ЭТО ТОТЕМНЫЙ ЗМЕЙ, КОГДА БРАЛИ В ЖЁН СЛАВЯНСКИХ КРАСАВИЦ И ОТ ЭТОГО СОЮЗА РОЖДАЛИСЬ
БОГАТЫРИ.

Придётся закончить в другой раз. Опять развезла. Мне, как автору, интересны не мои размышления, а именно приводимые былины, их слова, ритмика, настрой - ведь за этим стоят тысячелетия истории мировой культуры и нашей российской, родненькой.