Что такое Венок Сонетов - перекличка?

Семинар Юрия Петровича
В далеком уже 2009 году я получил "странное" на первый взгляд предложение от открытого мною тогда автора – Сандры Калининой – написать венок сонетов-перекличку. Мало того, что меня испугала сама идея писать венок сонетов (я примерно знал, что это далеко не просто), так ещё и перекличка. Обещал подумать, уточнив некоторые технические детали. О них ниже.

Далее Сандрочка замешкалась, и хотя я был готов, работа в тот момент не пошла.

А в это время у меня на заочном обучении находилась Александра Радужная, которой я в порядке обучения и предложил попробовать написать такой венок. Она согласилась. Что из этого получилось судить читателю (ссылка в конце эссе).

Затем и Сандрочка сподобилась реализовать со мной в дуэте свою идею.

А уже в начале 2010 года мне удалось склонить на этот эксперимент очень интересного автора, скрывающего себя под псевдонимом Канатчикова Дача (все ссылки в конце эссе). А дальше пошло-поехало и на сегодняшний день таких перекличек мной с соавторами написано уже 13.

Итак, возвращаясь к определениям, венок сонетов-перекличка это "венок сонетов" только по форме, т.е. отвечает следующим основным правилам построения классического венка сонетов, а именно:

— в него входят 14 сонетов, где первая строка следующего, является последней строкой предыдущего;
— каждый сонет состоит из 14 строчек по любому из классических канонов построенный, т.е здесь уместна и попарная, и закольцованная и перекрёстная рифмы, а также классическое шестистишие в конце.
— 14-й сонет является замыкающим - его последняя строка является первой строкой первого сонета;
— из первых строк 14-ти сонетов складывается магистральный сонет – "Магистрал", который несёт в себе квинтэссенцию всего венка.

А вот дальше начинаются принципиальные различия.

Если классический венок сонетов пишется от Магистрала, т.е. сначала Магистрал, а потом 14 сонетов,раскрывающих замысел автора, то венок сонетов-перекличка (переписка) пишется собеседниками по очереди, и Магистрал складывается по ходу переписки.

 Они, конечно, следят за тем, чтобы в получающемся по ходу переписки Магистрале был смысл, чтобы рифмы не хромали, ритм соблюдался, но, начиная писать первый сонет, авторы понятия не имеют, чем дело закончится. Поэтому в готовом виде это получается роман, детектив или что-то в этом роде, реже переписка-размышление о жизни.

Структура Магистрала выбирается по взаимной договорённости, но чаще в ходе диалога и определяется тем, чья очередь писать в этот раз.

Авторы как бы перекидывают мяч друг другу. Иногда это довольно коварные подачи, которые можно и не отбить, что очень усложняет задачу, однако в итоге получаются довольно симпатичные переписки, которые можно разыгрывать в театре двух актёров. Лучше, когда собеседники – мужчина и женщина.

Они, как бы, высекают искры вдохновения друг из друга. Принимают подачи. Отбивают мячи.

Поэтому первый опыт в этом жанре мы назвали "Менуэт на батуте". Не правда ли забавно? Один собеседник приземляется на батут, а другой под влиянием его импульса взлетает вверх, что-то там сочиняет, падает вниз и свой импульс передаёт собеседнику.

В течение года я участвовал в трёх таких переписках. Все три венка получились совершенно разными и по тематике, и по стилистике. Это связано с тем, что соавторы были совершенно разные и по возрасту, и по месту обитания, и по направленности творчества. Я как-то смог договориться со всеми.

Могу судить только о собственном опыте. К сожалению, насколько я знаю, у меня и моих соавторов-собеседниц пока не нашлось последователей в стихирном пространстве. Вряд ли они найдутся, на сей момент, и в других литературных интернет-пространствах.

Итак, вот отсюда начинаются 1-й (с Александрой Радужной (г. Киев)) и
 3-й  (с Канатчиковой Дачей (г. Тбилиси))венки сонетов:
http://www.stihi.ru/2009/03/27/1895

А здесь целиком можно прочесть второй венок (с Сандрой Калининой (г. Ярославль)):
 http://www.stihi.ru/2009/11/11/4862

Во всяком случае, мне лично, такой способ "писания на тему" гораздо больше по душе, нежели пресловутые конкурсы, где задаётся тема или ритм, и многие авторы начинают в этом состязаться.

Наш способ гораздо более ненавязчивый и продуктивный, мне думается.

Пользуясь случаем, выражаю своим соавторам-собеседницам глубокую признательность.

Жду, как всегда, конструктивных рецензий, вопросов (они помогут доработать текст эссе). Мне на сегодня думается, что многие тонкости остались за рамками рассмотрения.

Однако мне очень хотелось донести эти идеи до читателя.

Как это удалось, и насколько силён иллюстративный материал, судить читателю.

Всегда ваш,

Ю.П.

31/03/10
ш_ш_ш_ш_ш_ш

А сегодня, 7 мая 2010 года закончен ещё один Венок-перекличка. На этот раз с Виолеттой Анисимовой.
Прочесть его можно пройдя по ссылке всё от того же "Сонета-1-Вода"

http://www.stihi.ru/2009/03/27/1895

Что интересно. На этот раз действительно получилось философское произведение, поднимающее вечные проблемы и полностью отвечающее определению "Венок Сонетов"

На сколько это удалось, судить читателю.

07.05.2010
ш_ш_ш_ш_ш

Лето прошло спокойно и бабье лето не принесло сюрпризов. И вдруг в октябре в переписку со мной выразила желание вступить Маргарита Рамазян. Очень интересный автор из Санкт-Петербурга. Но не успели мы с ней дойти до половины венка нашлась ещё одна поклонница нарождающегося жанра - АлександраЛТ Петрова из Вильнюса. География растёт и ширится, уверенно продвигаясь к западным границам бывшего союза. Оба венка, и пятый и шестой были закончены практически в один день.

Перекличку-5 с Маргаритой Рамазян "Воспоминание о будущем" вы найдёте здесь:
 http://www.stihi.ru/2010/12/08/5889 или по ссылке из Сонета - 1 - Вода

В перекличку-6 с АлександраЛТ Петровой "Карнавал" попадём по соответствующему пути через Сонет-1-вода.

Передохнуть однако долго не удалось. В перекличку вступил г.Ногинск в лице Елены Ватеса Смирновой. Диалог получился очень психологический и философский, как и положено диалогу педагога и психотерапевта.
Излишне говорить, что в Перекличку - 7 "Вакуум и Роза" можно попасть из всё той же "Воды":
http://www.stihi.ru/2009/03/27/1895

Но видно писать венки параллельно - крест Вашего покорного слуги. Ещё не дописав перекличку-7 я пригласил к диалогу г.Самару в лице Ирины Шулениной. Но в силу того, что Вода уже собрала 7 соавторов, ниже вы поймёте почему на этой цифре было решено остановиться, я решил не просто сменить размер и тему, но даже позволил своей собеседнице первой начать разговор на интересующую её тему. Под Новый Год такой темой, естественно, оказался "Маскарад".
И вот, на свет появился ещё один венок, уже без воды, уже пятистопным ямбом и моему перу здесь принадлежат чётные сонеты.
Излишне говорить, что "Вакуум и роза" и "Маскарад" были дописаны практически в один и тот же день.
Чтобы попасть на начало "Маскарада" и не опоздать "на ёлку" прошу следовать по ссылке:

 на Сонет - 1 - "У ёлки" к Ирине Шулениной:
   
http://www.stihi.ru/2010/12/28/7106

Увы! Недавно Ирина Шуленина закрыла свою страничку. Объяснив это "неудовлетворённостью своим творчеством". В итоге её Сонеты стали недоступны для прочтения. Прислать тексты мне (для публикации единым блоком) она отказалась. Так что из этого диалога Вам будет доступна только моя часть - чётные сонеты и МАГИСТРАЛ. Они мне дороги. Из принципа у себя их оставлю. Кому интересно, можно найти их здесь:

http://stihi.ru/avtor/sailrain&book=48#48

Теперь несколько слов о том, почему разговор, начинающийся с "Воды" был ограничен семью лишь собеседницами.

Самый первый соавтор - Александра Радужная - предложила завершить проект "Венком венков", а именно, ни больше ни меньше, написать совместный венок со всеми семью соавторами. Я - все нечётные сонеты, а соавторы все чётные по порядку написания наших венков, т.е. 2 - Александра Радужная, 4 - Сандра Калинина, 6 - Канатчикова Дача, и т.д.
После того как венок будет закончен читатель, несомненно, сможет его оценить.
Следите за афишами, т.е. периодически возвращайтесь к этому эссе. Оно - живое и развивающееся, как жизнь.

Ну, кто следующий?

Помимо уже сложившихся восьми соавторов?

Ваш покорный слуга готов начать новый венок-перекличку на предложенную тему и на чётном месте, т.е. 2-4-и т.д. Сонеты - мои; 1-3-5 и т.д. - Ваши.

19/01/2011

Однако если кто-то не прочь начать с "Воды" восьмую перекличку, это, отнюдь, не возбраняется. Итак....

09/11/2012

Прошло ещё три года. Написано ещё три венка. Все ссылки там же - в Воде, кому интересно.

И вот теперь в 2023 году на 14 году проекта закончены все 14 сонетов от воды, причем тринадцатым апостолом оказался мужчина. Вот уж не ожидал. Николай Ошустович из Одессы. Символично!

Но если у кого нибудь возникнет охота написать 15 венок от "Воды", я не возражаю.


Соавторы, ау!!!!


Жду предложений.

За сим остаюсь всегда ваш,

Ю.П.

PS Для желающих продолжить переписки-переклички я написал небольшую методичку:  http://stihi.ru/2022/01/27/7016

PPS. А вот здесь находятся все магистралы 13-ти венков, законченных на сегодняшний день.  В каждом магистрале ссылка на венок-перекличку, чтобы читать их целиком, не переходя по ссылкам.
       Однако при этом ко всему венку предпосылается лишь одна иллюстрация, тогда как, переходя по ссылкам, мы видим перед каждым сонетом свою картинку, а значит восприятие замысла автора становится гораздо более адекватным.
       Как знакомиться с этой глыбой материала судить читателю и выбирать ему.
       
           Сборник Магистралов Венков-Перекличек от Воды:

                http://stihi.ru/2015/04/04/5157