Андрей Грунтовский - Путь к Воскресению

Отзвуки Небес
__________ «Клянусь честью, что ни за что на свете я не захотел бы переменить отечества, ни иметь другой истории, кроме истории наших предков, такую, какую нам Бог послал...»
____________________ А.С. Пушкин

Для всякого, кто непредвзято глядит окрест и имеет мужество заглянуть и в свою душу, очевидно, что Россия сейчас на пороге... На пороге и русское искусство. Наша словесность, наша поэзия стоят перед небытиём. Либо – и никто не в силах предсказать точно, – произойдёт полное рассеивание русской нации и культуры, либо – воскресение и возрождение...
Поэзия – древнейшая форма искусства, известная человеку. Традиционная поэзия воплотилась в народной песне и в церковной молитве. Поэзия и посейчас во многом выполняет обе эти функции: несёт идеалы народности – национального самосознания и идеи молитвенного служения.
Как только не истолковывался смысл творчества в искусствоведении. Да, у литературы много граней, но содержание её одно – национальная идея, выраженная художественными средствами. Для русской литературы – это русская идея, русский дух, – вот смыслообразующая суть поэзии.
Что происходит с ним?
Сейчас надо осознать опасности, но – главное – найти силы для их преодоления. За последние 15 лет тиражи книг упали в 100 – 1000 раз, тиражи литературных журналов – и более того... Залы на поэтических вечерах пусты, стадионы... – не до стадионов сейчас. Телевидение? – и оно не для нас. Государственные издательства – ликвидированы. Критика, потеряв идейную базу – рассеялась, литературоведение – ушло в подполье. Государство оставило брошенную литературу Соросам на разор.
Зайдёшь в писательский союз: «молодые поэты», которым за сорок, а то и за пятьдесят, «молодые прозаики» – за семьдесят... Грустно... Впрочем, случается, что люди расписываются и на склоне лет – на всё воля Божья. Не самое это страшное, а то грустно – как пишут и что пишут.
Возможно ли ныне – при всём том – явление великого национального поэта, прозаика? (а меж тем СМИ подсовывают обывателю лже-мессий, поставивших своё перо на дело разрушения России).
Неужели Русскому народу уже не нужна поэзия, вообще – словесность? Ужель и во всём мире книга отомрёт в условиях эрзац-культуры нарастающей глобализации? Ужели безвозвратно разрушен национальный менталитет быть может самого поэтичного народа? (Не зря самоназвание «славяне» переводится как: песнотворцы, певцы, словесники...)
Литературный процесс во многом оказался заложником процесса политического... во многом литература виновата сама и всё, что получено – по грехам... А значит – как во все времена – покаяние есть первый и главный шаг на пути к возрождению.
Сколько сборников и авторских книг попадало в мои руки за последнее время – каюсь, даже не в силах перечесть всё, а не то что дать чаемые отзывы... И вот в моих руках сборник «Отзвуки Небес» (составители: Евгений Капустин, Владимир Панарин, Елена Трофимчук). Действительно – двадцатилетние, со всей России, но... нашедшие друг друга, а главное – Путь.
Читаю с предвзятостью: ну, что ещё! Да, традиций не видно... Где пушкинская, тютчевская, есенинская?.. Да, порой мастерства не хватает, но... А может это славно на самом деле, что с нуля, с чистой страницы... Табула раса. А может оно и к лучшему... С удивлением обнаруживаю: вот народилось, пришло поколение поэтов, сложившееся после поэтического бума шестидесятых-семидесятых, и никакой Сорос, никакая закулиса ничего с этим не поделают!.
Много было там замечательного, но и... Кто подражал Вознесенскому, а кто и Бродскому – в какие только кривые переулки Русской Поэзии не заносило наше поколение! Это от несамостоятельности, от отсутствия голоса... А что же нынешние? Да где-то разрыв с традицией, да... все огрехи, что свойственны молодой музе, но главное – свой голос. Да и не чудо ли, что они вообще есть!
А на столбовую дорогу русской литературы они выберутся. Всенепременно, ибо – «всё остальное приложится...» Это уже видно... Лишь бы не заиграться высоким словом, не соблазниться на открывшихся стезях... О, сколько ныне поминающих Бога всуе – нынешних конъюнктурщиков или иных – дерзающих о Православии, но захваченных тленом рок-поэзии, или ещё иных – «современных», «воцерковлённых», но не покаявшихся... По-прежнему в поэзии множестве тупиков и... куда пойти незрячему?..
Не оказался бы этот первый взлёт – одним лишь первым пылом новообращенных... Но нет – тут истинность веры, тут подлинность покаяния, а потому и – поэзия. А потому и – соборность. Храни их Бог. И оттого вериться: «идущий за мною стал впереди меня...»  Пусть станет... Хорошо бы, что б стал...

Сколько слагающих слово
На покаянной Руси!
Снова пытаясь и снова...
Господи, их упаси!
Господи Иисусе,
Речи твои тихи...
Как же я сам спасуся?..
Разве что вот... стихи.
Если они спасутся, –
Может, замолвят Там...
Может быть вознесутся
К самым Его стопам...

Андрей Грунтовский, поэт,
прозаик, драматург, литературовед