Вениамин Нежданов. Стихи

Таверна Мерлина
Вениамин Нежданов. Стихи http://www.stihi.ru/2010/01/09/7101
Вениамин Нежданов http://www.stihi.ru/avtor/vnegdanov

Мы представляем вам подборку стихов трагически погибшего поэта
Вениамина Нежданова (1951-2001). Стихи приводятся по недавно вышедшей
из печати книге В. Нежданова «Иной простор». Прочитайте их – не так часто
встречаешься с настоящей поэзией.  И поэтом, настолько предвидящим свою судьбу.

Благодарим Ирину Каменскую и Сару Бернар за спонсирование
этой публикации.

Стихи В. Нежданова  http://www.stihi.ru/avtor/vnegdanov

_____________________________Страница Вениамин Нежданов

Песенка об осенних листьях

Войди в осенние леса,
там кроны в красках лисьих,
как будто рыжая лиса
околдовала листья.
Собьет их струями дождей,
и вновь — леса безлисты,..
а листья лягут у корней,
черны и серебристы…
Войди в прозрачные леса.
Ах, что с листами стало?
Знать, черно-бурая лиса
их переколдовала.
____________________________

Я влюблен...

Я влюблен — так ребенок носит
целый день на руках бельчонка,
все задумываясь о чем-то
и не знает,
что он… влюблен.
____________________________________

Эта будет женой...

Эта будет женой
не моей, не моей, не моей…
Эта будет порой
удивленней смотреть и добрей…
Станет свитер вязать,
гуще неба в ночи, для него,..
колыбельку качать
и уже не желать ничего.
Что за отсвет в очах?
Ближний свет или свет отдаленный?
То домашний очаг?
Или образ любви обойденной?


           ***

Замру, любимой руку протянув,
пусть муравей с ладони на ладонь
переползет, росинкою блеснув.
_____________________________

Невидимые птицы ветра

Невидимые птицы ветра
не поддаются прирученью,
и ни ответа, ни привета
ни веткам вербы приручейной,
и ни травинкам, вмиг застывшим,
ни васильку, ни Иван-чаю…
Умчится ветер, не простившись,
да в воду канет, исчезая, —
где небеса плывут под вербой,
где солнце в омуте не тонет,
дрожа в сверкании неверном,
в своей расколотой короне,
и свет рождая тот, что светит
в начале — не в конце туннеля… —
к иной вселенной.

Странник — ветер,
в нее проникнув, уж не стелет
ни трав и ни полос тумана,
не освежает глаз болящих…

Он склонен к экзерсисам странным:
к табло неоновым, слепящим,
согнать дождинки на контакты,
шипеньем управлять змеиным —
тревожным кодом, чтобы как-то
виновных или же безвинных
предостеречь…

Но знает кто же,
у ветра азбука какая?
И растерявшийся прохожий
шагнет в шалман к двуногой стае…
Где правит бал кретин с рогами,
и прут копыта из ботинок,
где звуки, как на пилораме,
где поедальный поединок,
где кровь и спирт в одном бокале,
где быть не дьяволом — «без мазы»,
где не нашла коса на камень,
пока не слеп косарь безглазый,
где людоеды лизоблюдам
бросают страшные подачки,
где не к суду, а к самосуду
зовут приказы и подначки,
где…
кто-нибудь из адской зоны
на волю выйдет на мгновенье,
и неожиданно озоном
его одарит дуновенье…

Он вспомнит, что на белом свете
есть белый свет… и золотистый,
и сумрак леса,.. странник — ветер,
и солнце на воде ребристой, —
хоть что-то… есть для человека.
Сама вселенная! Не что-то…
Ну как в аукционе неком
не видеть основного лота?

И не платя, не зная цену,
и не плодя грехов в оплату
за возвращение вселенной,
принять как в детстве, как когда-то,
как дар, как будто так и надо,
мир человека. Зверя. Птицы.
…И распознав посольство ада,
за визу сослепу не биться.
…И ветер замечая в листьях,
в своей вселенной возвращенной,
гадать: куда ему пролиться?
Следить, как он, скользя по кронам,
до самых трав себя низвергнет
и сам себя в ручей уронит, —
где небеса плывут под вербой,
где солнце в омуте не тонет.
________________________________________

Ариадна

За белое пламя жасмина, за свет,
в листве отраженный, жемчужный,…
за занавес мира, которого нет
отныне,…
и больше — не нужно, —
в беззвездную бездну
за болью вослед,
поскольку она лишь — не чужда
отныне…

С незримою тенью — сестрой,
пусть не-милосердья, но все же —
уже не один на один с темнотой —
в плену лабиринта, быть может…

Прощай, Ариадна, и свет над тобой —
жасминовых звездочек стая! —
Уводит соперница, девочка-боль,
прозрачная и ледяная.
Уводит от света. Теряется нить…
Прости, Ариадна! Не смею
к жасминному пламени взгляд возвратить —
отныне,..
когда полюбить — как сгубить,
Тесей обернется Орфеем.
_________________________________________________

Метаморфозы. Теневой бизнесмен

Ответственно, в подтяжках, в БМВ,
в дыму от не-саратовского «Кента»
о чем-то договариваться с кем-то
и слыть не лохом в странной Нью-Москве.
…Куда Фаворский и куда Доре,
коль графикою налов черно-белых
владеть столь скрупулезно и умело,
что не до сна агентам галерей?
Не выставляться, дабы не смущать
налоговой полиции посланцев:
искусствоведам в штатском не понять,
что твой девиз — не упустить ни шанса
и «крыши», как и неба, не менять!
В Нью-Бизнесленде, что Россией звать,
где телефон и пейджер на прослушке,
где ходишь по тротиловым хлопушкам,
где в одр обернется и кровать,
где ты партнер, художник и мишень,
где ты игрок,
к чему все эти игры?
Между Евфратом, говорят, и Тигром
был Райский Сад и ласковая сень,
и карточки «Америкен-экспресс»
среди цветов поблескивали в кронах,
по-ангельски звенели телефоны… —
Твори свой бизнес посреди чудес,
в гармонии
со всем и вся твори.
Но нет Эдема —
вновь в аду зачем-то,
в дыму от не-саратовского «Кента»,
пытаться выжить,
будто на пари.
____________________________________________

Куда-нибудь...

Куда-нибудь — на звездные луга…
Мне грустно на земле. Точнее: больно…
А там — не знаю. А верней, забыл.
Когда, как слайд, постылый мир застыл,
в нем изменений нету ни фига,
вообще, движений, вольных иль невольных, —
куда-нибудь — на звездные луга…
Там вечный новогодний фейерверк,
там травы из теней, цветы из мрака
и ветер от колеблющихся крыл,
когда вираж проходит Азраил…
В полнеба. Не считая звезд, как вех,
неся опознавательные знаки:
эмблемы ада, рая — снизу вверх,..
но не ко мне полет свершая сей…
Иль каменный пирог на именины,
со свечками, как символами лет,
как водится, дают лишь на земле,..
а здесь обносят? Боже, уж скорей
я — вне игры: миры Твои отринув,
вселенную любви я счел своей.
Карающие Ангелы Твои —
лишь Ангелы с горящими мечами…
Куда им до карающей любви,
дарующей последнее отчаяние.
______________________________________________

Легенда Сент-Джеймской больницы

Блеснет игла,
блеснет ланцет
под лампой — маленькой луной…
Спешу в страну, где жизни нет,
спешу в страну, где жизни нет,
а есть лишь звездный блеск ночной.

Господь окончил этот срок.
Друзья приносят скорбь на лицах,
а также яблочный пирог,
креольский соевый творог
сюда — в Сент-Джеймскую больницу,
сюда — в Сент-Джеймскую больницу.

Но вот является Христос,
ко мне является Христос,
сюда — в Сент-Джеймскую больницу.
Он — темнокожий и беспечный…
И мне Он задает вопрос:
— О, брат, ты хочешь сдвинуть вечность?
Спеши вступить со мной в союз,
Я жизнь твою продлю на годы,
но сочинишь за это блюз
и душу вложишь в этот блюз…
Вставай писать Сент-Джеймский блюз!
От смерти нет свободы…
Пускай твой блюз играют негры
на всех своих похоронах,*
на всех своих похоронах,
в слезах, с улыбкой на устах,
Сент-Джеймс!

Мой блюз готов.
Я слезу сотру.
Мой блюз готов.
Я живу еще.
Но я иду хоронить сестру,**
вот я иду хоронить сестру…
О-о-о…
И слезы стекают воском —
так плачет черный Христос.
Два мула везут повозку…***
Веди меня по дороге слез,
возьми меня на дорогу звезд —
скорее вослед за нею!
Возьми мою душу, черный Христос!
Возьми мою душу, черный Христос!
Я больше жить не сумею…

Да я сочинил этот скорбный блюз,
да я сочинил этот страшный блюз!
Возьми его вслед за нею!
Возьми его вслед за нею!

В нем кровь звучит
и хлороформ…
В нем кровь звучит
и хлороформ…
В нем кровь звучит
и хлороформ…
и плач моих детей…
Но я хочу
в иной простор!..
Но я хочу
в иной простор!..
Но я хочу
в иной простор!..
туда
где нет
смертей…
------------------------------
* Нью-Орлеанская традиция
** не обязательно по крови (речевая особенность)
*** афро-американская традиция.
_______________________________________

Художнику

Обволокла цветная мгла,
и снова мечешься как бешенный,
когда мольберты занавешены,
как после горя зеркала.
______________________________________-

Поэту. Монолог Верлена

________«Осенних скрипок льются долгие рыданья,..
_________и навевают грусть и грезы, сердце раня.»
___________________________Поль Верлен «Осенняя песня»

Я — Верлен. Я вернусь,
и Париж меня встретит и вспомнит,
и скрипичная грусть
позовет на бульвары из комнат…
За летящей листвой,
из гудящих бистро и отелей, —
в нежный дождь, вслед за мной…
Я — Верлен. Я вернусь в самом деле.
Я корявый мужик,..
брат корней… сен-жерменских платанов…
Я затем и возник,…
чтобы кроной восстать из тумана.
Я — Верлен. Я влюблен.
Я — Париж, ослепленный пейзажами.
Я воскрес. Я смущен:
что сказать вам,
воскресшие заживо.
__________________________________________

Любовь Пиросмани

              1

   Танцовщица, пьяная ритмом
   кропила не кровью — духами.
   А звали ее Маргарита,
   она танцевала в духане.

               2
   Над столиком плыл Пиросмани
   в дыму чьей-то трубки бессонной…
   Но с пира веселого сманят
   жирафы с глазами Мадонны…

               3
   Кахетинского
   дух парит там,
   звезды бьют
   в черепичный панцирь.
   А Нико
   зовет Маргариту,
   а она
   все уходит в танце.

               4
   В желтом свете луны грузинской,
   из картины уйти посмев,
   похоронной вторит волынке
   недописанный желтый Лев…

__________________________________________

    Ян Корчак

Эрнст Теодор Амадей,
там, на небесных полянах,
ты посади для детей
ландыши из марципана.
Чтоб не споткнулись они,
Эльза и Вернер и Бруно,
выше голов протяни
арфы эоловой струны.
Эрнст Теодор Амадей,
как же Щелкунчик и Фея?
Елку укрась поскорей,
звезд для нее не жалея.
Глупый Мышиный Король
пусть нестрашней станет малость,
но сбереги его роль,
чтоб эта сказка осталась.
Эрнст Теодор Амадей,
счастливы будут, наверно,
в блеске волшебных огней
Эльза и Бруно и Вернер,
Гретта и Дитрих и Фред,
Ганс, Каролина, Йозеф…
Там, в небесах, горя нет —
там лишь от радости слезы…
Эрнст Теодор,
Эрнст Теодор,
Эрнст Теодор Амадей…
_____________________________________

Собачьи песни. Динго

Мне бы день бы, хоть один бы,
погулять в пустыне рыжей,
погулять в пустыне рыжей,
австралийской, как и я…
Если ты — собака динго,
то тебе свобода ближе,
то тебе свобода ближе,
чем двуногие друзья!
Ну а дикая охота
начинается с восхода,
начинается с восхода
над оранжевой травой…
не хозяйская забота
и не клуб собаководов —
ничего, кроме свободы
здесь не властно надо мной!
__________________________________________

Собачьи песни. Колли

Зеленые волны шотландских холмов,
я вас не увижу доколе?
Я пастырь овец, я слуга пастухов.
Я колли! Я колли! Я колли!
Напрасно звучат за спиной голоса,
мол, славлюсь я мордою лисьей…
Я колли! Собака! И я — не лиса,
и я не лиса даже в мыслях…
О белая грудь и роскошная шерсть,
о легкие ноги и ветер!
Я мчусь, я лечу, словно добрая весть,
ну как не гордиться мне этим?!
__________________________________________

О коте

Спасите дикого кота
от дикости его.
Примите дикого кота
как друга своего.
Умойте дикого кота
шампунем и росой
В котах какая красота?
Ну, скажем, — хвост трубой,
И шкурка искрами блестит
у мытого кота,
и кот — с достоинством сидит.
Какая красота!
Ваш кот не скачет по ветвям,
гоняя воробьев.
И молоко, что дали вам,
он с вами пить готов.
теперь ваш кот — не дикий кот,
приличный кот вполне,
он песни дикие поет
лишь ночью, при луне…


                ***
Ангел-хранитель зовет и качает крылом.
Ангел, ответь, где же Земля?
Что я увижу, мой ангел, за тем виражем?
Кто там в дали?.. Прежний ли я?
Там на Земле, как прицел, перекресток дорог…
Не убивай, Город ночной!
Время настало мое, «вот вам бог, вот порог».
Шаг за порог. За болевой.
Как стоп-сигналы горели в пространстве костры…
«Остановись! Остановись!»
Помню, как искры взметались, коварны, остры,
плыли к лицу, сыпались ввысь…
Жаль я не смог жить не скорбя.
Ангел-хранитель, зачем ты меня не сберег?
Благодарю, Ангел, тебя…


© Copyright: Вениамин Нежданов, 2010
Свидетельство о публикации №11001097101