Ученик чародея, или немного о поэзии как о магии

Риммристая
Писать стихи - это все равно что заниматься магией. Как еще назвать процесс, когда поднимаешь из глубин подсознания эмоции, вплетаешь их в мысли и облекаешь все это в рифмованные заклинания?
Стихи ведь и есть заклинания. И лучше, когда они сильные и связные.

Но чародеями не становятся за час.
Каждый, кто выбирает этот путь, поначалу неизбежно сталкивается с отсутствием опыта и неумением связно выразить свои мысли.

Первые опыты - это когда ты часами выводишь магическую формулу, а когда ее произносишь, гусеница превращается в трехногую собаку. Сидит что-то корявое, хромое и смотрит на тебя грустными глазами.

Поначалу ты не можешь определить истинную литературную ценность собственных опусов, равно как и интересность их кому-нибудь, кроме тебя. Это же все твои детища. И ничего, что у одного из них нет ноги, а второй без глаза. Поэтому ты так остро реагируешь на критику. Если кто вдруг из лучших побуждений станет критиковать твое раннее творчество.

Параллельно ты читаешь чужие стихи. Как правило, лучше своих на тот период (хуже найти сложно :). Видишь их особую магию. Спрашиваешь себя, как автору это удалось. И можешь даже на какое-то время пойти учеником к какому-нибудь чародею. Той школы магии, которая тебе больше по душе.

Он покажет тебе основные ошибки в заклинаниях и научит хотя бы не лепить трехногих собак из гусениц.

Постепенно заклятия у тебя получаются все лучше и лучше, ты учишься формулировать свои мысли, но все же остается ощущение, что чего-то не хватает.

И по мере становления ты понимаешь, что вполне способен сотворить из гусеницы красивую бабочку. Или хамелеона. Но еще не способен создать жар-птицу. Такую, чтобы залила все волшебным светом, и у всех людей, глядящих на нее, было бы на лицах выражение счастья и восхищения.

Ты начинаешь понимать, что пишешь для других. И не хочешь, чтобы твоя жар-птица была похожа на чью-то еще. Это первый шаг к самостоятельности.

И ты отбрасываешь каноны и ищешь свой путь. Пробуешь разные виды магии, пока не остановишься на паре-тройке наиболее близких тебе. Подбираешь такие сочетания в заклинаниях, которые раньше (ты надеешься) у других магов не встречались.

Но вот ты выработал свой узнаваемый стиль. Уже почти не грешишь смазанными рифмовками, сбоями ритма и размытыми формулировками, лишающими стихотворение силы.

И вдруг задумываешься, о чем ты пишешь.

А действительно - о чем?

О том, что интересно тебе.
Каждый писал о взаимоотношениях, о природе, об обществе, о Боге. Разумеется, с доступным ему уровнем мастерства.

А что важно для сильного эксклюзивного заклинания? Выбрать тему, за которую еще никто не брался? Или оформить избитую тему так, как о ней еще никто не говорил?

Смысл написания стихов - это взгляд твоими глазами. Важно как то, на что ты смотришь, так и то, что ты видишь и как это формулируешь в своем стихотворении.
Что важнее - то, на что ты смотришь? Мысли и чувства, которые у тебя при этом возникают? Верность формулировки, раскрывающая твои мысли? Все в равной степени важно. Смотри на мир, учись думать, учись выражать свои мысли так, чтобы другие тебя поняли.

Стихотворение - это то, что ты способен дать миру.
Что люди хотят найти в чужом стихе? Созвучие своим мыслям и чувствам, но сказанное словами другого. Твой взгляд на проблему, которая их волнует.

Какие основные темы волнуют людей? Взаимоотношения, война, Бог, смерть, природа, смысл жизни, юмор... Есть еще? Разумеется. Но эти обычно волнуют больше.

Кто является хорошим чародеем?

Создающий "мир внутри мира". Когда ты идешь вроде по знакомой улице, а он расставил на углах домов старых поросших мхом пней, напустил тумана, зажег болотные огоньки, добавил уханье совы и лягушачье кваканье - и вот ты уже на болотце. Ты видишь эту улицу так, как видит ее он. И тебе это нравится.
Есть и те, что наоборот - выплеснут в небо лазури, протянут радугу над домами, раскрасят здания в яркие цвета и вывесят праздничные флаги.

Ты видишь то ,что видит Мастер...
Если при чтении произведения у читателя возникает ощущение гармонии и со-причастности, цель автора достигнута...

По большому счету цель поэзии - это передать свои мысли и ощущения другим. Так почему одни стихи все знают наизусть и цитируют из поколения в поколение, а другие в лучшем случае прочтет горстка случайных читателей с тем, чтобы забыть их на следующий день?

Все дело в мастерстве чародея? Хороший чародей сотворит такое заклятие, которое будет интересно всем.
Стихи такого автора будут касаться вечных тем. Но сделано это будет так нетривиально, что у тебя не возникнет и тени ощущения, будто ты жуешь уже тысячу раз кем-то жеванную жвачку. Наоборот, ты найдешь в его стихотворении что-то новое для себя. И удивишься тому, что можно было так точно и красочно о чем-то сказать.

Где грань между новаторством и откровенным бредом?
Критерий прост - показать стихотворение как можно большему числу людей. Желательно, более-менее разбирающихся в поэзии. Если процентов 80% в восторге, стих удачен.

За сим откланяюсь. Желаю удачи молодым чародеям и отвешиваю поклон зрелым и состоявшимся магам :)


(8.04.2010г.)