Цывильский Серульник - либретто новой оперы

Наум Сагаловский
                ЦЫВИЛЬСКИЙ  СЕРУЛЬНИК

              Опера в двух актах, трёх картинах
                (перевод с итальянского)

Действующие лица:

Мария Демченко, комбайнёр по сбору сахарного буряка – меццо-сопрано.
Рашид Бейбутов, выпускник Бакинской консерватории – тенор.
Тов. Сталин Иосиф Виссарионович, вождь мирового пролетариата – бас.
Тов. Каганович Лазарь Моисеевич, нарком путей сообщения – баритон.
Исаак Осипович Дунаевский, композитор-орденоносец – бас.

Тов. тов. Жданов А.А., Берия Л.П., Вышинский А.Я., музыканты, сотрудники НКВД.

Время: 20-й век.
Место: Москва, Кремль.


                Либретто оперы

Первый акт
 
Картина 1-я. 
     Москва, Кремль. Переулок, куда выходят окна и балкон квартиры товарища Сталина. Молодой певец, выпускник Бакинской консерватории Рашид Бейбутов влюблён в сборщицу буряка, красавицу Марию Демченко, опекуном которой является Иосиф Виссарионович Сталин. В сопровождении члена Политбюро тов. Жданова А.А. и симфонического оркестра Большого театра Союза ССР под управлением Народного артиста СССР Юрия Фёдоровича Файера Рашид Бейбутов исполняет серенаду “Ecco ridente in cielo” (“Потерял я своё сердце, потерял”), посвящённую Марии Демченко. После серенады Рашид Бейбутов щедро расплачивается с музыкантами и просит их уйти без шума, но его щедрость вызывает у музыкантов бурный восторг и возгласы сердечной благодарности.
     Пританцовывая, появляется Лазарь Моисеевич Каганович, нарком путей сообщения и личный брадобрей тов. Сталина. Он поёт знаменитую арию “Largo al factotum della citta” (“Куда податься бедному еврею?”). Тов. Каганович замечает Рашида Бейбутова, и тот сообщает ему о своей любви к Марии Демченко. Тов. Каганович и Рашид Бейбутов тут же начинают разрабатывать коварный план, как им обвести тов. Сталина вокруг пальца и познакомить Рашида Бейбутова с Марией.
     Надо сказать, что Мария Демченко находится под постоянным наблюдением своего опекуна – тов. Сталина. Тов. Сталин же, между нами говоря, сам собирается на ней жениться, потому что Мария, во-первых, хороша собой, и, во-вторых, неплохо зарабатывает, будучи комбайнёром по сбору сахарного буряка. В странном намерении тов. Сталина жениться на Марии Демченко он имеет горячего сторонника в лице Исаака Осиповича Дунаевского, который даёт Марии уроки советской музыки. Мария, однако, имеет в виду и тов. Сталина и тов. Дунаевского: её сердце отдано Рашиду Бейбутову, хотя она с ним незнакома и никогда в своей жизни не видела.
     Несмотря на зоркий глаз тов. Сталина, Мария незаметно выбрасывает из окна записку Рашиду Бейбутову. В записке, написанной довольно разборчиво и красивым почерком, Мария признаётся Бейбутову в любви и просит его сообщить ей своё имя. Бейбутов поёт арию “Se il mio nome” (“Если встретиться нам не придётся”) и называет себя всесоюзным старостой Михаилом Ивановичем Калининым.
     Сцену завершает дуэт тов. Кагановича и Рашида Бейбутова. Бейбутов обещает тов. Кагановичу много денег, а также прославляет любовь, равно как и организаторские способности тов. Кагановича. 

Картина 2-я.
     Квартира тов. Сталина. Скромная обстановка – стол, четыре стула, раскладушка, покрытая видавшей виды шинелью. За столом – тов. Сталин и Исаак Осипович Дунаевский.
     Входит Мария Демченко. Она исполняет арию “Una voce poco fa” (“Буряки вы мои, буряки”). Тов. Сталин раскрывает Исааку Осиповичу Дунаевскому свои подозрения  о том, что Рашид Бейбутов находится в Москве и имеет притязания на Марию Демченко. Исаак Осипович Дунаевский советует тов. Сталину написать  на Рашида Бейбутова донос в НКВД и устроить ему показательный процесс. Звучит ария о доносах “La calunnia”.
     Тем временем в квартире появляется тов. Каганович, только что расставшийся с Рашидом Бейбутовым. Он сообщает Марии Демченко, что всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин (так, если помните, назвал себя в Картине 1-ой Рашид Бейбутов) – его, тов Кагановича, двоюродный брат, и что означенный товарищ Калинин (не настоящий тов. Калинин, разумеется, а, как мы уже знаем, назвавшийся им Рашид Бейбутов) безумно её, Марию, любит. Мария счастлива. Она через тов. Кагановича передаёт всесоюзному старосте (а это, опять же, Рашид Бейбутов) закрытое письмо и поёт с тов. Кагановичем дуэт “Dunque io son, tu non m’inganni?” (“Куда, куда вы удалились?”).
     Тов. Сталин, не будь дурак, говорит Марии, что он прекрасно видел, как она бросила в окно написанную ею довольно разборчиво и красивым почерком записку, и делает ей за это выговор с занесением в личное дело. При этом тов Сталин решительно заявляет, что, хотя Мария приготовила для него множество отговорок, он этим отговоркам не верит и Марии не удастся его, тов. Сталина, обмануть. Исполняется ария “A un dottor della mia sorte” (“Вопросы ленинизма”).
     Между тем, чтобы увидеться, наконец, с Марией Демченко, влюблённый в неё Рашид Бейбутов под видом пьяного маршала Ворошилова врывается в квартиру тов. Сталина, но тов. Сталин не поддаётся на провокацию, вызывает тов. Берию и велит ему арестовать нахала. Тов. Берия охотно арестовывает  Рашида Бейбутова под видом пьяного маршала Ворошилова. Рашид же Бейбутов, находясь в здравом уме и в мундире маршала Ворошилова, достаёт из потайного кармана галифе удостоверение секретного сотрудника НКВД и из-под полы показывает его тов. Берия. Тов. Берия ничего другого не остаётся, как освободить Рашида Бейбутова, что он и делает скрепя сердце. Звучит комический секстет “Fredda ed immobile” (“И т.п. и т.д., пусть живёт НКВД”), исполняемый Марией Демченко, Рашидом Бейбутовым, Исааком Осиповичем Дунаевским и товарищами Сталиным, Кагановичем и Берия. Этим секстетом и завершается первый акт оперы.

Второй акт

     Опять квартира тов. Сталина. Та же скромная обстановка – стол, четыре стула, раскладушка, покрытая видавшей виды шинелью. Тов. Сталин работает над кратким курсом истории ВКП(б).
     Входит Рашид Бейбутов, который на этот раз переоделся учителем музыки, и говорит, что он – один из братьев Покрасс. Мол, Исаак Осипович Дунаевский, учитель Марии Демченко, смертельно заболел и прислал вместо себя его, одного из братьев, учить Марию советской музыке. Бейбутов показывает тов. Сталину письмо, написанное Марией. При этом он обещает тов. Сталину, что доведёт это письмо до сведения  невинной сборщицы буряка как якобы послание от некоей любовницы Рашида Бейбутова к нему же, Рашиду Бейбутову, для того, чтобы отвадить Марию от того же самого Рашида Бейбутова. Тов. Сталин соглашается.
     Пока тов. Сталин продолжает работать над кратким курсом истории ВКП(б), Рашид Бейбутов даёт Марии Демченко урок советской музыки, но при этом шопотом переговаривается с нею на предмет любовных переживаний. Появляется тов. Каганович, замечает молодых и ловким движением достаёт из пиджака тов. Сталина ключ от балкона. Этот ключ нужен для того, чтобы ровно в полночь Мария Демченко открыла балконную дверь, спустилась по верёвке вниз прямо в объятия Рашида Бейбутова и обманным путём вышла за него замуж.
     Неожиданно в квартиру входит Исаак Осипович Дунаевский, живой и невредимый. Мария Демченко и Бейбутов, увидя его, сильно расстраиваются и уговаривают Исаака Осиповича в том, что он смертельно болен и должен немедленно уйти домой или к артистке  Любови Орловой. При этом они предлагают Исааку Осиповичу 150 рублей и облигации Золотого займа. Исаак Осипович Дунаевский поддаётся уговорам и уходит, но до ухода успевает ещё принять участие в квинтете “Buona sera, mio Signore” (“Спи спокойно, родная страна”).
     Тов. Каганович принимается брить тов. Сталина. Во время бритья Мария Демченко и Рашид Бейбутов разрабатывают план предстоящей женитьбы. Пока они заняты разработкой плана, тов. Сталин, уже хорошо побритый тов. Кагановичем, начинает вдруг подозревать что-то неладное, встаёт со стула, подкрадывается к молодым, прислушивается к их беседе и незаметно прибирает к рукам письмо Марии к Рашиду Бейбутову, то самое, о котором шла речь выше.
     Тем временем тов. Каганович и Рашид Бейбутов, выдающий себя за одного из братьев Покрасс, уходят. Тов. Сталин, держа в руке письмо Марии к Рашиду Бейбутову, показывает ей это письмо издалека и заявляет, что оно написано якобы любовницей Рашида Бейбутова – артисткой Малого академического театра Верой Пашенной, всё это для того, чтобы вызвать ревность и нехорошие чувства со стороны Марии Демченко к ничего не подозревающему Рашиду Бейбутову. Мария начинает сильно ревновать, не на шутку обижается на Рашида Бейбутова и признаётся тов. Сталину в том, что она собралась бежать из квартиры с целью выхода замуж за упомянутого Рашида же Бейбутова. Тов. Сталин по прямому проводу вызывает к себе тов. Вышинского А.Я. с тем, чтобы тов. Вышинский оформил брак тов. Сталина с незадачливой Марией Демченко. Тов. Вышинский приходит, не мешкая, с чернильницей и круглой печатью.
     Вновь появляются тов. Каганович с Рашидом Бейбутовым. Тов. Сталин выходит из комнаты для того, чтобы вызвать конвой и арестовать обоих. Пока тов. Сталин договаривается с конвоем, Мария и Бейбутов мирятся между собой, а тов. Вышинский торжественно оформляет их брак, пока не высохли принесенные им чернила. Возвращается тов. Сталин с конвоем, но дело сделано, Мария Демченко успела уже выйти замуж за Рашида Бейбутова и принять его фамилию. Молодые мирятся с тов. Сталиным и обещают пригласить его на премьеру комедии Узеира Гаджибекова “Аршин мал алан”. В заключение все персонажи оперы поют замечательную песню Исаака Осиповича Дунаевского “Лучами красит солнышко стальное полотно”.

Конец