Мир и мы - процесс познания бесконечен

Виктор Шмаков
На одном из форумов в теме, которую я там открыл, один из участников разговора оставил такое сообщение:
- По научной теории когда-то мира не было, а потом – большой взрыв, и мир есть. И по библейской теории когда-то мира не было, а потом Бог его создал.

Ответил ему так:

Так ведь понятно, что не всё наука в состоянии объяснить.
Ни сейчас ни в состоянии, ни потом, хотя её возможности постоянно растут.
Чем более я знаю, тем более я знаю, что ничего не знаю.
Знаете ли, как этот афоризм графически можно изобразить?
Рисуем небольшую, совсем маленькую окружность.
Что внутри – это наши знания, снаружи – нами непознанное.
Внешних, дальних границ этого непознанного мы не видим, и никогда не увидим (имею в виду не просто нас, а вообще – человеческую цивилизацию, думается, что их нет вообще).
Наши знания возросли, окружность стала больше – то есть увеличилась граница с непознанным и мы убедились в том, что с ростом наших знаний мы реально видим и осознаём бесконечность непознанного.
Нормальный, последовательный и бесконечный процесс познания.

Конечно, человеку, живущему в очень коротком промежутке исторического времени, хотелось бы именно сейчас иметь объяснения главным вопросам: откуда это всё? для чего это всё?
Я вот, например, взял для себя в качестве объяснения такое, почти религиозное:
Возможно, этому и есть какой-то Высший Смысл, Высшая Идея, но он существует в таком измерении, которое недоступно ни нашим органам чувств, ни нашим способностям к его пониманию и осмыслению.

-----------------------------------------------------

Мир многомерен. Но для всего существующего в этом мире многомерность ограничена лишь некоторым количеством измерений в пределах, заложенных Природой. Для кого-то эти пределы шире, для кого-то – уже. Когда-то, во времена перестройки, я посетил несколько заседаний какого-то самодеятельного философского кружка. Там как раз был разговор на эту тему.

Возьмём солнечный луч. Он летит во Вселенной в одном направлении и не знает что такое влево, вправо, вверх, вниз или назад. Его существование ограничено лишь одним измерением.

На дне океана живёт маленькая ракушка, моллюск. Ползает по песочку, чем-то там питается. И всю жизнь проводит на плоской поверхности. Вправо, влево, вперёд, назад – это она знает. Но не знает, что такое вверх и вниз. Потому что ей, по её природе, это и не нужно. Она живёт в двух измерениях.

Рыба, птица, какое-либо животное – живут во всех трёх пространственных измерениях.

А вот человек, как существо разумное – живёт уже в четырёх измерениях. Для него, кроме пространства, существует ещё и время. Никому из более низких существ это измерение ощутить не дано.

Луч не знает, что такое влево, вправо, вверх, вниз или назад.
Улитка не знает, что такое вверх и вниз.
Рыба никогда не узнает что такое время.
Осознание, ощущение времени возможно лишь при наличии разума. Человеку это дано.

Но можем ли мы утверждать, что многомерность мира ограничена лишь четырьмя, известными нам измерениями? Если мы будем это утверждать категорически, мы уподобимся улитке, для которой и не существуют, и не требуются такие понятия как время, вверх, вниз.

Но и ощутить себя хотя бы в пятимерном мире мы не можем. Для этого недостаточно того разума, который дан человеку Природой. И дело здесь вовсе не в количестве информации и не в уровне нашего познания мира. Ощутить какое-то следующее измерение мы неспособны по своей природе. Как, например, неспособен прочий животный мир ощутить четвертое измерение – время. Поэтому мы и не можем иметь какого-либо представления о том, что может быть НАД нами.

Вот такой ещё пример. В реку зашёл рыбак с удочкой, стоит в воде по колено. Какое представление могут иметь о нём рыбки, плавающие у его ног, видящие лишь его сапоги? Для них неясен его полный облик, неразрешимой загадкой является – кто он, зачем, какие у него помыслы.

К сожалению, большинство людей по своей психологии, по складу своей натуры не готовы или не способны к принятию Высшей Идеи, как какого-то абстрактного понятия. Им надо бы конкретнее и понятнее. Сочинённый в религии Бог, во многом напоминающий нас самих, вот он нам понятен, с ним вроде как даже пообщаться можно, какие-то надежды возложить, милосердия и прощения за грехи наши испросить, и это прощение от Него получить – Бог милостив, снизойдёт до каждого, выслушает и простит. Создатели религий, а затем церковники и власти эту человеческую слабость и используют – дают нам суррогат идеи, удобный для переваривания, позволяющий довольно легко человека на эту идею "подсаживать", делать его и от идеи, и от них зависимым.

--------- это была цитата из моей книги «Экология общества» -----------

Что делает религия.
Вместо последовательного процесса по познанию мира, она предлагает свою гипотезу о существовании не Высшего Смысла, а конкретного религиозного бога, точную копию с нас.
«Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же», Вольтер.

--------------- для разнообразия ------------------
Ветхий Завет. Книга 2. Исход. Глава 25
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне.
3 Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь,
4 и шерсть голубую, пурпуровую и червленую, и виссон, и козью [шерсть],
5 и кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерева ситтим,
6 елей для светильника, ароматы для елея помазания и для благовонного курения,
7 камень оникс и камни вставные для ефода и для наперсника.
8 И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их;
9 всё [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте.
10 Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя;
11 и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец [витый];
12 и вылей для него четыре кольца золотых и утверди на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его, два кольца на другой стороне его.
13 Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их [чистым] золотом;
14 и вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег;
15 в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него.
16 И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе.
17 Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя;
18 и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;
19 сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее;
20 и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов.
и т.д.