Сундук

Мур-Мур
В некотором царстве, в некотором государстве, где баран на гармошке играет, а петухи яйца высиживают, жил был дед-вдовец, и было у него три сына. Вот раз пошел дед в поле редьку копать. Раз ткнул землю лопатой, второй… Вдруг:  «дзеньк» – звякнуло что-то. Смотрит дед – сундук с золотом в земле зарыт. Только тяжелый сундук, не унести его, да и поздно уже. Набрал дед монет в карманы, и домой к сыновьям пошел. Приходит и говорит:
- Вот, сынки, какое нам счастье-то привалило: сундук с сокровищем на поле я нашел. Только тяжелый, все не унести. Боюсь, как бы не проведал кто про добро наше. Идите-ка в ночь на поле, сундук стеречь

Вот отправился первый сын на поле. Пришел, постель разложил, хлеба проведал, лежит – не спит, звезды считает. Вдруг свист, звон – чудо-юдо прилетает. Спрашивает:
- Ты кто еще такой и что тут делаешь?
- Я, - отвечает, - отцов сын, на своем поле добро стерегу.
- А не того ли старика ты сын, что работает на этом поле, - спрашивает чудо-юдо.
- Того, - говорит.
- Экий ты дурень! Отец твой стар, не сегодня – завтра помрет. И придется тебе добро с братьями делить. А ты - молод, чай жениться метишь, и дом новый справить захочешь, тебе, кажись, трети богатства-то на все и не хватит!
- И верно, не хватит.
- Зачем твоим братьям добро? – продолжает чудо-юдо. - Средний проест-пропьет, а младший на печи пролежит. Вот бы тебе все золото! Ты бы и о братьях своих позаботился.
- Да как же я его унесу один? – спрашивает старший сын. – Да и что отцу скажу?
- А скажешь, - отвечает, - что соснул, а когда проснулся, то сундук пуст был. Отец посетует, да забудет, всю ведь жизнь в бедности прожил. А как добро спрятать – так я на что? Помогу тебе.
- И то верно! – обрадовался старший сын. – Помоги уж, сделай милость!

Чудо юдо сундук открыло и ну золото в мешок накладывать. А старший сын ему помогает. Тут солца первые лучи блеснули, чудо-юдо мешок за спину, и только его и видели. В сундуке трети золота – как не бывало. Эх, думает, старший сын, обмануло меня чудо-юдо, как отцу на глаза покажусь!

Приходит домой. Отец его спрашивает:
- Ну как, сын, ночь прошла? Все тихо-спокойно, или приходил кто?
- Все, - говорит, - спокойно, тятя.
- А что богатство наше, лежит, или прочь бежит?
- Да кто ж его ведает, - тятя, - отвечает старший сын, а сам носком землю роет, - я всю ночь не спал, но под утро соснул. Разве червячок какой приползал и пару монеток унес. Не ведаю про то…

На вторую ночь средний сын пришел добро отцовское сторожить. Пришел, постель разложил, хлеба проведал, лежит – зевает, сверчков слушает. Вдруг свист, звон – чудо-юдо прилетает. Спрашивает:
- Ты кто еще такой и что тут делаешь?
- Я, - отвечает, - отцов сын, на своем поле добро стерегу.
- А хорошо ли ты слышишь? – спрашивает чудо-юдо.
- Да вроде слышу, - отвечает средний сын.
- А слышишь ли, как муравей на том конце поля былинку тянет?
- Нет, - говорит, - не слышу.
- А видишь хорошо? – спрашивает.
- Да вроде вижу, - отвечает.
- А видешь ли, как за тридевять земель терем, а в нем девица нить в иголку вдевает?
- Нет, - говорит, - не вижу.
- Как же ты отцово добро-то сбережешь, - смеется чудо-юдо, - если ничего не слышишь и не видишь?
- И то верно, опечалился средний сын.
- Ну да ладно, помогу тебе. Поешь-попей, да на бок ложись, а я за тебя добро стеречь стану, - говорит чудо-юдо, скатерть разворачивает, а на ней явства-вина заморские, невиданные. Обрадовался средний сын, вдоволь наелся, вина напился и заснул беспробудным сном. А чудо-юдо – ну золото в мешок накладывать. Еще треть забрало и с первыми лучами солнца прочь улетело.

Проснулся средний сын – смотрит, совсем мало денег в сундуке. Эх, думает, обмануло меня чудо-юдо, как отцу на глаза покажусь!


Приходит домой. Отец его спрашивает:
- Ну как, сын, ночь прошла? Все тихо-спокойно, или приходил кто?
- Все, - говорит, - спокойно, тятя.
- А что богатство наше, лежит, или прочь бежит?
- Да кто ж его ведает, - тятя, - отвечает средний сын, а сам за ухом чешет, - я всю ночь не спал, но под утро соснул. Разве птица какая прилетела, пару монеток на перышках унесла. Не ведаю про то…

Вот, третья ночь наступает, младший сын на поле пришел. Хлеба не ест, постель не раскладывает, только взад-вперед, песни поет. Вдруг свист, звон – чудо-юдо прилетает. Спрашивает:
- Никак, и ты отцово добро стеречь пришел?
- Какое ж добро, - отвечает младший сын, - так, пару монет обронил кто, а я песни пою – душу отвожу.
- Нет, - говорит ему чудо-юдо, - знаю я, что твои братья две прошлых ночи тут были, сундук стерегли, и каждый себе гору золота припрятал, а дома не сказал. А ты остатки со всеми делить будешь, потому, как отец ваш стар, не сегодня-завтра помрет.
- Ну так и что? – смеется младший сын, - Я – дурак. Мне две монетки всего-то и нужно, на квас да баранки к праздничку. Братьям моим, деньги, видать, нужнее.
- Неужто жениться не метишь, - спрашивает чудо-юдо, - пади за тебя никакая девка не пойдет без денег-то!
- И то верно, - отвечает, - на деньги каждая пойдет, а на песни – одна разве что. Вот на ней и женюсь.
- А хорошо ли стережешь ты отцово богатство? - спрашивает чудо-юдо, - слышишь ли, как муравей по полю былинку тянет? Видишь, как за тридевять земель девица нить в иглу вдевает?
- А на что мне это? – отвечает младший сын. – Муравью богатство не нужно: он трудом своим сыт, да и девица пади суженого ждет – платок вышивает. Я тебя, чудо-юдо, вижу, и то ладно.
- Ну, - говорит чудо юдо, - готовься к сметри лютой! Сьем тебя заживо!
- Твоя воля, - отвечает, - только я сюда шел, водицы из болота испил, да мухомором закусил. Как бы не отравилось ты.
- Экий ты, дурень. И верно, отравлюсь еще. Значит, огнем тебя испепелю!
- Твоя воля, - говорит младший сын, - только я как по селу бежал, всех тумаками да пинками потчевал, меня, пади, сейчас пол села с кольями ищет. А как огонь увидят – вмиг сюда придут.
- Ладно, - рассердилось чудо-юдо, - полезай за пень-колоду, да седи там, не высовывайся, а то знать не знаешь, как я тебя изведу. И лучше не знать тебе.

Полез младший сын за пень-колоду, да только как не повернется – то голова, то нога высунется. Чудо-юдо это отвлекает, деньги красть мешает.

- Что, - говорит, - ты сидеть спокойно не можешь?
- Так я, - отвечает, - большой, не помещаюсь.
- И впрямь, - говорит чудо-юдо, - дурень. Смотри, как надо.

На пень оно забралось, да оземь ударилось – вмиг маленьким стало. А младший сын – не промах, мешок чудов схватил, да накрыл его. А как солнце поднялось – мешок развязал и вытряхнул. Чудо-юдо на солнечный свет попало – закрутилось-завертелось, по-змеиному зашипело и лопнуло. Тут все деньги, что оно раньше украло, из живота его высыпались.

Младший сын золото в мешок сложил и отцу отнес. И стали они жить-поживать, сказки слушать. Я тем селом шел, тоже сказки слушал, да тумаков-пинков наполучал, еле убежал. Об пень тот споткнулся – головой о сундук треснулся, только искры из глаз посыпались. Все позабыл, а что упомнил – вам рассказал.