Громада - любовь и громада - ненависть

Николай Купин
            Пожалуй, нет ни одного стихотворения в «Правде» военных лет, в котором чётко не выражались бы в тех или иных формах авторские симпатии. Нет беспристрастного восхваления действительности, как нет и неравнодушного отношения к ней.

            Каждое стихотворение – это любовь и ненависть, или же одновременно – и любовь и ненависть; утверждение и прославление или же разоблачение и отрицание.

            Так, в балладе «Защитник Москвы» (27 января 1942 г.) С. Васильев, повествуя о подвиге связиста сержанта Новикова, показывает его страстную решимость защищать родную землю и народ и беспощадно уничтожать фашистов, лютых врагов своей Родины. Во время жаркого боя, отправляясь на задание восстановить оборванную связь, сержант понимает, что в его руках жизнь многих людей, его товарищей, которых он любит и за которых готов отдать свою жизнь. Руководствуясь чувством долга перед людьми и Отчизной, он сознательно идёт на смерть, совершая подвиг:

И он пошёл окольною тропою,
Он понимал, что он не чародей,
Но в этот час он был властитель боя, 
В его руках была судьба людей!

Вокруг свистели пули, но он решил:

Не отступлю! Во что бы то ни стало
Налажу связь!...

… А немцы шли, блестя стальными лбами
(Их гнал в атаку смертный перепой).
Тогда он стиснул два конца зубами
И принял бой, неравный, дерзкий бой.

Его нашли, когда уже смеркалось,
В руках – винтовка, поднятый прицел.
В зубах был провод. Связь не прерывалась.
Вблизи валялась груда вражьих тел.

Он тихо умер.
              Чуть назад отпрянув,
Прижавшись к ели и оледенев,
Но на лице его спокойном и упрямом
Не ужас был, а ненависть и гнев.

            На основании этого и многих других поэтических произведений, помещённых в «Правде», можно сделать вывод: нельзя мужественно защищать Родину, не любя её, и нельзя самозабвенно громить врага, люто его ненавидя.

            Обращение С. Васильева в годы войны к балладе, опирающейся на конкретный факт героики, укрепляло реалистическую основу его поэзии. Героико-патетический пафос, острый и напряжённый сюжет, чёткость обрисовки персонажей, динамичность и взволнованность повествования, чеканный ритм и упругий стих – вот чем привлекает нас баллада «Защитник Москвы».

                Из моей дипломной работы, 1975 г.