Две Венеции

Ирина Каховская Калитина
                7. Две Венеции.
       (фантазия, навеянная собственным путешествием и
         «Летейскими водами» П.П.Муратова)

                «Всем посвящения венцы
                Нам были розданы – и свиток
                Прочитан всем, - и всем напиток
                Летейский поднесли жрецы»…

                Вяч. Иванов.    Из сонетов
                «Нежной тайны».

          Есть две Венеции.Одна из них встречает,
          смеется и шумит и праздник обещает…
          лениво тратит свой досуг на площади
          Сан-Марко, на Скьявони, на Пьяцетте…
          и кажется желанной и счастливейшей на свете…
          В ней – голуби, огни, столы у «Флориан»а,
          разноязычный говор и стекляшки из Мурано…
          движенье волн людских напоминает море…
          и кажется неведомым ей горе…
          ему сюда не просочиться, не попасть –
          здесь просто негде яблоку упасть:
          играет музыка, журчит толпа людская
          по плитам каменным, забот не допуская
          о бренности земной… сверкают зеркала,
          снуют гондолы, бьют в колокол
          на Torre dell`Orologio. Очи долу
          тут не опустишь, некогда….
          ну, разве что, на пол, чтоб посмотреть
          из мраморных мозаик…
          и, будь ты, хоть поэт, иль хоть прозаик,
          твой голос будет трудно различить –
          толпа журчит, поет, смеется и кричит
           каким-то общим гомоном безликим…
           На это смотрят лев, мозаик лики…
           и, все-таки, благословляют жизнь,
           прекрасную, как всякая чужая,
           увиденная быстро и случайно,
           как море с неизменным криком чаек…
           (но в тишине его таинственных глубин
           нет места для изменчивых картин:
           вода прозрачна, если отстоялась, …
           здесь слишком глубоко, а шум и шалость –
           все на поверхности, на гребнях волн осталось)…
           В той жизни прелесть есть, она витает,
           как птичка – без забот, как ангел Рая,
           как дитя… нет чувства времени…
           и все легко, шутя…
           И… вовсе этого не изгоняя прочь,
           нет-нет, совсем не осуждая,
           любя ее и утверждая,
           нельзя не осознать, когда совсем невмочь:
           устал от праздника (и некому помочь) –
           он не животворит, не утешает…
           ты – часть толпы, но, все-же одинок,
           (и день не в день, и ночь не в ночь)
           и этот пир вдруг утомляет…
         
           Но есть Венеция иная...
           Она не вся на Пьяцце и  Пьяцетте…
           Немного вглубь… и шум ее, как ветер
                дальний,
           слегка напоминает гул вокзальный…,
                но вот и он затих…
           а редкий звук шагов напоминает стих
                или аккорд печальный…,
           их ритм, как след воспоминаний тайный,
           манит какой-то радостью прощальной…
           Воображение скользит по водной глади
           и простирается на образы и клади
           прохожих редких, мостиков, домов и
                дивных арок…,
           и жизнь уже не в тягость. Как подарок
           ее воспринимаешь, столь бесценный,
           что соответствовать ему не всякий мог…
           и избранных уже отметил Бог,
           таланты разбросав по всей Вселенной…
           …И то, что было лишь живописною
           подробностью Пьяцетты, - гондола черная,
           платок такой же на плечах венецианки, -
           здесь выступает в строгом,
                почти торжественном
           значении обряда векового…
                Bella Bianka
           стоит на узком Понте дель Парадизо
                и мечтает,
           забывшись… и, задумавшись, кивает
           своим каким-то мыслям, а вода…
           вода их поглощает так же, как
поглощает здешние все звуки…,
          приковывая странно взор к лону зыбкому
          колеблемых и странных отражений…
          И Тишина – Silenzio на сердце…
          И… вдруг, как будто приоткрыли дверцу
          в иные времена, иные нравы –
          в Мизерекордия – аббатстве величавом
          пустынные тревожные дома
          заброшены, как старые тома,
          забытые на полках древних улиц…
          Безлюдье… неподвижность мелких вод
          красивого когда-то водоема,
          напоминает давний-давний сон,
          внушая чувство тихого покоя,
          какого не бывает в этой жизни…
          И умирание и таяние жизни тонкое
          здесь явлено во всем –
          в туманном облике Мурано и
          Альп Фриуля снежных, за
          ними все, что было в жизни прежней
          оставлено… и глубоко уединение Мурано,
          лагуной окруженного…
          Работницы Мурано так бледны…
          Их лица, словно воск, и кажутся
          еще бледнее в обрамлении платков…
          Не тени ли все это?
          Не тень ли и гондола, плывущая к Венеции?
          И воды эти – не воды ль смерти и забвения?
          Всего лишь призрак прошлой жизни – Венеция,
          лишь пир чужих людей
          на брошенном когда-то месте…
          и прежняя Венеция жива лишь только
          на полотнах Тинторетто, Карпаччио,
          Тициана, Веронезе и вод летейских гения –
          Беллини… - он много написал мадонн,
          простых, задумчивых, серьезных…
          не грустных, не веселых, а созерцательных
          и тихих душ, в которых полнота и прелесть
          равновесия… и  не таков ли сам художник?
В его картине* запечатлено единственное
  верное мгновение меж жизнию и смертью…
          в нем тайна чистоты ее глубокой,
          невыразимого души покоя…
          Мысль о Венеции владеет всей душою,
она сквозит повсюду: в плитах каменных террасы,
в ограде мраморной, улыбке тихих вод,
в прозрачном небе и полете взгляда к вершинам гор,
в прощальном трепетном очарованье мира
  и светлом женском образе, волнующем с тех пор,
как был написан он художником мечтательным и     мудрым…
И чудо происходит с нами, северянами, вступившими
В Италию чрез воды золотые Венеции –
лагуны воды становятся и в самом деле водами
летейскими… поэтому легко мы пьем вино забвения
в гондоле проходящей, а также
пред старыми полотнами в венецианской церкви, или
блуждая переулками молчащими,
или среди приливов и отливов толпы  говорливой
на площади  Сан-Марко… И жизнь становится
необычайно легкой ношей и все былое обращает в дым
иль горстку пепла , приросшую к паломника груди…
Bella Italia!  Прекрасная земля! Ты – как мечта,
со слабым шумом моря, дарующим лишь
светлую улыбку души освобожденной, испытавшей
очарование и силу вод летейских… так вот что эти воды,
в которых отражаются златые облака… и в крае этом
мы узнаем страну наших молитв, мечтаний и очарований…
и часто там бродили наши души в уединении скал,
в местах соединения моря, неба, суши…

                1-5 ноября 2005 г.


 __________________________

* Речь идет о картине Джованни Беллини «Аллегория дерева жизни», позднее был найден источник этой аллегории (сюжет взят из французской поэмы  ХYI века «Паломничество души». Картина должна называться «Души чистилища».



на фото: Дж.Беллини "Аллегория дерева жизни".