Русь распятая

Валентин Валевский
                                      братскому русскому славянскому народу
                                      от польского поэта и писателя из Москвы

             <> о временах языческих <>

Вот княжеский терем стоит, горделив и высок.
Когда-то в нем князь Ярослав свой испытывал рок.

С волхвами восставшими прибыл он в Киев один [1],
И взял его силой славянских богов и дружин.

Пожег он все церкви, пожег он дома христиан [2],
Чтоб старая вера вернулась в славянский наш стан.

Но умер Мстислав, что имел половину земли,
И люд захотел единенья Великой Руси [3].

Сказал люд Мстислава ему: „Эту землю возьмешь,
Когда христианство на Русскую землю вернешь.“

И рек Ярослав: „Вот какая-то Тьмутаракань[4]
Простерла над нами свою злополучную длань.

Но что же нам делать? Не брать же нам силою их? –
Распятого бога придется принять нам от них.“

И тут заревели от горя жрецы и волхвы,
Ведь рус никогда ни пред кем не погнул головы.

И вот под татарами [5], их Золотою Ордой [6]
Распятая Русь полегла золотой головой.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

[1]   «С волхвами восставшими прибыл он в Киев один» – имеется в виду:
прибыл с волхвами один, т. е. как вождь вне других князей.

[2]   Согласно древнерусской Лаврентьевской летописи и «Повести времен-
ных лет» черноризца Нестора событие трактуется так: «В лето 6525 (1017).
Ярославъ (въ)иде в Кыевъ, и погореша церкви.» См. полный текст летописи:
http://bibliotekasobora.ru/lavrent/01004161806_86_result/
http://lib.pushkinskijdom.ru/?tabid=4869
http://studfiles.ru/preview/4199237/page:7/

Согласно Никоновской летописи картина сего события видится следующей:

«6525 (1017). Иде Ярослав в Киеву, и погоре град и церквей много яко до се-
дмисот (700).» См. версию: http://bibliotekasobora.ru/nikonovskaya/tom9_100/ 

Текст моего стихотворения ни в коем случае не нужно рассматривать с исто-
рической стороны как факт, но только в гипотетическом смысле. Это все же
художественное произведение. При написании сего произведения я руковод-
ствовался следующими фактами и аспектами. Ярослав сжег дома и церкви в
Киеве. Причиной этому могло послужить следующее. Князь Ярослав был сы-
ном Владимира-Крестителя и печально известной княжны Рогнеды. Он, как
представляется, мог ненавидеть своего отца Владимира, так как бывший мно-
гоженец Владимир (до принятия христианства) взял его мать себе в жены си-
лой, в связи с чем мог быть склонным к язычеству и мог, что разумеется, вна-
чале не принимать религиозных реформ своего отца. Также согласно истории
вот что нам известно о случае Владимира с Рогнедой:

«Под 980 годом в «Повести временных лет» рассказывается о том, как Влади-
мир силой взял за себя полоцкую княжну Рогнеду, дочь князя Рогволода. (На
самом деле это произошло, видимо, зимой или весной 978 г.) Руководил им в
этом насилии его дядя Добрыня:«и повеле быти с нею пред отцом и матерью».
А. Ю. Карпов, из кн. «Владимир Святой», 2-е изд., испр. и доп., М.: Молодая
гвардия, стр. 17. — Жизнь замечательных людей: Серия биографий; Выпуск
1114 (914), ISBN 5-235-02742-6; ссылка: https://litmir.club/br/?b=265495&p=3

В статье священника Валерия Духанина под заголовком «Равноапостольный
князь Владимир Великий» содержится аналогичная информация о печальной
судьбе княжны Рогнеды:

«...Оскорбление обернулось жестоким возмездием: по совету Добрыни Влади-
мир обесчестил Рогнеду на глазах ее родителей, а затем убил ее отца и двух ее
братьев. Рогнеда, просватанная прежде за Ярополка, была насильно взята Вла-
димиром в жены.» Валерий Духанин, статья «Равноапостольный князь Влади-
мир Великий»; источники: http://dayofru.ru/article/579a474fd2015cb51ebdd553/

О Ярославе мы можем узнать следующее:

«В 1014 г. Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, великому киевскому
князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Исто-
рики предполагают, что действия Ярослава были связаны с намерением Влади-
мира передать престол одному из младших сыновей, Борису. Владимир Свято-
славич скончался в следующем году, готовясь к войне с Ярославом. И Ярослав
начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили
из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борь-
бе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наём-
ную варяжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.» Веб-изд.
«История государства», раздел «Час истины. Ярослав мудрый» (05.09.2010 г.):
https://statehistory.ru/1082/

В помощи у Ярослава были, как известно, новгородцы, каковых крестили нов-
городские посадники Добрыня и Путята «огнем и мечом» и кои (новгородцы)
еще долгое время после крещения были склонны к язычеству. Однако, вражда
его с отцом его князем Владимиром остается вне всяких сомнений. Вполне воз-
можно, что до смерти Мстислава в 1034 г. Ярослав был ярым поборником хрис-
тианства и только в борьбе за власть, чтобы не потерять земли Тьмутараканской
Руси и дабы присовокупить их к своим владениям, склонился в сторону христи-
анства, что послужило к заложению церкви святой Софии в Киеве, о чем также
весьма красноречиво сказано в «Повести временных лет»: «В год 6545 (1037).
Заложил Ярослав город великий, а у того же града Золотые ворота; заложил и
церковь святой Софии». См. текст древнерусской летописи в переводе, ссылка:
https://онлайн-читать.рф/img/show/8767.htm

[3]   РУСЬ – существует мнение, что задолго до Руси Новгородской и Киевской
на территории Польши существовала в древности еще и Волева Русь, т. е. Русь
Вольная. О том, что этноним Русь происходит именно из Польши ранее прочих
упоминал еще и М. В. Ломоносов в своем труде «Древняя российская история».
См. отдельные цитаты:
http://bibliotekar.ru/znak/190-9.htm
Полный текст см. здесь:
http://rusnauka.narod.ru/lib/author/lomonosov_m_v/3/

а) «...Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-
южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень,
а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-
южном берегу Варяжского моря, при реке Русе... А понеже Пруссия была с варя-
гами-русью в соседстве к западу... И само звание пруссы (Borussi), или поруссы,
показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.» М.В. Ломоносов

б) «...Литва, Жмудь и Подлянхия исстари звались Русью... Острова Ругена жите-
ли назывались рунами. Курский залив слыл в старину Русна...» М.В. Ломоносов

в) «...А как слово «росс» переменилось на «русс» или «русь», то всяк ясно видит,
кто знает, что поляки «о» в выговоре произносят нередко как «у», например, бог,
буг; мой, муй; король, круль… Сие имя иностранные писатели девятого века и по-
зже, услышав от поляков, стали россов называть руссами. И сами россы называли
себя тем именем долгое время оттого, что столица была сперва в полянех, славен-
ском народе, то есть в Киеве, и великие князи российские нередко польских прин-
цесс в супружестве имели». М.В. Ломоносов

На территории Польши были широко распространены поляне ляшские, а ныне бе-
лорусский город Гродно находится на самой границе с Польшей. Под Подлянхией
имеется в виду Подляское воеводство, кое граничит с Литвой и Беларусью. Имен-
но эта земля, по всей видимости, в стародавние времена еще задолго до Руси Нов-
городской и Киевской называлась Русь Волева... О приходе с территории Польши
радимичей и вятичей упоминает и летописец Нестор в «Повести временных лет»:

«Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского ро-
да и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и
также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Были
ведь два брата у ляхов – Радим, а другой – Вятко; и пришли и сели: Радим на Со-
же, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него по-
лучили свое название вятичи...» Источники: http://old-russian.chat.ru/01povest.htm

[4]   Тьмутаракань (Тмутаракань) – речь о столице русского Тмутарканского кня-
жества X–XII вв.

«Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Торокань) — столица
древнерусского Тмутараканского княжества (вторая половина X–XI).» Источник:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1151445/Тьмутаракань

«Тмутараканское княжество – русское княжество, существовавшее в X–XII веках
на Таманском полуострове с центром в городе Тмутаракань.»
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/690731/Тмутараканское

[5]   Татары – (Вики-источник) «существуют несколько теорий этногенеза татар.
В научной литературе наиболее подробно описаны три из них:
• булгаро-татарская теория
• татаро-монгольская теория
• тюрко-татарская теория
Продолжительное время наиболее признанной считалась булгаро-татарская тео-
рия. В настоящее время большее признание получает тюрко-татарская теория.»
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/12318/Татары

[6]   Согласно истории, спустя двести лет Русь была захвачена после монголо-та-
тарского нашествия Золотой Орды (1243 -1480). В сём художественном произве-
дении, собственно, рассматриваются события только до смерти князя Мстислава
в 1034 году согласно «Повести временных лет» черноризца Нестора. Какие-либо
другие даты после 1034 г. и события монголо-татарского ига на Руси (1243 -1480)
в моем тексте не рассматриваются, аспект же исторических событий касательно
отношений между Киевской и Тьмутараканской Русью в авторском художествен-
ном произведении, не претендующего на звание историчности, рассматривается
лишь как предпосылка или предыстория того, что могло подготовить благоприя-
тную почву для удачного нашествия монголо-татар на Русь. Согласно же истори-
ческим фактам крещение на всей Руси в основном не было мирным, а насильст-
венное крещение восточных славян «огнем и мечом» привело по моему мнению
в дальнейшем вовсе не к сплочению Руси, а к ее раздроблению на удельные кня-
жества внутри единого государства, что стало хорошей предпосылкой для захва-
та Руси спустя двести лет монголо-татарским игом.

          ПОСЛЕСЛОВИЕ

          В истории России еще много темных пятен, неразгаданных тайн, с которы-
ми еще только предстоит соприкоснуться исследователям. И это немудрено, пос-
кольку историю России мы знаем в основном по летописям, ориентируя истори-
ческие события Древней Руси именно по ним, а летописцы вообще часто описы-
вали хронику событий под заказ тем, кому служили, истинное же положение ве-
щей могло сильно отличаться от того, что преподносилось в летописях. Расхож-
дения в датах с описаниями исторических событий существуют и в самих лето-
писях, в связи с чем никак нельзя утверждать, что истинные события в реальной
истории не могли происходить иным образом. Известно, что некоторые события
в летописях теперь интерпретируются совершенно иначе. К сожалению, ни одна
летопись не избежала искажения исторических событий, происходивших в Древ-
ней Руси (эпохи Средневековья), в связи с чем крайне важно раскрыть реальный
ход того, как в действительности могли происходить события в истории этой ве-
ликой и многострадальной земли.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
размещен рисунок художника Бориса Ольшанского
https://images92.fotosik.pl/667/127860ef8523940a.jpg