Свет на выходе из тоннеля...

Владимир Верхонин
                Навеяно: Платон «Миф о пещере» (см. примечание)


Свет на выходе из тоннеля -
Есть начало пути к небесам…
Отправляйся же в путь немедля!
Почему? Ты поймешь это сам…

Только путник правды достоин,
Остановка - есть бедственный грех!
Почивать на лаврах  не стоит,
Тем вернее, чем выше успех.

И смешон успех - в подземелье…
В добрый путь и не жди чудеса!
Свет на выходе из тоннеля,
Лишь начало пути к небесам…


***


Примечание. Краткое изложение «Мифа о пещере» (Платон "Государство", книга 7)

В центре "Государства" мы находим знаменитый миф о пещере.

Представим себе людей, которые живут в подземелье, в пещере со входом, направленным к свету, который освещает во всю длину одну из стен входа. Представим также, что обитатели пещеры к тому же связаны по ногам и по рукам, и будучи недвижными, они обращают свои взоры вглубь пещеры. Вообразим еще, что как раз у самого входа в пещеру есть вал из камней ростом в человека, по ту сторону которого двигаются люди, нося на плечах статуи из камня и дерева, всевозможные изображения. В довершение всего нужно увидеть позади этих людей огромный костер, а еще выше — сияющее солнце. Вне пещеры кипит жизнь, люди что-то говорят, и их говор эхом отдается в чреве пещеры.

Так узники пещеры не в состоянии видеть ничего, кроме теней, отбрасываемых статуэтками на стены их мрачного обиталища, они слышат лишь эхо чьих-то голосов. Однако они полагают, что эти тени — единственная реальность, и не зная, не видя и не слыша ничего другого, они принимают за чистую монету отголоски эха и теневые проекции. Теперь предположим, что один из узников решается сбросить с себя оковы, и после изрядных усилий он осваивается с новым видением вещей, скажем, узрев статуэтки, движущиеся снаружи, он понял бы, что реальны они, а не тени, прежде им виденные. Наконец, предположим, что некто осмелился бы вывести узника на волю. И после первой минуты ослепления от лучей солнца и костра наш узник увидел бы вещи как таковые, а затем солнечные лучи, сперва отраженные, а потом их чистый свет сам по себе, тогда, поняв, что такое подлинная реальность, он понял бы, что именно солнце — истинная причина всех видимых вещей.




На странице рис. С.Хорликова

Сайт автора http://vverhonin.narod.ru