Экскурсия в прошлое

Светлана Непомнящая 2
Вы бывали летом в Одессе, в году так 60-том? Если да, то наверняка помните:
Жара! Жара такая, что асфальт плавится под ногами. Конечно там, где он есть. А где нет, посреди тротуаров лежат большие плиты из темно-серого камня, отполированного до блеска от прошедших по ним тысячей ног одесситов. А по краям от них  -  золотистые мелкие камушки из ракушника. В щелочки между камешками пробивается травка, васильки и ромашки. От них исходит изумительный аромат поля, почти как за городом. Булыжники на мостовых горят и переливаются на солнце. Мы дети бегаем босиком по камням. (Я до сих пор помню их тепло.) А когда наш дворник, дядя Петя, поливает тротуар, то камни становятся прохладными, что в жару очень приятно.
Чтобы избавить жителей города от жажды, на каждом углу стоят бочки с квасом. По 3 копейки маленький, по 6 копеек большой бокал. Мы, отстояв длиннющую очередь, наслаждаемся пахучим, пенящимся, немного хмельным холодным кваском.
 А еще в городе много будок с газированной водой. Всего за 1 копейку можно купить целый стакан освежающей воды. А если нашкрябать еще 3 копейки, то и с сиропом.
Выбор сиропов огромен: кисло-сладкий яблочный, ароматный малиновый, вкуснейший вишневый, яркий клубничный, изысканный кизиловый и много других. Продавец  воды горделиво восседает за окошком и торжественно  заполняет стаканчики студеной водой. Для сиропов у него есть специальное приспособление, которое вряд ли теперь где-то увидите, разве что в старых кинофильмах. Оно состоит из восьми удлиненных, цилиндрической формы сосудов с краниками, скрепленных между собой  вертушкой. Пока подходит наша очередь, мы наблюдаем за работой продавца. Как виртуозно,  быстро с шутками и прибаутками он отпускает напитки. Вот и наша очередь подошла, пересчитав мелочь, я прошу: «С двойным кизиловым, пожалуйста». Продавец наливает для меня в сверкающий на солнце граненый стакан тягучий, кисленький сиропчик, добавляя охлажденную воду с газом. И обязательно все, взбив  длиной, изящной ложечкой, подает. Нет, не воду, а произведение искусства: яркое, алое, с розовой шапкой  пены -  чудо. И я, не спеша с наслаждением, потягиваю живительную влагу. И смотрю сквозь искрящиеся цветные пузырьки на солнце, небо и листву на деревьях.
Годы пролетели...А добрая, светлая память о тех спокойных временах осталась.