Курдовер Ким Александрович

Наталия Крышан
Биография (записано с его слов, дополнено мной)
Родился 12 марта в 1930-м году в городе Керчь.
Семья: отец – Курдовер Александр Матвеевич.
Мать – Курдовер (Корытина) Наталья Иосифовна.
Брат – Курдовер Анатолий Александрович (1932г.р.).
Жили во Владивостоке, Благовещенске, Кировограде и др.
     Начало войны застало их в Кировограде. Отец, отказавшись от льгот, ушёл на фронт добровольцем. Сначала мать с детьми эвакуировали в Ростовскую область, но немцы наступали на пятки, поэтому из Ростова через Сталинград они отправились дальше, к немцам Поволжья. С ними были их знакомые: Циля Яковлевна, Эра и Гаррик. До Сталинграда добирались на поезде под постоянными бомбёжками. Там погиб Гаррик. Из Сталинграда плыли на теплоходе. Прибыли на станцию Малый Узень. Первое время жили прямо во фруктовом саду, потом их приняла к себе старушка, у которой был маленький домик в две комнаты с кухней.
     Всё это время отец сходил с ума от неизвестности. Он писал во все инстанции, родным, друзьям, знакомым, пока не нашёл их. Он служил техником-интендантом в 48-м стрелковом корпусе 9-й Армии 268-м корпусном артиллерийском полку, дослужился до лейтенант-майора. В июле 1942 года начались оборонительные бои под Сталинградом. С 12-го июля Юго-Западный фронт переименован в Сталинградский. Считается, что в это время он и пропал без вести. Позже их навестил сослуживец и друг отца – Корякин. Он рассказывал, что отец, когда их окружили, обмотал вокруг себя знамя полка, но, пытаясь вырваться из окружения, погиб. У Корякина был военный дневник отца, который он хотел опубликовать, но неизвестно, что случилось с ним самим…
     Когда обстановка под Сталинградом стала особенно напряжённой, мать с детьми эвакуировали вместе с подсобным хозяйством, в котором она работала, в Харьковскую область после освобождения Харькова ( 23 августа 1943 года). Новое место жительства называлось Андреевка.
     Мама работала в хозяйстве. Ким был рассыльным второго украинского фронта – возил туда сводки из штаба. Расстояние до штаба было 20-25 км. В его распоряжении была лошадь Щука, рыжая высокая кобыла. Она была ранена на фронте, но после излечения её приняли на довольствие в хозяйство. Мальчик поил и кормил её в пути. Ещё он нёс охранную службу на птичнике с оружием: боевая немецкая винтовка, ручной пулемёт, гранаты. Эти обязанности не освобождали его от занятий в школе. Учился он неплохо. Особенно любил историю.
     Весной 1943 года мать вызвали в военкомат для вручения уведомления о том, что отец пропал без вести под Сталинградом. Получив повестку, мать сначала заехала в школу и сообщила старшему сыну об этом, затем уехала домой. Спустя некоторое время, сына вызвал директор школы и отпустил его домой. Ему было двенадцать, и он был всего лишь мальчишкой – он не сразу пошёл домой, а решил поесть в столовой. Тут его увидел какой-то мужчина и, не выдержав, сказал: «Что же ты тут пируешь, а твоя мама мертва!». Всё бросив, он побежал домой и не останавливался все пятнадцать километров. Мама ехала домой на телеге с досками , телега наехала на мину.  Сыну пришлось собирать отдельные части тела матери. Похоронить маму помог директор совхоза, в котором она работала. Директор предложил старшему сыну остаться работать в совхозе, но он решил ехать в Москву к родственникам. Руководство подсобного хозяйства купило им билеты и отправило мальчишек в новую жизнь без отца и матери.
     Обладая отличной памятью, он помнил адреса всех родственников, поэтому добрались они успешно. Тётушки тоже жили нелегко, поэтому Толян жил у тёти Лизы, а Кимка – у тёти Жени. Тётя Женя была одинока и работала воспитателем в детском саду. Она любила племянника и заботилась о нём, но, закончив восьмой класс, Ким поступил в артиллерийскую школу, чтобы, как отец, мстить врагам. Школу после окончания войны закрыли, тогда он поехал в Ленинград, также помня адрес своего дяди Коли Корытина наизусть. После восьмого класса его приняли на отделение радистов в школе юнг. Там он стал помощником командира взвода.
     26-го августа 1947 года он окончил школу юнг Балтийского флота по профилю радиотелеграфиста. Отметки в дипломе: «4»и «5».
     С 8-го апреля по 27-е декабря 1948 года проходил службу на катерном тральщике «КТ-965» десятого дивизиона катеров-тральщиков, который принимал участие в операциях по тралению боевых мин с 27-го мая по 27-е сентября 1948 года.
     Жили на базе в Кронштадте. Нёс радиовахту. Катался на лыжах. Усть – Луга. Маневренная база катеров-тральщиков.
Однажды нашли пачку николаевских денег и купили в магазине водку, но Ким обратил внимание продавца на то, что деньги не те и вернул водку ей.
     Все учились (учения) в Кронштадте. Погиб катер. Остались два катера без моторов. Командир послал свой катер на проверку. По возвращении в темноте сориентировались на огни, так как был шторм, но попали на камни. Спасаясь, помогали друг другу, но никто не выжил.
     Направили в Стрельну в научно-исследовательский институт связи и телемеханики. Там отслужил около пяти лет. Начал выступать на всесоюзных соревнованиях по боксу (первый разряд, потом - КМС).
     В 1952 году женился. Продолжил учиться в средней вечерней школе. Демобилизовался. Через год родился первенец.  В этом же году окончил школу на «4»и «5». Сразу поступил на заочное отделение физкультуры и спорта педагогического института им А.И. Герцена. Профессор по физиологии подарил свой учебник с дарственной надписью.
     В качестве судьи принимал участие во всесоюзных соревнованиях.
     Два года моржевал, ходил зимой (до -30 град.) только в костюме, без шапки.
     В 1958 году окончил институт. В этом же году родилась дочь.
     Работал в стрельнинской средней школе № 413, в школе им. Горького в Подпорожье, в школе-интернате № 49 в Стрельне. Там организовывал  походы по стране автостопом: по Прибалтике, от Балтийского до Чёрного моря, на велосипедах в Новгород и др.
     Некоторое время работал в школе № 529 в Петродворце (Новый Петергоф). Директором этой школы в то время был Графкис – физик, личность яркая и неординарная. Тогда же родилась запойная любовь к шахматам. Вместе с Графкисом проводили целые турниры.
     Тяжёлое материальное положение и трудные жилищные условия вынуждают Кима Александровича уехать на Сахалин. Там его деятельность начинается в школе-интернате. Одновременно он ведёт секцию бокса во Дворце пионеров и школьников. Всячески популяризирует спорт: пишет статьи и спортивные обзоры в газеты «Молодая гвардия» и «Советский Сахалин», участвует в  спортивных программах на местном телевидении.
     Организует турниры по боксу «Сахалинские надежды» и «Кубок Победы», которые до сих пор проводятся там и по-прежнему популярны. Его питомцы всегда очень успешно выступали на Сахалине, на Дальнем востоке, а некоторые и на всесоюзных соревнованиях. Были призёры России и СССР. В это же время получает квалификацию судьи Российской федерации. Принимает участие в судействе и международных турниров.
     Всего два года работал в Апатитах мурманской области, но и там его боксёры успешно выступали в междугородних турнирах.
     Возвратившись в Ленинград, Ким Александрович приступает к работе в ПТУ-81. На первенство Ленинграда профессионально-технического  образования его команда занимает первое-второе места по лёгкой атлетике. В гиревом спорте, также в командном зачёте, - первые и вторые места.
     Продолжает вести секцию бокса. Первые и вторые командные места по городу. Организовывает междугородние соревнования (Кронштадт, Алитус, Новгород и др.)
     С 1990 года работает в «Обществе возрождения Петергофа». В течение десяти лет возглавляет его. В это время проводятся краеведческие конференции, написаны и изданы книги по краеведению, возрождено звание «Почётный гражданин Петергофа», а первым , по инициативе общества, получил это возрождённое звание Семён Гейченко. Общество сотрудничало с ЛВОКУ им. С.М. Кирова – организовывало для них концерты, с ЖДВУ – изготовило памятную доску о Лейб-гвардии Драгунском полку, который квартировался на территории, ныне принадлежащей училищу.
    Скончался  20 июля 2007 года, после тяжёлой болезни…

Ещё про деда: "1 августа 268 ап, находясь в окружении в районе г.Сальска и продолжая выполнять приказ командующего артиллерией 37А, сосредоточился для совершения прорыва с 374 сд в районе 1 отд.свх.Гигант, заняв круговую оборону. В 10.00 группа танков до 45 штук с бронетранспортерами и автоматчиками атаковала с разных концов полк, имевший по 1 выстрелу на орудие на 11 орудий, 3 из которых были разбиты авиацией противника, имевших. В этом бою огнем из орудий были уничтожены 2 танка, 2 танка были подожжено ружьями ПТР, и групповым огнем из винтовок подбит один танк (под руководством капитанов Ишичкина и Золотухина) и истреблено 2 мотоциклиста и 3 танкиста. Личный состав полка в течение 1,5 часов, не имея снарядов вел огонь из ручного оружия. В этом бою было погибли 12 средних и старших командиров, 25 командиров, не желая позорного плена, дрались до последнего патрона, не сдавшись - застрелились. Много бойцов и командиров было раздавлено гусеницами танков. Раненых бойцов и командиров немцы пристреливали. Находясь в безвыходном положении, майор Попов и капитан Соколов сожгли всю секретную переписку и личные дела начсостава. Знамя полка было вынесено под огнем противника техник-интендантом Курдовер и оперуполномоченным ОО НКВД Сурковым совместно с группой бойцов." из книги Героя Советского Союза И. П. Рослого командира 4 стрелковой дивизии, «Последний привал в Берлине» М. 1983 г.