Из сб. Ах, любвизмы мои - разлюбвизмы

Владимир Брисов 2
 «АХ! ЛЮБВИЗМЫ МОИ – РАЗЛЮБВИЗМЫ»
(цикл из восьми поэтических признаний)

ЭПИГРАФ – Отрывок  из повести «СОКРОВИЩА АРАЛКУМА»:
           Из жизни уходит загадочность «Незнакомки» Блока. Женщины становятся «витринами», сообщая о наличии того или иного преимущества  перед другими «витринами». Они гордо несут соблазнительный бюст,  тонкую талию,  длинные стройные ноги и  другие привлекательные части своей внешности.

«ПАСТОРАЛЬ»

Напевный  есенинский стих,
Забытое Богом селенье…
И ветер в дубраве затих,
И ивы склонились  в моленье.

Пастух звонко щёлкал кнутом,
Гоня непослушное стадо,
Над прудом сутулился дом,
Дымок, запах яблок из сада…

Чириканье звонкое птиц,
Кукушки прощальные слёзы.
И кажется - мир без границ,
И лето не сменят морозы …

А вечером стрёкот  цикад,
Поющих  об осени   близкой,
Твой юный, мечтательный взгляд,
Ты веришь, что станешь  артисткой.

Ты хочешь сердца покорять,
Ты будешь богатой и светской,
Твой принц не устал тебя ждать,
Твердишь ты  с  упрямством
по-детски.

Спокойный и тихий пейзаж
И мы в том нескошенном поле
Лежим и мечтаем про пляж,
Про  яхту, бегущую в море.

Я их вспоминаю ни раз -
Тех дней чистоту и невинность.
Я думаю часто о нас:
Что если б тогда? …
Впрочем, это наивность.
*****

«ЕЩЁ ВЧЕРА…» 
(городской романс)

Роняя  листья, закружилась осень:
Ещё вчера зелёные деревья
Покрыла за ночь желтизна, как проседь,
Умчалось лето  - в этом нет сомненья.

Ещё вчера кричали в поле птицы,
Готовя стаи к долгому полёту,
Им не нужны ни визы ни границы,  -
Я слышал журавлей прощальный клёкот.

Ещё вчера мы верили в удачу,
Так беззаботно, весело шутили…
Прикосновенье губ твоих горячих,
Мы подчинялись страсти, мы любили.

Ещё вчера казалось всё возможным,
Ещё вчера ты пела под гитару…
Сегодня я уже тобою брошен  -
Ты мне не пара, я тебе не пара.

Сегодня буду пить я, как сапожник,
Я в карты проиграю честь и славу  -
Всё по тому, что я любви заложник,
Жить без тебя я не имею права.

Мне сердце рвёт цыганская гитара,
Кленовый красный лист горит, как искра…
Ты мне не пара, я тебе не пара,
Хотя ещё вчера мы были близки.
*****

«ПОДРАЖАНИЕ РОБЕРТУ БЁРНСУ»
(баллада)

Мы встречались с тобой на закате, друг мой,
Мы встречались с тобой на закате,
Я  шептала: «Пойдём же скорее домой,
Ты не будешь жалеть о награде».

Мы прощались с тобой на рассвете, друг мой,
Мы прощались с тобой на рассвете,
Жарким летом и хмурой холодной зимой,
Чтоб нам в след не смотрели соседи.

Мы решили с тобой наши судьбы связать,
Мы решили связать наши жизни,
Чтобы вместе смеяться и вместе страдать
В дни торжеств и в дни скорби отчизны.

Но   подул сильный ветер, вдруг ветер подул,
Он принёс запах пота и крови,
Протрубили гонцы, что нас враг обманул,
И судьба вновь нахмурила брови.

Ты пошёл защищать короля, милый друг,
Ты ушёл защищать королевство,  -
Через год среди вдов и скорбящих подруг,
Заняла я почётное место.

Ты погиб и остался в далёкой стране,
Ты в чужой стороне похоронен,
И дрожат полуночные свечи в окне -
Мы  почтим и оплачем героев.

Мы проплакали год, целый, год мой родной,
Я просила и солнце, и звёзды,
Чтоб нашёл ты дорогу, вернулся домой,
Но молить и просить было поздно.

Время может душевные раны лечить,
Время вытрет и высушит слёзы…
Я тебя постаралась мой милый забыть,
В прошлой жизни оставить все грёзы.

Я встречаюсь с  другим на закате, друг мой,
Я прощаюсь с другим на рассвете,
Жарким летом и хмурой холодной зимой,
Чтобы вслед не шептались соседи.
*****

«НЕ ПОВЫШАЯ ТОН»

Ты в письмах часто пишешь про дожди,
Про стаи птиц покинувших отчизну,
Гадалка нагадала,  жди - не жди,
Что  радость в  жизни переходит в тризну.

Отшелестел  уставший листопад,
Гортанным криком откричали птицы…
Мы встретились с тобою невпопад
И невпопад задумали проститься.

Тебя дорога манит на восток,
Мой путь лежит по-прежнему на запад,
И в эсмээс сухая проза строк
Напоминает мне казенный рапорт.

Нам не сгорать, как свечи, при луне,
Не засыпать под птичий шум восхода.
И дело не в тебе и не во мне, -
Нельзя войти в одну и ту же воду.

Мы говорим, не повышая тон,
В любой разлуке виноваты оба.
В  сердцах застывших поминальный звон,
Не торжества, не ревности, не злобы.   
*****

MIDDLE – Отрывок из повести «СОКРОВИЩА АРАЛКУМА»:         
           На кусочек времени из моей бесполезной жизни я  почувствовал себя счастливым, растворяясь в  тепле её только проснувшегося нежного тела. И  я сказал на родном ей языке: «Мен сени севамян». Слова, которые звучат прекрасно во всех странах мира: «Я тебя люблю».
          - С сегодняшнего дня переходи на «гурбек».
          Она поняла мой намёк на предстоящую свадьбу и улыбнулась. В прежние времена невест в Каракалпакстане сажали перед свадьбой на месячную диету – дыни «гурбек» и лепёшки.  По словам стариков, помнящих этот обычай, к свадьбе невесты были стройны, как молодые деревца, быстры, как  лани,  и белокожи, как только выпавший снег.

«НАД ОЗЕРОМ …»

Над озером звучит церковный хор,
Поют акафист в деревенской церкви,
Так много лет прошло с тех юных пор,
Как у ручья  срывали ветки вербы.

Когда шептали мы: «Христос воскрес»
И в губы  троекратно целовались,
Я слыл в округе первым из повес,
Но всех забыл, и мы вдвоём остались.

Гуляли в поле, рвали первоцвет,
И трели соловья для нас  звучали,
Встречали вместе на реке рассвет,
Цветы сирени  нас с тобой венчали.

Но видел я тоску в твоих глазах,
Ты всё хотела покорять столицы. 
Тебе в любви я клялся даже в снах
И от тебя любви мечтал добиться.

Ты возвратилась через много лет:
Вход  заколочен и забиты окна,
Лишь соловей всё также шлёт привет,
И  так же сено под дождями  мокнет.
*****

«ДАЛЬНОБОЙЩИЦА»

Кто-то захотел вынуть  сердце,
Кто захотел плюнуть в душу…
Ты стоишь у трактирной дверцы
Всем ветрам, всем дождям послушна.
 
Что забыла в краю замёрзшем
Между льдом и густым туманом,
Между пиво-водочным ёршем
И иглою самообмана?

Не за тем собиралась в город,
На прощанье целуя  маму,
Что б слеза катилась за ворот,
Превратив мечту в мелодраму.

Ты всегда была в школе первой,
О любви стихи сочиняла…
А теперь разболтались нервы,
Жизнь мечтаешь начать сначала.

Воспеваю мадонн дороги:
Вас тверские, брянские девы,
Вас, споткнувшихся на пороге,
Дочерей согрешившей  Евы.
*****

«НОЧНОЙ РАЗГОВОР»

Лоб приник к стеклу оконному:
Одиноко месяц светит.
Ночи линии иконные
Разметал повсюду ветер.

Фонарей ряды нестройные
Потерялись в переулках.
«Си-ля-соль»,- рояль расстроенный,
Где-то жалуется гулко.

Танец света - танец сказочный,
Тают, оплывая свечи.
Улыбнётесь вы и скажите,
Что и наш роман не вечен,

Что сгорает всё во времени,
Расцвести не успевая,
Что ложится тяжким бременем
Наших судеб тайна злая.

Рамки давят, мол, привычные,
И манят другие дали….
Просто мы с тобой обычные,
Просто мы с тобой устали.
*****

«РАНИМЫ»

Я вновь привыкаю бояться любви,
Как в бурю  на  скалы  плывут корабли,
Так наши сердца через мрак  непогоды,
Уносят всё дальше в нейтральные воды
Невзгоды, невзгоды, невзгоды…

 Нейтральные,  значит не я и не ты,
Ничейные, значит сгорели мосты,
Необщность, она разделила дороги.
Неясность пути – в кровь разбитые  ноги.
Пороги,  пороги, пороги…

Послать вам письмо потянулась рука,
А взгляд в потолок: ни петли, ни крюка.
От боли кричу, но не слышно не звука.
Кровь бьётся в висках, как осенняя скука:
Разлука, разлука, разлука…

Я  ночью уехал в последний маршрут,
Часы барахлят, расписания врут.
Зачем  я спешил? Поезд катится мимо,
Нейтральность, ничейность - не преодолимы.
Ранимы, ранимы, ранимы…
*****

ПОСТСКРИПТУМ – Отрывок из повести «СОКРОВИЩА АРАЛКУМА»   
          В наше пресное время никто не хочет разгадывать загадки женской души, которая в среднестатистическом выражении  намного содержательнее мужской.  Все спешат вскрыть содержимое и узнать обо всём сразу. Только дано ли нам узнать, а главное, понять то, что мы узнали?
           Судьба свела меня со Светланой.  Я многое знал о ней, но так и не смог постичь загадку её души. Силу её характера, превосходящего  в своей целеустремлённости наши, потрёпанные эпохой, хвалёные мужские качества.
               
                END
ВЛАДИМИР БРИСОВ