Исаакиевский собор

Валентин Клементьев
«Господи, силою твоею возвеселится царь»
Изречение на северном портике фасада


Плеядой зодчих в Невском граде,
В честь императора Петра,
Был возведён с парадным блеском
Храм – покоряющий сердца!

Творенье мысли – Монферана!
И воля батюшки-Царя!
Вдохнули жизнь в созданье храма
Потомкам добрым на века.

Великолепный и красивый,
Монументальный и большой,
Религиозной веры – символ,
Предстал Исаакиевский собор!

Архитектурной доминантой
Храм возвеличил чин Петра,
Менялись титулы и ранги,
Текла разливами Нева.

Он потрясает своей мощью,
Великолепием трудов,
Давно ли были только рощи?
Да стук повозок батраков?

Давно ли здесь леса шумели?
Пел песни звонкий соловей,
Шмели здоровые гудели
Среди берёзовых ветвей.

Ходили шведы по болоту,
Тянули сети из реки,
По рукавам стояли боты,
Росой блестели лепестки.

На вересковых, зыбких топях
Стояли крепости врагов,
Напоминали башни копья
На всём пространстве островов.

Но, вскоре, царским повеленьем
Был дан указ, создать оплот,
И закрепить все поселенья
Для императорских господ.

За рубежи морской державы
Отважно бились моряки,
Они несли почёт и славу -
Для царской, отческой Руси!

Война по воле государя
Тянулась звеньями побед,
И появлялись вскоре зданья
Во славу чести долгих лет.

Адмиралтейство – переломом
В мощь укрепило берега,
Росли из камня бастионы
Неимоверностью труда.

К воде расчищен ровный гласис,
Землёй засыпан длинный ров,
Разбита площадь по участкам
На территории складов.

Однопалатной Колокольне
Дано рождение – Петром!
Сруб деревянный силой воли
Построен с памятным крестом.

Исаак Долматский – покровитель!
Предел восточного крыла,
Он, - словно ангел и хранитель
В успокоение Петра.

Мужицкой удалью сноровки,
Традиций северных широт:
Явился купол – «окантовкой»
Над безмятежной гладью вод.

Голландский шпиль и скатом крыша
И стиль на западный манер
И, чуть, Царя, шаги заслышав,
Приоткрывалась мягко дверь.

Толпились в церкви прихожане,
Молебен дьяконы вели,
Духовной веры христиане
Сюда с надеждой кротко шли.

С годами церковь отсырела,
В коленки холод пробивал,
Пред алтарём душа кипела,
Ну, а священник тосковал.

И балки рушились от влаги,
Сочились капли с потолка,
Вело конструкцию и лаги
По оси каждого крыла.

Но вскоре дыры залатали,
Да прорубили два окна,
Печь обложили изразцами,
На двух столбах колокола.

Иконостас златою рамой,
Подсветкой свечи на стене, -
Воссоздавали контур храма
В простой и ясной красоте.

Обили стены штофом ткани,
Установили фонари.
В густом и утреннем тумане
Мерцали жёлтые огни.

Венчанье в церкви – завершеньем
Подводит царская семья,
Здесь провели богослуженье
За победителя царя.

Второй виток архитектуры
И в новом облике собор,
В дань уважения культуре
Отпел молебен певчий хор.

И дарование проснулось -
Заслуг Великого Петра,
И солнце лету улыбнулось,
Всплеснула шелестом Нева.

Прямоугольное строенье,
Звон колокольни и часы -
Меняет ход воображенья
Для человеческой судьбы.

Все моряки в Балтийском флоте
Здесь клятву верности несли,
Входили в гавань на восходе
Линейным строем корабли.

Куранты звучностью напева
Играли плавно сольный лад,
С развитьем знаний жизни – древа
В плоть оформлялся стильный град.

Непрочность грунта в основании
И близость вод Большой Невы,
Лишь пошатнули прочность зданья,
Разрушив кладку у реки.

Гроза ненастьем меч вонзила,
Взметнулся реквием огня,
И все творенья погубила
Под плотной массою дождя.

Расстроен свод и шпиль собора,
В негодность стены и карниз,
И продолжались дни разбора,
Пока не пал осенний лист.

Сенатской площади – рожденье,
Воздвигнут третий храм Петра!
Екатерина в прославленье
Вписала росчерком пера.

Ринальди взялся за работу,
В фундамент вложена медаль.
Текли по стрелкам дни и годы,
Лучи пронзали ширь и даль.

Над грандиозностью проекта
Трудились снова мастера,
Определён судьбою вектор, -
Дать волю мысли торжества.

Пять куполов абрисом линий,
Массивность стен и толщина,
Меняют общую картину
В эпохе старого двора.

Очередная смена царства,
На обсуждении проект:
Закончить храм для государства,
Как того хочет высший свет.

Тут пригодился опыт Бренна,
Отказ от малых куполов,
Сурдинкой нот летело время,
Менялись линии основ.

На цоколь мрамор положили,
Фронтон увенчан кирпичом,
И внешний облик исказили
Над предыдущим чертежом.

Писалась колко эпиграмма,
Да поднялась от всплеска «пыль»,
Акимов,  – в строгость наказанья
Был сослан каторгой в Сибирь.

Забрезжил луч проникновеньем,
Пришёл на смену Монферан,
Он воплотил своё творенье
В недосягаемую грань.

Сам император Александр
Одобрил план простым пером,
К ногам творца спустился лавр -
Всепоглощающим венцом.

Наброски линий и эскизы
И сохраненье алтаря,
Колонный портик и карнизы,
В соотношении ордера.

Изобретательность новаций,
Каркас железною дугой,
Листы подробных аннотаций -
Архитектурною средой.

Пять глав с массивным барабаном,
Колонный портик и квадрат:
Подводят чёткий облик храма
Для симметричных колоннад.

Проект новаторских течений
Был обращён в горячий спор,
И после долгих представлений
Заложен, всё-таки, собор!

Вбивались сваи в основанье,
Качали воду из траншей,
И проявлялись дарованья
Простых крестьянских сыновей.

Каменоломни – испытаньем,
Там мрамор в плотности скалы!,
Являл упорство созиданья
Для человеческой судьбы.

На скальном каменном массиве
Чертилась линия границ,
Рукой испытывалась сила,
Да жилы тощих кобылиц.

В отверстья клинья забивались,
Кувалдой били мужики,
От боя горы сотрясались,
Летели в стороны куски.

Блестела горная порода -
В твердь неприступности стены,
И будто плакала природа
Минорным отзвуком струны.

Но человеческая воля
Крошила целостность камней, -
Как будто корчился от боли
Неутомимый Прометей.

Канаты в крючья продевались,
Тянули глыбу в «полный рост»,
Тут заготовка отделялась
На заготовленный помост.

На баржах груз переправляли
До устья брега Невы,
И монолиты разгружали
По рельсам твёрдого пути.

Поднята первая колонна
Системой блоков и лесов,
Для императорского трона
Дан звон святых колоколов.

Вставали портики над градом,
Пилоны функцией опор,
Так постепенно, шаг за шагом
Рос выразительный собор!

В устройстве кровли галереи,
Кирпичной кладкой ярус стен,
Неслись ярчайшие мгновенья, -
Как поэтический катрен.

Каркас железным одеяньем,
Декоративностью обвод,
И мрамор плит очарованьем
Возносит в лёгкость – небосвод.

Колонны кругом ожерелья,
В изыск классический приём, -
Есть гармоничность построенья
В уравновешенный объём.

На барабане купол сферой,
Отливом медные листы,
И вот воскресла в людях вера
Непобедимостью души!

Четыре портика фасада
И мощь присутствия колонн
Преобразили облик града,
Задали в строгом стиле тон.

Участьем гениев искусства
Обязан творческий подход,
Где выразительные чувства
Вписали Витали и Клодт.

Внутри карнизы позолотой,
Сияет бронза и порфир,
Неоценимая работа
Воссоздает огромный мир.

Коринфский портик анфилады,
Отполирован лазурит!
В стиль древней греческой Эллады
Стоят колонны в малахит!

Лоск мозаичного рисунка,
Многообразье разных сцен,
Рождают трепетные струнки
Для вечных добрых перемен.

Сюжет на западном фасаде:
Сближенье церкви и властей
И Феодосий при параде,
Фаланга римская частей.

Исаак даёт благословление,
Возносит воину свой жест:
«Бороться с догмой искушенья», -
Держа в руке священный крест.

На барельефе есть фигура,
Оставлен зодчим яркий след!
Здесь Монферан стоит в скульптуре,
В чертах лица его портрет.

Рельеф на северном фронтоне, -
Есть «Воскресение Христа»,
Застыли ангелы на фоне
С бессмертным символом креста.

Стоят апостолы пред взором,
Сюжетной линией завет,
Где суть учения – есть слово!
А тяга к знаньям – жизнь и свет!

Изображением портреты,
Иоанн с всевидящим орлом,
И веет лёгкость силуэтов
Всепоглощающим теплом.

На южном портике фронтона -
Лик - «Поклонения волхвов»,
Иосиф догмою канона
Несёт духовную любовь.

Евангелист Матфей в работе,
Уклад традиций – чистота,
Неотделимостью природы
Деянья волею Христа.

С младенцем верная Мария,
Фигуры праведных царей
И покровитель для России,
Распятый в Греции – Андрей.

Фасад восточного придела:
«Исаак Далматский и Валент»,
Христиан гонение за веру,
На барельеф идёт акцент.

В темнице пленник умирает,
Цепями скован сам Исаак!
Душа томится и страдает,
Запечатлела сцена мрак.

Надеждой дышит просветитель,
Возносит Господу слова…
А в мыслях скромная обитель,
Да луч любви – монастыря.