Крестный ход. Часть2

Любовь Шаранова
                Тёмное пасмурное небо. Народ подтягивается к церкви, в которой проходит молебен. После молебна, под звон колоколов, выносят икону и какое - то время ещё ждут пока соберутся все сопровождающие. Хоругви несёт молодёжь, а саму икону  мужчины совсем не церковной внешности, этакие коротко стриженые мужчины, некоторые по-  военному экипированные. То ли у церковных ценностей появилась своя охрана, то ли боятся провокаций, но несут её люди явно с хорошей физической подготовкой. Да и темп хода задают молодые священники, которые как быстроногие олени, идут во главе колонны.  Я думаю о том, что правильно я сделала, упаковав запасную обувь, носки и одежду в водонепроницаемые пакеты, потому что из вчерашней одежды ничего не высохло, кроме лёгкой юбки-накидки из шифона. Поскольку желательно, чтобы женщины были в платках и юбках, я надеваю юбку и замечаю, что она стала гораздо свободнее, всего- то за один день и двадцать километров! Ну и дела! Сразу вспоминается анекдот: желающие похудеть спросите бригадира Васю из каменоломни. Ещё думаю о том, что перед сном не проверила себя на предмет клещей, ведь всю дорогу там и сям слышатся разговоры о них, сейчас пик их активности. И хотя по пути крестного хода проводили санитарную обработку прилегающей территории, но всё равно от их укусов никто не застрахован. Какая то девушка говорит, что надо натираться чесноком,  клещей, как и  всякую  сказочную нечисть, этот запах прогоняет прочь. А вот люди с первой группой крови и отрицательным резус фактором  очень  даже привлекательны для этих насекомых. Дорога идёт через лес. И я пока что полусонная бреду, задеваемая ветками деревьев в тех местах, где дорога сужается и пройти могут, как через узкое горлышко бутылки, только один-два человека. Деревья ветками задевают, ловят и как бы спрашивают «Куда ты? Зачем?». И правда - зачем?- задаю себе вопрос и понимаю, что во время пути ещё есть время разобраться…Сегодня предстоит пройти почти в два раза большее расстояние, чем вчера,  до села Монастырское, где нам и предстоит второй  ночлег. Начинает рассветать и заметно, что стоит густой туман, в нём тонут звуки, в нём мокрая от росы трава, в нём не слышно птиц. Привал. Никто не боится росы, все ищут места хотя бы немного повыше, чем низина, из которой мы вышли. Я заметила, что если раньше на привалах люди доставали свои припасы и быстренько перекусывали, то сейчас они просто лежат и отдыхают. У меня с собой энергетическое одеяло - так называется тонкая плёнка, внешне похожая на фольгу, но которая в отличие от фольги не рвётся , видимо чем то пропитана. В инструкции сказано, что она помогает сохранять энергообмен, согревает, восстанавливает кровообращение, снижает давление. В общем, как будто масса достоинств. Весит не больше пятидесяти граммов, размер с простыню. Я решаю, что пора повести «ходовые испытания», накрываюсь ей и мгновенно засыпаю от лёгкого тепла, которое приятно распространяется по телу. Просыпаюсь от того, что соседи будят меня и говорят, что пора идти. Мне казалось, что я только что заснула, а ведь прошёл час. И правда - появилась в теле какая -  то лёгкость. В дальнейшем, на привалах я её постоянно использовала. И где только производители этого чуда?- ведь я делаю им сейчас рекламу, а гонорара уже не дождаться  (смеюсь про себя). Некоторые  заинтересованне личности спрашивали, что это за плёнка, потому как удовольствия ради повеселить окружающих я заворачивалась в эту бумажку и выглядела как инопланетянка в серебристом скафандре. Хотя встретила ещё двух человек в таких  же точно «одеяльцах». Через какое -  то время выглядывает  солнце и начинается  очень сильное испарение. Дорога идёт  по желтобрюхим лугам, от земли ощущается  тёплый влажный запах и мне припоминается, как в классе восьмом ходили мы в поход  по точно таким же лугам, заросшим травой по грудь высотой. Идёшь, а из травы только голова и виднеется. И запах тот же - влажной  и тёплой земли, а  борщевик, высокий, с белыми соцветиями, сплошь и рядом, а одуванчики, уже потерявшие свои жёлтые головы , высотой до колена, этакий мощный пучок-одуванчик, жирный, не в пример городскому, и клевер с листьями в ладонь, и всякие лютики-цветочки, и всякая живность , снующая среди этого травяного царства. Оживились птицы. На разные голоса что то сообщали друг другу и можно  без труда переводить их разговор во  фразы и домысливать что они хотят сказать. Идти в начале колонны тяжело, потому, что там как бы уже сложившийся контингент, в основном молодёжь, хотя есть и с виду деревенские жители, привыкшие много и часто ходить, и первые и вторые - это самая «ходоспособная» часть колонны. Замечаю, что в средине колонны идёт группа людей, которые выделяются из всей массы тем, что подпевают молитву вслед за кликушей, на манер марша:»Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас грешных!». И всё, только эти слова, хотя потом оказывается, что выкрикиваются и кое-какие лозунги.  Подпевают кликуше группа мужчин по виду староверов и женщин, человек десять всего. Но голос у запевалы звонкий, красивый и слышно далеко. Всё это действительно сбивает с внутренней   молитвы. Подходит священник, уже не первый, и просит читать про себя, но кликуша злобно огрызается и кричит -»Церковь-рука сатаны! Гермогена на вас не хватает! Разучились молиться! Ваш менеджер Сердюков приведёт чеченца, который будет вами управлять! Молитесь за грехи ваши!». В общем, до самого обеденного привала то там, то сям они привлекали к себе внимание. Одна женщина обратилась к подпевавшему кликуше мужчине и сказала» Пойте тогда хотя бы на мотив православных молитв», и научила его как надо петь. Кликуша тут же пообещала отлупить его веткой, которой она размахивала во время хода, сказала, что мужик сбивает её песню. У входа в село Загарье, где нам предстояла двухчасовая стоянка, к кликуше  подошли двое мужчин и попытались увести её из колонны. Она стала кричать «Православные! Меня забирают в милицию, а ведь я читала только Христову молитву!». К счастью никакой реакции от паломников не последовало, а я не стала ждать чем дело кончится, потому что начался дождь и надо было поискать хоть какое - то  укрытие. Здесь было хорошо организовано питание и было достаточно воды. Из походных кухонь раздавали кашу и чай, и хотя  всем  не хватало, никакого недовольства не возникало. Удивительное дело-идёшь по грязи в кроссовках, грязь прилипает к ним как наши грехи, а отдохнёшь на привале, попьёшь водички или чая и откуда только силы появляются и с молитвой  снова идёшь вперёд. Во  время пути анализируешь свои мысли, свою жизнь, просишь за здоровье своих близких и детей, за разрешение проблем, молишься, чтобы вокруг был мир и люди были добрее. Очень много людей идёт уже не по первому разу, и я многих спрашивала, что их заставляет идти крестным ходом. Большинство говорили так же: отрешившись от проблем помолиться за себя и своих близких, посмотреть на свою жизнь со стороны. Удивительно - людей много, а идёшь один и только встречаешься со спутниками на стоянках. Каждый идёт со своей ношей и своим путём. Я познакомилась с одним мужчиной, который идёт уже шестой раз, и на мой вопрос он ответил так:»А я и не знаю что меня заставляет каждый год идти. Наверно как альпинист, идущий в горы, не ответит вам- зачем?- так и я. Я думаю, что физическая нагрузка отвлекает от суеты мирского бытия и ты по другому оцениваешь и мир, и свою жизнь». Мне подумалось потом, в конце пути, уже в Великорецком, что в крестном ходе всё символично. Например,  я несла одну вещь, единственную из всех в рюкзаке мне не понадобившуюся. Это как по жизни -  нести ненужный груз. И ещё - пришлось везти чужую коляску. История такова. Витя, мой спутник, познакомился с женщиной из Сибири, как будто из Зеи что ли. Она ему показалась как бы несколько не в себе, т.к. вела пятилетнего мальчишку, сына, и очень отстала от колонны, была усталой, без запасной обуви и совсем выбилась из сил. Она рассказала, что год жила в семье священника и решила идти крестным ходом и во время его собирать пожертвования то ли на строительство, толи на ремонт церкви. Батюшка её решение не одобрил, но  она всё же решилась без средств добираться сюда. Витя дал ей денег, свою запасную обувь, вёз на коляске её сына, но по дороге они как то разминулись и он её как ни искал уже не смог найти в колонне. Я предположила, что её подобрала машина МЧС. Так случайно коляска оказалась у меня, поскольку с Витей мы тоже разминулись. И вот я тащу чужую коляску, и хотя к ней были привязаны только детские сапоги, вроде бы легко, но очень неудобно её везти по кочкам, она замедляет ход и напрягает руки, и  думаю, что по жизни тоже приходится тащить чужой груз. В средине пути обнаруживаю, что порвалась цепочка, на которой висел   медальон Сергия Радонежского, подаренный мне моей подругой лет пятнадцать назад и ни разу не снимавшийся. В панике я звоню ей и спрашиваю всё ли в порядке. Она говорит, что это порвались старые ненужные связи, а не наша с ней дружба.
Колонну сопровождают медики. МЧС, и милиция. На перекрёстках дорог, где могут проехать машины, нас тоже встречают машины скорой помощи. Некоторым действительно необходима помощь, и тогда по колонне передаётся крик: -»Врача»», «Врача!». Слышу разговор МЧСэсовца с врачом. Врач: -»Какой то испанец , Хуан, пришёл и просит таблетку от головной боли, Я еле его поняла» . МЧСэсовец:»Он тебе назвал или показал своё имя? «…Они ещё и шутить успевают…. Местное население встречает нас  вёдрами колодезной воды, жаль только что воды не хватает, и выстраиваются огромные очереди. На нескольких перекрёстках дорог подъезжали цистерны с водой, и это очень помогало. Я заметила, что деревни, через которые мы шли, были как бы среди поля, нигде не было речек, и я этим деревням, сочувствовала как обездоленным живым людям .  Крестный ход с 1953 года власть запрещала и священнослужители выбирали путь с иконой по очень глухим, небольшим деревням, по глухомани, и вот теперь мы в этой глухомани мечтаем о глотке воды, какой бы ни была погода, т.к. во время ходьбы обязательно появится жажда. Часам к десяти вечера приходим в Монастырское. Там стоят военные палатки, рассчитанные человек на двадцать каждая, полевые кухни, бюро находок и появилась передвижная камера хранения. Кое - как находимся с Витей. Он приводит эту женщину, Наташу, и она говорит, что её подобрала машина МЧС. Забирает коляску. По -  прежнему невозможно найти даже лужу, чтобы вымыть грязную обувь. Мы ставим палатку и ложимся спать, даже не поужинав, уставшие, мокрые. Спать опять приходится часа три.
          Фото взято из интернета.
http://video.yandex.ru/users/matveev19620308/view/4/-здесь можно посмотреть любительское видео , тоже из интернета.