Какую Родину любить?
Да какую Родину? Не плачу я по ушедшему в небытие Советскому Союзу. Я, болгарин по национальности, проживший сорок лет в Днепропетровской области, городе Никополе, куда разрешили вернуться моим родителям, депортированным из Крыма болгарам.
А начиналось всё довольно романтично. В 1804 году один из первых кораблей из Болгарии привёз в Крым на поселение моих предков по линии отца. Российская Империя нуждалось в опытных виноделах, специалистах по выращиванию табака.
За взятку разрешили поселиться в Старом Крыму (остальных переселенцев расселили по степному Крыму), выделили земли под разбивку виноградников и производство табака. Так и начала развиваться в Крыму династия Койчевых.
Со временем построили кабак с огромными винными подвалами, обжились, разбогатели…
Октябрьский переворот и последующее раскулачивание внесли свои коррективы в жизнь моего деда.
В 1927 году пришли чекисты в дом и сделали предложение, от которого невозможно отказаться:
- У вас есть выбор – Соловки, либо в Кировский район (Кирово тогда называлось Ислам-Терек) поднимать колхоз.
Пришлось подарить «молодой республике» всё, что создавалось более столетия и идти строить «Мы наш, мы новый …». Два года жили в землянке, пока построили дом.
Войну мой дед встретил с тремя малолетними детьми в должности главного ветврача колхоза. Мой отец с таким восхищением рассказывал мне, как дед Михаил виртуозно владел скальпелем, какие он делал животным операции…
В конце 1943 деда, находящегося в командировке в Керчи, вместе с другими болгарами, татарами, греками загрузили в вагоны и отправили строить новый мир в Сибирь, в Аджеро-Судженский район, Кемеровской области. Это был один из первых пробных шаров по «великому переселению народов».
А в 1944 масштабные переселения начали с татар, продолжили с болгарами, греками, немцами, армянами.
Всем нашлось место на просторах « широка страна моя родная». И всей стране , всей Родине-уродине было наплевать, что моя бабушка Катя с тремя малолетними детьми не предавала Родину, которая в очередной раз всё у неё забрала и обеспечила им проезд на спецпоселение в Свердловскую область.
И всей стране было наплевать, что дети, которые рождались в дороге, получали статус предателей и спецпереселенцев, и должны состоять на учёте последующие двадцать пять лет.
Только в 1947 году дедушке позволили воссоединиться с семьёй. В паспортах ставилась специальная отметка, запрещающая передвижение по стране. Работали на шахтах , поднимали страну после войны.
После смерти «отца народов» в Крым вернуться не разрешили, только в Никополь. И по новой – строить дом, растить детей, внуков, строить « развитое социалистическое общество»…
Бабушка по линии мамы родилась в зажиточной болгарской семье в 1908 году в Нижнегорском районе. По её рассказам, мои предки поселились в Крыму в пятнадцатом веке. Со временем стали помещиками. Имели свои поля, виноградники, плантации табака, табуны коней, отары овец. Мой прадед состоял на государственной службе – был волостным писарем. Под раскулачивание пошёл одним из первых , но удалось выжить и он с малолетними детьми сумел поселиться в городе Мелитополе Запорожской области. А моя бабушка Степанида Ивановна, рано вышла замуж и в 1927 поселилась в Феодосии. Мой дед Дмитрий работал заведующим столовой на железной дороге. Осенью 1937 года, когда маме было полгода, к ним в дом пришли из НКВД. Деда арестовали и, как «врага народа», расстреляли, затем, правда посмертно реабилитировали.
И нашей замечательной Советской Родине было всё равно , что мою бабушку подвергали пыткам, что её с полугодовалым ребёнком на руках водили по саду, приставив к голове пистолет и требуя рассказать, кто к ним ходил в гости. Но этого нашей любимой Родине тоже оказалось мало.
В 1944году бабушку и маму в числе двух тысяч болгар из села Желябовка, изменников Родины, загрузили в вагоны для перевозки скота и повезли на Урал.
Пермская область, Соликамский район, карьер Известняк – вот для них место прописки на следующие пятнадцать лет.
Не все, правда, смогли пережить первую же зиму. Поезд остановился в лесу. Представители НКВД роздали топоры, пилы и пришлось строить бараки, землянки в округе карьера, в котором добывали известь. Из двух тысяч человек через два года в живых осталось около пятисот человек.
Бабушка работала на лесоповале, в карьере, в камнедробилке, На работу ходила пешком восемь километров ежедневно через Матюковую гору. Название горы говорит само за себя.
Только в 1959году разрешили уехать с Урала, но в Крым въезд запретили. Поселились в Мелитополе. Сначала на квартире, затем общежитие. В 1964 переехали в Никополь.
Мои бабушки Степанида и Екатерина, умерли в возрасте девяносто восемь лет. Они пережили Советский Союз. Наверное, они всё-таки любили Родину. Любили, не смотря ни на какие лишения, потерю любимых и близких людей, предательство со стороны любимой Родины.
Я никогда не слыхал от них ругательств, обид на страну. Все мучения, гонения, издевательства, голод воспринимались стоически, без фатализма. И нас воспитывали в духе патриотизма. И только один раз, когда я решил вступить в кандидаты в члены КПСС бабуся (бабушка Степанида) рассказала мне о своей жизни. Она предоставила мне право выбора. И, когда я всё-таки принял решение вступить в партию, она очень просто и грустно сказала мудрейшие слова :
-- Валера, СУЕТА ВСЁ ЭТО…
Тогда, в свои двадцать два года, я ничего не понял из её слов.
Я пошёл своим путём. Стал секретарём комитета комсомола первички, райкома, членом горкома обкома и других «комов».
И только сейчас, в свои сорок пять лет, я понял, смысл этих слов, я понял, как они любили Родину. Для них Родина, наверное, была не партия и правительство, не народ в целом, не земли, дома, достаток…, а близкие, любимые и любящие люди, и просто хорошие люди.
Я всё-таки вернулся в Крым, поселился в замечательном городе Феодосия, где родилась моя мама.
Но я не знаю, где моя Родина?
Патриотами какой страны мне растить и воспитывать троих своих детей?
Украины?
После включения телевизора и просмотра новостей назвать эту страну Родиной или Вітчизною язык не поворачивается. Болгарии я не очень нужен (успел в этом убедиться), не смотря на то , что человек я состоявшийся.
Осталось настолько полюбить Крым, чтобы не жалко было,если понадобится,
отдать жизнь за Родину. Но нет такой страны Крым, есть какая-то «автономия-область» в составе Украины.
А может Родина это деньги? И чем больше "Родины", тем больше её любишь? И жизнь за неё, «зелёную», отдают, и на преступления идут, и детей и родителей проклинают…
Или Родина, это совокупное понятие города и страны в которой вырос, учишься, работаешь, дома в котором живёшь, людей, с которыми общаешься, материальных благ, которые отдаёшь и получаешь, языка, на котором говоришь?
А любовь и жизнь свою нужно отдавать себе, своей семье, родителям, внукам да и просто хорошим людям. Они в этом больше нуждаются, чем пресловутая непонятная Родина.