Вера и знание

Денис Мыльников
Диспут между человеком религиозным и не религиозным очень часто сводится к вопросу веры и знания. Не редко можно услышать фразы вроде: "Вы верите, а мы знаем" или "Мы верим в то что Бог есть, а вы в то, что Бога - нет".

Давайте обратимся к сути таких понятий, как вера и знание.

Вера - это глубокая внутренняя убеждённость в чём-либо, причём эта убеждённость сильнее любых аргументов и логических выводов.  Если человек верит, что его футбольная команда самая лучшая, то она будет для него самой лучшей вне зависимости от того сколько поражений она потерпела. Количество поражений или побед - это некая фиксация событий из которых можно пытаться делать выводы о качестве игры футбольной команды, однако вера выше и сильнее любых выводов, логических цепочек и аргументов.

Знание наоборот является ничем иным, как результатом логических выводов и непременно должно опираться на некие аргументы. Если человек знает что его футбольная команда играет лучше других команд, то это должно быть подтверждено в прошлом стабильной игрой и убедительными победами. Если такая футбольная команда в прошлом, особенно когда это прошлое приближено к настоящему, имеет проигрыши, то такое знание разрушается, так как подвергается логическим противоречиям, рождающим сомнения.

Подчеркнём основные различия между верой и знанием:
1) Вера ставит себя выше логики и аргументов, знание является следствием логики и аргументов.
2) Вера не обязана опираться на прошлое, знание - это всегда следствие прошлого. В этом смысле вера всегда на шаг впереди, а знание - позади.
3) Знание не может быть первичным, так как всегда является следствием аргументов и логических операций, является следствием прошлого. Вера может быть первичной так как не нуждается для своего существования в прошлом.
4) Вера не склонна к сомнениям, так как она выше тех аргументов, которые могут вызвать сомнения. Знание всегда сомнительно, так как со временем рождается новое прошлое в котором встречаются новые аргументы, противоречащие прежним. С учётом того, что новые аргументы ближе к настоящему им уделяется большее значение и поэтому сомнение превалирует над знанием и разрушает знание. "Я знаю, что ничего не знаю".
5) Вера может быть вечной, так как она незыблема без кардинального изменения человека. Знание наоборот очень кратковременно. По мере течения времени постоянно рождается новое прошлое, в котором встречаются новые аргументы, противоречащие прежним.
6) Вера затрагивает саму сущность человека, знание является временной надстройкой и постоянно изменяется под влиянием многих факторов: среды обитания, возраста, социального статуса и т.п.

Может ли вера появиться из знания? Скорее всего да, ведь вера есть глубокая убеждённость, а убеждённость вполне может формироваться под давлением аргументов и знания, как результата логических выводов. Чтобы знания сформировали убеждения, эти знания должны быть непоколебимы в течении продолжительного времени и неоднократно закреплены аргументами. По мере укрепления убеждений они приобретают скептицизм к аргументам, вызывающим сомнения в знании. Таким образом знания и убеждения расходятся. Знания продолжают быть сомнительными, а убеждения относятся к сомнениям скептически. Если к моменту появления "сомнительных аргументов" убеждения уже очень сильны, то они начинают превалировать в поведении человека над знаниями, тем более что эти знания расшатаны "сомнительными аргументами". Дальнейшее углубление убеждённости вполне может породить веру.

Могут ли знания появиться из веры? Безусловно. Хотя вера и не нуждается в аргументах и доказательствах для своего существования, но человек целостен и поэтому он гораздо более счастлив когда и его сознание на всех уровнях едино. Когда то что внутри и то что на поверхности человеческого сознания, когда то что в прошлом и то что в настоящем говорит об одном - человек находится в гармонии. Для того чтобы стать счастливым, гармоничным, человек, имеющий веру, ищет аргументы, формирующие знания идентичные вере. Таким образом, вера побуждает разум сформировать знания.

Какими критериями должны обладать аргументы, чтобы они смогли повлиять на знание? Этот вопрос очень щекотлив, потому что он затрагивает саму суть переплетения веры и знания. Дело в том, что человек готов принимать только те аргументы, которые получены из источников которым человек верит. Если у человека нет доверия источнику через который человек получает аргумент, то аргумент останется без внимания или изначально будет сомнительным, а следовательно не приводящим к знаниям. Например, человек не имеющий веры в правдивость своего зрения не примет во внимание опыты с разложением белого света на цвета. Наоборот, если человек верит источнику аргументов, то эти аргументы начнут подвергаться логическому анализу, в случае успешного завершения анализа появятся знания, как логическое заключение. Так ученик, верящий в слова учителя, будет формировать свои знания опираясь на аргументы, предложенные учителем. Итак вера является основным окном для получения новых аргументов и формирования новых знаний. Человек не верящий ничему и ни во что не может сформировать знания, потому что не может получить аргументов, которым бы доверял, аргументов, которые следовало бы подвергать логическому анализу, аргументов, которые смогли бы сформировать знания. Как мы можем заключить из этого, знания невозможны без веры. Вера же возможна без знания, хотя для того, чтобы быть счастливым человек стремиться иметь в себе единство веры и знания.

Итак, человек знает что-то лишь потому, что верит во что-то, а веря во что-то он ищет знаний, чтобы быть счастливым.