Крылатое слово - песня

Николай Куракин
                КРЫЛАТОЕ  СЛОВО – ПЕСНЯ

               
                Всё уходит в туман,
                в безвестность,
                Но…  замри и внимай, не дыша:
                Остаётся душа твоя – песня
                И раскрытая песне – душа.


       «Душа твоя – песня»… Я не писал этой книги, она сложилась сама собой. Пришла как откровение души, как лёгкое дуновение весеннего ветра над чеканным монолитом поэтических строк.
   Признаться, не люблю я, не жалую кентаврика, зовущегося поэт-песенник. По отношению к поэту похвала эта – весьма сомнительного свойства. Так что же всё-таки: «песня на стихи»  или  «слова песни»?..
   Поэт пишет стихи и потому, если они становятся песней, то должны именоваться не иначе, как «песня на стихи…» Хотя сегодня под нотным станом научились бодренько пописывать многие музыканты, подобно бардам перешедшие на рациональное самообслуживание. Жанр, однако, другой… Зачастую такой песенный гермафродитизм просто не способен быть репродуктивным. Но, войдя в раж, так и пописывают ничтоже сумняшеся…
     Лексическая примитивность многих нынешних, ловко раскрученных эстрадных шлягеров обусловлена наметившимся креном на бездуховность. Безвкусицей, тем, что мы называем  «массовой культурой».
   Поэт, как и любой творческий человек, должен чувствовать свою востребованность. Только тогда творчество приносит непередаваемое ощущение радости. В противном случае творческая энергия склонна перерастать в «злое усердие», а это уже беда для поэта. И поэта ли?.. Поэт – созидатель по сути своей, и его усердие не имеет права быть злым. Божий перст, называемый Вдохновением, ведёт поэта на его пути. Ведёт, чтобы нести людям Радость и Отдохновение.
     «Поэт всегда гоним и нищ, когда поэт, не подпевала»… Эта мысль не отпускает, когда пытаешься выразиться в поэтически выверенных строках. Может ли поэт быть подпевалой, имеет ли право? Нет! У поэта истинного нет такого права. Иначе он – просто певчий в захолустном церковном хоре. Его, поэта, предназначение «быть гласом своего народа». И это расширительное толкование ко многому обязывает.
     Не все песенные тексты могут называться поэзией, как и не любая поэтическая строка, композиция может стать песней. Песенное словотворчество – свой особый путь в поэзии.  Здесь поэту, по известному выражению Б. Пастернака, «нельзя не впасть  <…>  в неслыханную простоту». Песня как жанр всё-таки предусматривает массовость, иначе она не прививается, не начинает жить своей собственной жизнью. Песенные стихи должны нести определённый, пусть и нехитрый, сюжет, должны быть, что особенно важно, композиционно выверенными, отточенными, чтобы западать в память, чтобы – пелось.
    Схема построения на первый взгляд проста. В песенных стихах должно строго соблюдаться лексическое равновесие: одинаково противопоказаны как словесная избыточность, так и предельный лаконизм. Слову непременно должна сопутствовать эвфоничность. Как часто приходится поступаться поэзией, идя по пути метафорического упрощения в пользу Её Величества Благозвучности. Однако настоящая песня не обходится без изюминки, неожиданного лексического или смыслового поворота, гиперболы, литоты, рефрена, но чтоб – не во вред простоте и доступности. Если хотите, этим песня отличается, по большей части, от романса, в котором поэт всё-таки остаётся поэтом, а не песенником.
    Главной своей песней я по сей день считаю песню Александра Гречанюка на стихи «Я иду по Руси». Гастролируя по всей России-матушке, её великолепно исполняет молодой талантливый певец, заслуженный артист России Андрей Берестенко. Её же отношу к началу своей активной песенной деятельности. За ней пришли другие. И хотя нет в них, может быть, той поэтической силы, они, тем не менее, все мне дороги, как равно дороги родителю его дети: сам сотворил, и это – воплощённая частица твоей души, твоё продолжение.
    К 200-летнему пушкинскому юбилею неожиданно пришёл в вальсовом ритме «Пушкинский бал», тут же положенный на музыку известным композитором Евгением Бикташевым. И когда поэт после вручения певице, заслуженной артистке России Нине Калашниковой цветов, под бурные овации в свой адрес, возвращается на рядовое место в зрительном зале – это много. Ради этого стоит жить и писать. Поверьте, стоит! Забываются проблемы быта, неустроенность, безденежье и тяготы близких рядом с тобой, таким вот повёрнутым – не от мира сего.
       И сегодня, когда в моём активе больше ста поющихся стихотворений, я неизменно живу ожиданием песни, жду, когда новая, пока ещё неведомая знакомка, лёгкой рукой постучится в моё окно и прошепчет: «Впусти меня, я твоё крылатое слово». Этот сладостный и в чём-то непростой момент открытия не сравним ни с чем. И ради этого стоит жить!
Я выпускаю вас в мир, мои песни.  Доброго вам пути и лёгких  удачливых крыл.


Некоторые из песенных стихотворений (эстрадных и авторских песен), кому это представится интересным, можно посмотреть на моей странице здесь же, на сервере «Стихи. ру».

Песня "Вальс Пушкинский бал исполняет Нина Калашникова" размещена в интернете. Это видео. Нина Калашникова поёт и при этом вальсирует.