Из книги русалка марион коксвик

Алла Шарапова
МАРИОН КОКСВИК

ИЗ КНИГИ "РУСАЛКА"


HAVFRUEN.  Dikt

Solum Forlag  Oslo 2001

1/ Havfruen +
2/ Bestemodre +
3/ Murer +
4/ Hevnen +
5/ Diktets Katarsis
6/ Ode til Audrey Hepburn +
7/ Et Forhor av Maleriet “Skrik” +
8/ Meg Self
9/ Kapen
10/ Regndraperpreludiet
11/ Skrivehemninger
12/ Kjere Wergeland
13/ Lengsel  etter Russland i E-moll
14/ Apent brev til “Dagbladet”
15/ Diktet har kontortid om natten +
16/ Jeg vil vaske verden ren og ner
17/ Den Hellige Reisen
18/ A skrive Dikt er som oppdage en ny Stjerne
19/ Det siste Kyss fra Mozart
20/ Misnoets Ansikt
21/ Kjengjerninger +
22/ Sporsmal til en etterlyst Kvinne
23/ Kongen av Afganistan
24/ Lenestolen +
25/ Psykoanalyse for Oscar Wilde
26/ Mine Venner
27/ Angstens Maleri
28/ Oppdatering av Oret
29/ Ode til Henrik Wergeland
30/ Guide for en Auksjon I et Garderobeskap
31/ Emansipasjon av en Prinsesse
32/ Skyer +
33/ Flort med Fjellet
34/ Konfrontasjon med Djevelen
35/ Kryssforhor av et ukjent Dikt
36/ Jeg? +
37/ Oppdagering av Oret
38/ Ode til en Singer Symaskin
39/ En Orefik til Tordenveret
40/ Credo
41/ Ved en Ung Dikters Bare

РУСАЛКА (1)

Я часто посещаю купальню в Помпее.
Первая, кого я там вижу на фреске, -
Это русалка.

Русалка встречает мой взгляд –
И нас как будто бы не разделяют века.

Русалка непобедима:
Она убежала и от морского царя,
И от мозаичной лавы.

В правой руке она держит
Двустворчатую ракушку,
Которая вмещает в себя земной шар.

Художник не вводит меня в заблуждение.
Смотрите, как естественна
Ее эротическая поза.

Русалка напоминает светлый шоколад
С привкусом ванили и шампанского.

Русалка не актуальна
Как резонанс фрески.

Она выбрасывается из волн на берег
И вскакивает на коня.
Ей не нужен спасательный круг.

Она отбрасывает рыбий хвост
И открывает миру свое женское лоно.

Надо ли мне ее предостеречь,
Чтобы не покидала фреску?
Знает ли она, что для модернистов
Порнография – это комиксы на тему половой жизни?

Встречала ли я прежде русалку?
В школе?
Как обнаженную натуру?
Парящую на греческой вазе или в учебниках латыни?

Как я ей завидую!
Она вышла из великого народа
Вдалеке от северных холодов.

Может ли русалка помочь поэту,
Как Элида Вангель у Ибсена?
Открыть звездное небо
Перед линзой телескопа?

До чего же прелестно она танцует на фреске!
В ней не укротили ее дикую природу.

Скольких еще она заманит в купальню
Своим хвостом?

Или она закроет свое земное лоно
И прянет в небеса?

             





БАБУШКИ (2)

Что такое бабушка?
Королева среди женщин?
Или домашний козёл отпущения?

Судомойка?
Героиня будущего
С первым правом на свободный участок в звёздном небе?
Противница аборта?
Или она грешница из тёмного прошлого?

Каких только я не видела бабушек!

Бабушка, просящая подаяния.
Бабушка в Утсире,
К которой ты летаешь из Бостона, чтобы поцеловать.

Бабушка вяжет шерстяные носки
Вместо того, чтобы лакировать ногти.
А эта бабушка любит начищать серебро к Рождеству.

Вот бабушка, читающая Геродота.
А эта всю жизнь посвятила чтению и писанию букв.

Бабушки в Надоре и Кони.
Как по волшебству они выткут вам ковер
Из «Тысячи и одной ночи».

Бабушки-партизанки на африканских мысах.
Как они отважны и в час поражения!
Бабушки проходят маршем мира через Шри-Ланку.

Бабушки с клиентурой
В публичных домах Касабланки.
Бабушки, бросавшие камни в Иерихоне и Уре.

Бабушки с лунными сонатами во взглядах.
Бабушки, ослеплённые разрывами гранат.

Бабушки-балерины в вишнёвых трико.
Бабушки тяжеловесные, как слонихи.

Бабушки, приплывшие на материк,
Но не забывшие островов в морской пене.

Бабушки, таинственные, как мадонны Рафаэля.
Бабушки как драгоценности
На дне детской памяти.

                (С норвежского)


СТЕНЫ (3)

Стены Иерихона.
Стены Осло.
Междуберлинская.
Противутатарская в Китае.

Вместо того, чтобы воевать,
Лучше потанцевать на стене, окружающей Дубровник.
А как весело прокатиться на велосипеде по городской стене  в Лукке!

Нередко поэт взламывает стену цезуры в строке.
Ибсен поклялся не останавливаться перед стенами предрассудков.
Он бежал заграницу,
Туда, где сверкающие средиземные волны омывают Италию.

Стена во взгляде, встреченная у порога.
Стена жалобы в ушах:
- Почему ты меня не слышишь?

Стена против арабов и славян.
Стена против красивой девчушки.
Стена против бездомных в сочельник.

Стена айсберга в Атлантике.
Ему поучиться бы у облаков.

Обрати взор к дружественным небесам.
Облака несут дождь, плывя от Всемирного торгового центра
К пустыне Афганистана.

Дарвин повсюду встречал стены,
Как и Коперник.
Лучше забыть про табу,
Насквозь изрешеченные Марксом и Фрейдом.

Стена всегда прерывает движение: стой!
Стена может повести себя как королева.
Она дохнет на тебя смертью и прошепчет:
Ограничьте себя, чтобы мир всегда был под угрозой шаха.

Что делать, если стену встречаешь в самом себе?
Разрушаешь?

Или делаешь революцию –
Сравниваешь стену с землей, лепишь песочный кулич
И идешь с ним на свидание с миром?

Песочные куличи ещё могут спасти планету,
Но стены её не спасут.


МЩЕНИЕ (4)

Самое лёгкое из всего.
Валун, потонувший на дне Везувия
И обернувшийся пеплом Помпеи.

Мой тебе совет:
Не советую целовать мщение.

Мщение – это Дон Жуан.
Оно тебя обольстит устами, полными раскалённой лавы.

Ты можешь ему сказать:
- Не стреляй в колыбель, там ребёнок!

Но так оно тебя и послушалось.
В битве оно первым
Даст залп по авангарду.

В ком или в чём его подоплёка?
Оно от Бога? От ушей и глаз? Оттого, что был изобретён порох?

Нет. Мщение – не Божий ученик.
Бог есть любовь.
А мщение – трижды прокисшее вещество.

Разве земное притяжение мстит?
А темнота мстит?

А время и пространство во вселенной?
Разве земля и галактики вращаются в отместку?

А горы у моря – они тоже мстят?
И зима лишь возмездие за чудесную сказку лета?
А чертополох и гремучая змея? Кому они мстят и за что?

Говорят, что мщение сладко. Но вкус у него не карамели,
А гаже уксуса.

Мщение не ищет своих корней.
Ему ненавистно слышать, что оно тормозит
Мир между столетиями.

Мщение не любит романтики.
Ему нужен не смычковый квартет Шуберта,
А стены и выжженные рисовые плантации.

Мщение – это чудовище.
Обходи его стороной.
Первое, что оно сделает: обломает твои крылья.

               
ОДА ОДРИ (6)

Ты – женщина за полчаса до первого поцелуя.
Не в момент поцелуя.
Ты женщина-призрак
В кинодраме по Чехову.

Астральная как мадонна Мунка.
Миндалевидноглазая.
Скорее славянка, чем германка.
Скорее Анна Каренина, чем ибсеновская Нора.

Отчасти ещё принцесса Мелисанда,
Когда она поднимается по прибрежной осыпи,
Чтобы отыскать потерянную золотую крону.
Или русалка в наряде
Из дома моды «Шанель».

Тебя любит весь мир, Одри Хёпберн.
Идём на «Тиффани», чтобы позавтракать с тобой
В пустынном небоскрёбе Манхеттена.
Мы покупаем у тебя астры в «Моей прекрасной леди».

Твой отец не был достоин такой дочери.
Из-за него печаль сопровождала тебя с колыбели.
У барона полопались нервные струны:
Он влюбился в Гитлера.

В разгар холодной волны
Ты являешься на подмостках Голливуда
И отодвигаешь железный занавес.

Ты даришь миру улыбку и красоту –
Не слёзы и ненависть.

Ты вдыхаешь жизнь в руины.
Ты не размахиваешь хлыстом.
Ты целуешь в Кабуле льва,
Ослепшего от разрыва гранаты.

Недаром тебе вручают приз за интеллект.
Как любишь ты читать Грибоедова!

Ты – Пигмалион,
Высеченный из мрамора.
Вечное северное сияние, бегущее поверх радуг
Лёгкими стопами зимней ночи.


К КАРТИНЕ ЭДВАРДА МУНКА "КРИК" (7)

Ты что, хочешь меня напугать?
Чего ты кричишь?

Что ты мне хочешь сказать,
Эдвард Мунк?

Предсказываешь Хиросиму?
Этот твой персонаж
смахивает на японца...

Нет, я, верно, ошиблась.
Скорее симфонию судьбы
ты явил на холсте.

Не думай, что ты можешь принудить судьбу к молчанию.
Ты не можешь ее наказать.

Ты можешь затруднить ее существование,
Но она выживет.

Ты можешь ее мучить, дразнить,
утверждать, что судьба -
мыльный пузырь.

Ты можешь разговаривать
с судьбой жестоко,
в манере господствующего класса.
Все равно ты не заставишь ее подчиниться.

Но ты можешь примириться с судьбой,
сдружиться с нею.

Поступить так, как Бетховен:
преобразить судьбу в "Оду к радости".

      

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ПОЭЗИИ – НОЧЬ (15)

Почему вы меня мучите, строчки?
Хотите разбудить меня, как землетрясение,
Среди ночи?

Я запрещаю вам
Прикладываться к подушке –
Это моя подушка!

Хватит шептаться.
Не заглядывайте мне под веко.

Там, у меня под веком,
Шумно, как в муравейнике.

Будь ты нимфой, о стих,
Я бы тебя пустила под одеяло.

Иди сюда. Присядь на угол кровати.
Я возьму тебя за руки и одарю вечной жизнью.

Видишь, я записываю тебя
На чистых листках блокнота.

Кто ты?
Если любовь, то покажи раны от гвоздей.
Нет ли у тебя волшебной палочки в виде ластика?

Ты – беженка,
Которую опять преследуют на родине?
Или ненависть положена в багаж?
 
Не маячишь ли ты во мгле силуэтом неправды?
Как ты продралась сквозь рогатки цензуры?
Позволь мне угадать,
Не совратила ли ты во сне цензора?

Мой лечащий врач не любит тебя, поэзия.
Он собирается вызвать тебя на дуэль.

Он требует, чтобы я являлась к нему в приемные часы,
Если я хочу постичь смысл жизни.


ФАКТЫ (21)

правда о человеке заключается
в нижеследующем

никто из нас
не тяготится ни деньгами
ни капиталом

каждый предвкушает опасность

нам кажется
что жить будем вечно

надеемся больше на других
чем на себя

собираем больше
чем нам требуется

обращаемся с природой
хищнически

умираем не успев и половины

делаем все
чтобы изменить представление о себе

строим воздушные замки

во всем виним прошлое

верим что можно перемениться за одну ночь

преувеличенного о себе мнения
 



            


КРЕСЛО (24)

Кресло похоже на психоанализ:
Долгий разговор через море вечности.

Кто придумал тебя, кресло?
В каком веке?
Ты выдумка с плохой моралью. Еретик,
Но не из эпохи Просвещения.

Я была в Помпее и там искала тебя.
В руинах не нашлось ни одного кресла.

Что ты дало миру?
Чему ты учишь?
Ты не сыграешь литаний Моцарта
И не напишешь сонетов к радости.

Ты демон, но из красивых.
Ты разделяешь цинизм,
Вошедший в моду в Милане.
Ты сотворено для лени.
Отдых – на большее ты не претендуешь.

Я просматриваю тебя насквозь, как рентгеном.
Ты будешь меня обольщать.
Обнимать своими цепкими ручками.
Мучить своей страстью.

Я знаю, о чем ты меня попросишь.
Чтобы я знаками объяснила тебе,
Какие твои симптомы меня не устраивают.

Пушкин не писал сидя.
Достоевский, Хемингуэй тоже.
Бин Ладен в пропасти Торы-Боры
Молился Аллаху тоже стоймя.

Английское кресло в Виндзоре.
Арабское кресло в Касабланке.
Еврейское кресло в Ереване.
Они все похожи одно на другое.

Я прощаюсь с тобой, кресло.
Обрекаю на нестрашную гибель.
Это мой реквием.
Я отнесу тебя на мусорную кучу.

Природа милостива к лени.
Тебя унесут добрые садовники.
Чижик будет свистеть на твоём подлокотнике.
На твоём сиденье устроит гнездо дятел.


ОБЛАКА (32)

Нам надо многому учиться у облаков.
Держаться по ходу письма рисунка звёзд
Или княжеств тумана.

Видишь, как грациозно движется журавль
Между тростниками?
Журавль научился танцевать у облаков.

Что такое облака?
Может быть у них есть, как у Фрейда,
Механизм защиты?

Может быть, облака – это разочарование в летнем небе?
Угрожающие указательные пальцы на краснеющем горизонте?
Предупреждение о неудовольствии со стороны ангелов?
Терновый венец на земном челе?

Или в виде облаков земля и небо осуществляют борьбу за власть?
Кто победит?

Мы взлезаем на лествицу Иакова,
Но не обретаем пути.
Церковные купола и шпили сообщат небу плотность,
Они похожи на цветную капусту и луковые стрелки.

Облака ткут образ всемирной истории у меня над головой.

Идёт сражение.
В авангардах Александр Великий и Ганнибал.
Ганнибал смеётся на пляшущем слоне.

Я люблю облака за то,
Что они легко умеют прощать.

               

Я? (36)

Кто я такая?
Фрейд бы ответил?
Кто научил меня фантазировать и ругаться?

Почему я не сплю по ночам?
Почему прислушиваюсь к выстрелу звездной пыли на Млечном пути?
Почему я, как да Винчи и Эйнштейн, скуласта?
Быть может, скуластые доступнее для дьявола?

Почему я во всем сомневаюсь?
Почему Бог дал мне сердце
Мягкое, как воздушный  торт?

Почему я люблю верблюдов в Марокко?
Почему черный шелковистый кот – мой лучший друг?
Почему я прихожу в новый Торговый центр
С точностью гринвичских часов?

Почему я не  так злопамятна, как Гамлет?
Почему я читаю Эсхила,
А не близкого ему в современности Сартра?

Почему я штудирую двухтомник,
Содержащий полные сведения о психозе?

Почему я, ненормальная,
По всем параметрам соответствую норме?