Деду-Победителю

Евгений Прост
Пересматриваю ордена-медали своего деда, его старые фотографии и завидую почему-то. Может потому что с детства запало, что он обыкновенный, нормальный русский мужик, надевая на День Победы свои награды, превращался в былинного героя. Какой мужчина не хочет быть настоящим героем? Это не бабушек через дорогу переводить.
Хотя, если подумать, чему завидовать? Год рождения – 1911. Детство – мировая и гражданские войны. Юность – угроза раскулачивания и колхозное рабство. И первый бой за себя, своё будущее и свою семью. Он его выиграл, поступив после армии в военное училище вырвавшись из первого рабства. И уже живя в городе, и дом построил, и жизнь наладил, дочь появилась.
Начало второго боя угадывать не надо. Война. Он офицер, морская пехота, коммунист конечно. Смотря в старых фильмах, как бились морские пехотинцы и как, в основном, погибали, почти узнаю своего деда. Но он остался жив и в 44-м после двух тяжелых ранений был комиссован и вернулся домой. Это была его вторая победа. Победа со ставкой в жизнь.
А в это время у него тоже шла борьба за жизнь. Осенью 41 должен был родиться второй ребёнок. Два раза бабушка, а тогда молодая женщина 23 лет, прыгала с крыши сарая, пытаясь сделать выкидыш, но… 14 ноября 41 родилась моя мама… и погнали немцев под Москвой. Мама не ходила почти до 4 лет от недоедания, но вернувшийся с фронта герой снова наладил жизнь семьи.
Следующая беда пришла внезапно, как пожар. Зачем дед купил несколько пустых мешков у «какого-то мужика» не знаю, но оба получили по 10 лет. И этот бой, наверное, дед проиграл. До тюрьмы – коммунист, герой, мастер на все руки, непьющий и даже некурящий, после – остался только мастер. Холодное лето 53 года дало ему свободу, но выправиться полностью он не смог.
Время шло, дочери выросли. Старшая, красавица, вышла замуж за талантливого инженера, который быстро вырос в очень большого начальника, вторая – сама вышла замуж за красивого, статного парня. Появились внуки, которые стали лето проводить у бабушки и деда-героя.
А дед, которого в округе называли «Моряк», эту же округу, будучи электриком, обеспечивал электричеством, электронагревателями, а заодно и «жучками». А ещё дед катал нас с сестрой на большой тачке, мастерил нам качели и многое другое. А мы с сестрой его ругали, когда он пьяненьким лез нас целовать: «Деда! Уйди! Ты пьяный!».
Последний бой деда знаю не понаслышке, сам вызывал «скорую». Приехавший молодой врач, осмотрев, пощупав деда, сказал просто: «Ну что, дед, пожил, попил? Хватит». Последние несколько месяцев боли, агония и всё…

Так чему завидовать? Может быть тому, что через его медали я чувствую и свою причастность к маю 45, раз вспоминаю умершего более 25 лет назад деда не в день его рождения, а в День Победы.
А раз я его вспоминаю, то дед всё-таки победил! С Победой, Дед!