Трагедии Катыни

Леонид Давыдов
Поводом для раздумий стали горячие стихи  Валентина Литвинова  о крушении самолёта под Смоленском:
Польше
 http://stihi.ru/2010/04/11/5356

Из рецензий к стихам:
http://stihi.ru/rec.html?2010/04/14/3582
«….спустя 50 лет были обнародованы неприятные факты истории и признания политикой Горбачева событий расстрела советскими органами польских офицеров, не только в Катыни ….

С уважением, Сергей

Валентин Клементьев   14.04.2010 10:26
 
«….я терпеть не могу политику и политиков любого окраса, не люблю гражданскую лирику и не пишу её. И в оценке политических и исторических инсинуаций категоричен: С кровавыми преступлениями коммунистов в планетарном масштабе - ничто не сравниться». «…На поэтическом сайте я предпочел бы обойтись без оной. Потому, что политика поэзию просто убивает...»

Валентин Литвинов   14.04.2010 11:22

*** 
А кто такой Горбачёв? И где он сейчас? Каков его авторитет для опоры на его мнение и политику в СССР его времени, политику мнимой односторонней открытости, надиктованной из-за рубежа «правды», равной предательству? Даже такую мелочь, поправки Джэксона-Веника, за горбачёвскую политику США не отменили и продолжают диктовать всему миру ограничения на ввоз в Россию заводов и оборудования по производству средств производства.

Гитлер также хотел опереться на авторитет Сикорского при фабрикации в недрах гебельсовской пропаганды «правды» о Катыни. Сикорский, глава польского правительства в изгнании, поддержал Гитлера по вопросу о Катыни и погиб на английском самолёте, упавшем после взлёта в море. Причём английские лётчики спаслись, одев предварительно спасательные жилеты. Тогда, во время войны, Англии не выгодна была сегодняшняя «правда». Поэтому Англия была против гитлеровской оценки катынских событий. Катынь – место строительства тайного подземного убежища Вермахта. Из-за секретности были расстреляны даже немецкие специалисты, участвовавшие в строительстве, не говоря уже о военнопленных славянах. Сколько их было задействовано на строительстве бункера Гитлера под Смоленском?

Я не утверждаю, что тогдашний режим в СССР не мог по гуманистическим соображениям расстрелять 10 тыс. человек польских офицеров. Репрессировали в десятки раз больше в судебном порядке. С той лишь разницей, что репрессировали своих граждан. А чужих, и после гражданской войны, этот же режим отпускал на родину. Любой вменяемый политик знает, что за чужих неминуема расплата. А за историческую ложь расплата переходит от дедов к внукам. Таковыми оказались свойства памяти окрестных жителей Катыни. Память гитлеровских жертв Катыни священна и её никому не дано попирать в сиюминутной политике.

А стихи не искренние, не о том, что было на самом деле. Часть правды в том, что много влиятельных политиков возжелало поссорить славян искажением истории.

Леонид Давыдов

****
Леонид! не могли бы вы поговорить о недостатках стихов, вместо совершенно ненужного в данной ситуации правдоискательства? Согласитесь, здесь не политический сайт. Избавьте меня от политики. В стихотворении нет ни единого обвинения, ни грана так обожаемой Вами политики. Поговорим о стихах. В чем же их неискренность? Что же было не так. Только, пожалуйста, обсуждайте именно текст и ничего более.

Валентин Литвинов   14.04.2010 18:04   

Хорошо, согласен, Вы правы, Валентин. Только тексты, без оглядки на Ваши замечания к рецензиям.

"А где-то рядом, в дыме чадном,
Тихонько плачет куличок".

С куличком - невообразимая ситуация. Реальный Кулик улетит со своего болота и вернётся не раньше, чем минует угроза ему самому. Не каждый кулик своё болото хвалит, пока ему существует реальная угроза. И, тем не менее, аллегория принимается. Чад не кончается, регулярно падают самолёты, вертолёты с инакомыслящими мэрами, мэтрами и просто глазными хирургами.

Неискренность в том, что куличка не жалко, даже если у него остались птенцы в брошенном гнезде. А кулички эти – мы россияне, рассеявшиеся из чада по миру. Мам с детьми, естественно, оставили в аду.

«в дыме чадном» – непонятная конструкция. Вернее понятно, что это не дымок костра с шашлыками, но это нарочито сгущённый дым от долгого горения тел погибших. Слишком затянут процесс смакования беспомощности упавших. Хотя реально «помощь» явилась быстро. Она раскидала лайнер и его содержимое на мелкие фрагменты далеко от места падения. Сам самолёт из алюминия и магния, начинённый керосином, сгорает мгновенно. Если вспомнить предшествующий случай точно такого же падения самолёта в лесах России, то он оставил пилотов живыми. Для них, может, и плакал куличок в полной тишине.

«Корявой веткой краснотала,
Как будто лапой палача»

Краснотал и лапа палача – прямым текстом пишется о политике. Слова «как будто» лишние. Другого прочтения нет. Тал, тальник – мелкий кустарник, не представляющий никакой угрозы падающим самолётам, наоборот, может мягко затормозить падающего и, при умелом управлении, даже спасти. И спасает тальник россиян регулярно от межевой вражды. Он живой крепче бетона. Почитается в народной традиции наравне с ивой.

 «Польше:
Катынь опять тебя достала».

Дружбы народов не просматривается в упор. Фраза достаёт до самых глубинных чувств: реакция на неё – доколе… И это моя реакция, совершенно постороннего, непричастного к событиям обывателя, что уж говорить о реально пострадавших высших офицерах.

«И поминальная свеча

Горит в тумане непроглядном,
Как самолетный маячок».

Маячок да, мелькнул в тумане. А какой туман вокруг поминальных свечек? Всё тот же, отрицаемый в декларациях о непричастности к политике.

***
Текст, дополненый 15.04.10

 А ведь в глубине стиха, туман, маячок, поминальная свеча есть главные атрибуты визуализации картины стихов за секунды до катастрофы. Эти атрибуты перекликаются со словами Леха Качиньского в адрес пилотов: «Если вы офицеры, то не должны бояться».

Леонид Давыдов   14.04.2010 21:30
 
«Леонид, Вы извините конечно , но у нас просто разное отношение к поэзии
…………………………».

Валентин Литвинов   15.04.2010 04:45
 
***
Цитирую Валентина Литвинова 15.04.2010 04:45  :
«А что касается Ваших познаний в ботанике, то, извините, они у Вас на твердую тройку… Краснотал - это дерево высотой до десяти метров, и с тальником , который имеете ввиду Вы, они просто родственники из рода Ива.»
«На мой взгляд, дальнейшее наше обсуждение нецелесообразно».
****
И с этим согласен. Обсуждение нецелесообразно. Тройка, для меня заслуженная. Столкновение было с берёзой. Краснотал на возвышенных местах имеет боковые ветви до 15 м длиной. Пропорции не в пользу ствола, центральная ветвь до 10 м. Краснотал – красная Россия, просто ива – Польша из рода Ивы. На болотах с куликами  – краснотал тоже кустарник. На снимках в лесопосадке около взлётной полосы, кроме широких крон краснотала видны берёзы, тополя, ольха, обрезанные падающими обломками  Ту-154. Были и болото, и возвышенности:

http://news.rambler.ru/Russia/head/5965954/?page=10

Руководитель Росавиации Александр Нерадько добавил, что столкновение с деревом произошло в 1,2 км от взлетно-посадочной полосы. Ту-154 врезался в отдельно стоящее дерево высотой около 8 метров. «На этом удалении самолет должен находиться на высоте около 60 метров… Дальше самолет продолжил сталкиваться с отдельно стоящими деревьями, разрушаться в воздухе, затем столкнулся с землей и загорелся».
Сотрудник Смоленского авиазавода, который стал очевидцем??? событий, рассказал …. что пилот решил резко уйти вверх, но когда он маневрировал, на пути было два дерева. Он зацепился крылом об березу, и крыло сразу оторвало. После этого самолет рухнул в 800 метрах от этого места».
До этого, по словам очевидца трагедии, первым на посадку успешно зашел небольшой самолет Як-40 с журналистами. Следом за ним в густом тумане с видимостью 400 м., вместо разрешённых 1000 м., следовал Ил-76. Однако, сделав два круга, этот самолет ушел на посадку во Внуково. Третьим был Ту-154 с президентом Польши. «Если вы офицеры, то не должны бояться».
***
Ещё процитирую Литвинова:

«И в тексте никак не определены ничьи политические предпочтения. Просто дерево, на которое наткнулся самолет, сравнивается с палачом».
Что касается палачей-гитлеровцев, то их в стихах нет из-за краснотала. Краснотал стихов и берёзы лесополосы  со времён войны и до сих пор не позволяют гитлеровцам обосноваться около Смоленска.

Искорёженное самолётом дерево в роли палача… Скорее, наоборот, и самолёт, и дерево, жертвы трагедии. Откуда взялись палачи? Не будь дерева, была бы просто Земля пухом. Не каждый пилот сумеет посадить самолёт даже на мягко вспаханное поле. А президент может приказать, даже сейчас, пойти в решительный бой. 
Второй слой стихов – доколе, не мой вымысел, а вытекающие последствия многоходовой игры политиков. Стихи не о политике. Они были вывешены  на главной стихирской странице, подобно ружью, которое после хорошей рекламы просто обязано выстрелить в прошлое Польши и России. Выстрелит это ружьё или не выстрелит, теперь зависит и от нас.