Цех сотовых конструкций

Эдуард Шульман
 С развалом Союза судьба тысяч людей на предприятиях
резко изменилась. Об этом сложном времени еще много
будут писать, прослеживать за судьбой этих людей
и судьбой самих предприятий, с которыми у многих
была связана вся жизнь. В тяжелом положении оказался
ГАО ТАПОИЧ, выпускавший самолеты ИЛ-76,ИЛ - 114 , и др. машины.
До сих пор, несмотря на все принимаемые меры, не
удается завод поднять, десятки тысяч людей оказались
неустроенными.
(Писать на "чисто" производственную тему - неблагодарное
занятие - слишком "узко", термины не всем понятны, но
я надеюсь, даже в этом случае, эта "Баллада" найдет своего
читателя).

       Об этом времени:

       ЦЕХ
сотовых конструкций
       Баллада
      
       Часть 1
       (Предисловие)

На одном из совещаний
Высших воинских чинов
Выполнили обещанье:
Рассмотреть один вопрос.

А касался тот вопрос -
Дальней переброски войск
Вместе с техникой, что важно,
По-военному. Отважно.

Выполнить наш перелет
Призван новый самолет.
Самолет нужен – гигант:
Перебросить куда нужно
Вместе с техникой - десант.

Утвердили техзаданье,
В ОКБ его и сдали
С пожеланием удачи
В разработке той задачи.
      
Выбор пал на ОКБ,
Что раскинулось в Москве.
А оно с большим запалом
И большим потенциалом
За работу взялось дружно-
Разработало, что нужно.
Пожелания учли –
Выдали все чертежи.

Не отстали от прогресса:
Внесли много техпроцессов-
Новых в отрасли, науке…
В общем, всё без всякой шутки.

Ввели новые конструкции
Облегчающие вес, –
То - «трехслойные конструкции» –
С ними – новый техпроцесс.

Потом приняли решенье:
Все это отдать Ташкенту –
Там есть авиазавод,
Новых он заказов ждет.

Так под новую машину
По серьезнейшей причине
Появилась перспектива:
Строить корпуса активно.

       Часть 2

У руля стоял Директор
Виктор Николаевич Сивец -
Б - жьей милостью Директор,
Академик и мудрец.

Под его началом быстро
Возводили корпуса,
А внутри них размещали
Механические, сборочные,
Агрегатные цеха.
      
И завод преобразился:
Стал на город он похож -
По его садам - фонтанам
С удовольствием пройдешь.

Напряженно шла работа -
В запланированный срок
Под «УРА» тысяч рабочих
Выкатили самолет.

Цех сотовых конструкций
       Часть 3

Отдавая время моде,
Под новейший самолет
На ТАПОиЧ вновь был создан
Цех по производству сот.

Вот тогда и появился
На участке боевой
Полный сил и энергичный
В.Н. Жуков молодой.

Он, учитывая важность,
Развернуться в цех большой,
Позаботился о кадрах
И создал такой настрой,
Что в работу погрузились
И ушли все с головой.
      
Но конструкции такие,
Что вписаться не могли мы
В маленький участок тот
И завод в короткий срок
Корпус строит ещё тот.

Корпус точно был не мал:
Занял больше трех гектар.
Вот тогда цех развернулся:
Во всю мощь пошла продукция.

Это быстро все читать,
А наладить и пускать,
Технологии внедрять,
В агрегаты воплощать,
На машины подавать –
Здесь баллады нам не хватит,
Написать можно роман,
Как старались люди, значит -
Я прошел все это сам.

Волновались и ругались,
Возмущались, добивались,
А когда все утрясалось,
Что - то вроде получалось.

Вот так «просто» все и было,
Если только не считать,
Что уже в цехе трудилось
Человек семьсот подстать.

В этом корпусе, друзья,
Развернулась вся работа.
В каждой группе мастера
Вклеивали в агрегаты соты.

То были дефлектора,
То были щитки и звенья,
Были также спойлера
И панели, и панели
Хвостовой части крыла.

Цех работал… как отдел
И совсем «заматерел»:
Документы выдавали,
С ОКБ мы связь держали.
      
И с ВИАМом, и с НИАТом,
Мы дружили даже с ГАПом.
А когда был юбилей,
Все съезжались к нам быстрей.

Ну, а Жуков, полный сил,
Этим всем руководил.
Проводил он совещанья,
Раз в неделю и собранья.
Кому надо раздавал
Или пряник, иль фингал.

Был средь нас он - аналитик,
Ещё больше был - политик.
Глубоко вникал в процессы
И хозяйством управлял,
Это было его место
И весь цех это признал.

Многие были довольны,
(Но никак не своевольны).
Твердая была работа
И зарплата и забота:

Кто квартиры получал-
Быт свой сразу улучшал.
Кто путевки, кто награды,-
Этому все были рады.

Так работали годами,
Агрегаты подавали,
Утрясали неувязки…
Кто теперь поверит в сказки.

А ведь были инженеры,
Что в цеху поднаторели.
Были службы: и ТБ, БТЗ и ПДБ,
Был механик, энергетик,
Не упомнишь всех на свете.

Инженеры техбюро
Вышли «в свет» уже давно.
Это их настало время:
Коллективы возглавлять -
Опыт СВОЙ! передавать.
      
Делали мы ИЛы, АНы
Самолеты улетали,
Пополняли ВВС -
ТАПОИЧ имел свой вес: -

Среди авиазаводов
Выпускал столько тяжелых,
Что, скопись, вдруг, в одном месте,
Вида б не было чудесней.

Самолеты улетали,
Многие - в другие страны.
Их количество росло
И до тысячи дошло.

И вот тут Союз распался,
От ТАПОИЧ отказался….
(До такого вот позора
Наш Директор не дожил:
Коллектив завода скорбно
С почестями и достойно
В путь последний проводил).

Выпуск прежний самолетов
Теперь стал большим вопросом:
Самолеты хоть важны,
Стали всем, вдруг, не нужны.
      
Не важны стали и люди,
Увольняться стали люди,
Люди стали уезжать
И квалификацию терять.

Кто - то ринулся в Россию,
Кто в Германию, кто в США
Я же выехал в Израиль,
И нас «чкаловцев» здесь - тьма.

Жуков же всему не рад
Уезжает…в Ленинград.
Ну, а что же ТАПОиЧ?
По нему пронесся «ВИЧ».
      
За него начали драться,
Он «ГАО» стал называться,
Стали перетягивать канат -
Чей завод?! вдруг, узнавать.

Не согласны! То - Москва,
Не согласны! То - Ташкент.
Незнакомо вам, друзья? -
Загляните в Интернет.

Вдруг китайцы захотели
Заказать 30 машин.
Три десятка - нет проблемы,
Можем больше дать машин.

Ну, а кто их может сделать?
Для кого они - не бич?
ТАПОиЧ их может сделать,
Ясно дело - ТАПОиЧ!

Только там такие «мощи»,
Для решения – нет проще
Наш заказ в нем разместить,
Самолеты – запустить!

Соглашенье заключили,
Сроки? Их определили.
Но людей то распустили
И «цейтнот» лишь получили.

ТАПОиЧ уже не может,
Нет людских ресурсов тоже.
Уникальный ТАПОиЧ!
Как его можно достичь,
Чтоб заказы разместить?

Вот в Москве и заседают-
Тот заказ распределяют:
Часть пусть делает Воронеж,
Часть Ульяновск может тоже.
Часть пусть делает…Ташкент.
Вы не слышали, быть может? –
Загляните в Интернет.
      
Может зря в нашей истории
Уникальный цех построили.
Уникальный - как завод!
Есть завод, но уж не тот.

Приезжали из Совмина
И с серьезнейшею миной
На заводе предлагали
Выпускать…как что? – трамваи!

Заводчане узнавали,
Долго головой качали,
Пальцем у виска крутили-
Там сидят министры – или…

Но одумался Совмин
И…директора сменил.
Может вместе с Чирчиком
Нам наладить grand - ремонт?

Самолетов, вертолетов
И ещё раз самолетов.
Но… ТАПОиЧ загрузить!
Персонал под 40 «тыщь»?

Где программа самолетов
Подходила почти к сотне?
Голова болела сильно,
Да и в общем - то обидно.
Да что делать? Жить то надо,
Время было – не награда!

Вот стоит он на распутье-
Уникальнейший завод,
А решенья - не забудьте:
Очень умного он ждёт.

В уникальнейшем заводе
Уникальный цех стоит.
Это против всей природы!
Только время вот летит.

      
       ЭДШ. Июнь. 2007г.

  Прошло 15 лет с момента развала завода, входившего в то время в десятку крупнейших авиационных предприятий мира. Изменений нет. Попытки поднять его предпринимались не раз, но так и не находилось окончательного решения. Завод продолжает выполнять мелкие работы. Людей не оставляет надежда на его возрождение.

                ЭДШ 11.05.10.

Увы! Завод обанкротился и с фасада сняли гордую табличку ТАПОИЧ! Кто виноват?! Как всегда - НИКТО!

А еще узнал, что в центре завода разобрали один из самых красивых когда-либо выполненных памятников В.П.Чкалову - шеф-пилоту нашего завода, имя которого гордо завод носил. Он был изготовлен руками рабочих цеха 31, цеха плазово-шаблонной оснастки, где  и мне довелось работать много лет, где я прошел все этапы от разметчика - плазовика до конструктора. Так перечеркнули наше прошлое..... Но люди, работавшие там, еще живы и по мере возможности, общаются, вспоминая настоящую жизнь. Многие рабочие, инженеры, теперь работают на других производствах. Особенно много людей чкаловцев теперь трудятся на УАПК в Ульяновсе.
Много наших инженеров стали возглавлять большие производства. Имея огромный опыт и знания, полученные на ТАПОИЧ, они стали востребованными почти во всех сферах народного хозяйства России, Украины, Узбекистана.

               ********************

И вот последнее сообщение: Ил-114, запускавшийся "с нуля" На ТАПОИЧ, перезапускается в... Самаре. Т.е., несмотря на все затраты на постановку новой машины и практически освоенной заводом, теперь она вновь будет запущена в серию на бывшем Куйбышевским авиазаводе. При этом испытываешь и радость, и горечь. Радость оттого, что машина все-таки пошла, горечь оттого, что весь огромный труд людей ТАПОИЧ вместе с оборудованием, оснасткой пошел насмарку.

"18 ноября 2014 г., AEX.RU –  Президент России Владимир Путин дал согласие на начало работ по организации производства пассажирского самолета Ил-114, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его словам, проекты военно-транспортного Ил-112В и пассажирского Ил-114 были открыты «после тяжелых дискуссий», передает Взгляд.
 
«Буквально недавно я получил согласие президента на начало работ по этому турбовинтовому самолету. Это поможет нам сдвинуть проблему региональных перевозок», – сказал Рогозин".

Недавно "сдвинулись с мертвой точки" - принято решение и открыто финансирование производства маш. ИЛ-114 в Нижнем Новгороде с первоначальной программой 24 маш. в год. Оставшуюся оснастку на ТАПОИЧ привезут в Горьний. Дай-то Б-г!
                март 2016

 И вот окончательное решение: многострадальную маш. будут собирать.... в Луховцах... ...Даже опытный полет совершила первая машина. Собираются сертифицировать, почти полностью изменить технологию сборки и, наконец, изготовить новый интерьер, (пока летает с интерьером, выполненном в Ташкенте на ГАО ТАПОИЧ!) И снова - тишина....
                2.05.21

Прошел МАКС - 2021. ИЛ -114 демонстрировалась в ряду других машин. Маш. обозначена не только как пассажирская, но и транспортная, может применяться для нужд армии, Севера, садиться на разные аэродромы.... Однако сертификация еще предстоит. Интерьер на пасажирских машинах пока используется изготовленный на ТАПОИЧ. Мне это тем более приятно, что интерьеру отдал много сил и для полного обеспечения взаимоувязки всех панелей интерьера, заказал СТЕНД, который дал возможность все это обеспечить. Стенд вошел в перечень всей необходимой оснастки для изготовления маш ИЛ-114.
 
                ЭДШ 9.08.21

....Снова тишина...., но есть новая информация, очень осторожная, что ИЛ - 114
будет запускаться в Луховицах в 2023 году. А ведь как среднемагистральный самолет он может летать между всеми ближайшими городами России, обеспечивая потребность населения в очень быстрых сообщениях.