Особая форма лицедейства,

Ольга Мищенкова
или 
   Большой выдумщик – Валерий Шадский


Кукольный театр…
Что это?.
Какая-то особая форма лицедейства, где люди на полном серьёзе взаимодействуют с куклами, то надевая их, как перчатку, на руку, то работая с марионетками, которые вольны исполнять желания тех, кто дергает их за невидимые нити…
 Или же артист, закрывая свое лицо маской, сам как бы становится куклой-образом, чтобы наиболее полно донести до зрителя замысел драматургии, осмысленный режиссером.
Здесь, в театре кукол, атмосфера иная, нежели в другом театре. Возможно потому, что приходят в него люди все-таки чуть-чуть особенные, к большому счастью сохранившие в своей душе какие-то нерастраченные запасы Детства: детского мироощущения, понимания, детской ранимости, если хотите. И им, этим редким людям, должно быть очень комфортно и легко именно в таком вот театре, который, в силу своей специфики, навсегда останется светлым островом Детства в чужеродном океане реальности.
Наш прославленный кукольный равно обращен как к детской аудитории, так и к умудренным жизненным опытом взрослым. И одни, и другие идут туда охотно и без принуждения, потому что знают, что под сводами дома, именуемого «Кукольный театр» живет Искусство. Там много Добра и Света, и душевного Тепла. Там ежевечерне происходит маленькое (пусть маленькое!) чудо, которое зритель бережно уносит в своем сердце домой, стараясь не расплескать ни капли, чтобы потом, оставшись с этим волшебством один на один, еще раз вспомнить свои впечатления от увиденного, насладиться ими, помолчать, подумать, может, решиться что-то изменить в себе после увиденного спектакля…
Кукольный театр… Это живое, настоящее чудо в нашем древнем городе… И всякий знает, что не может быть никакого чуда без волшебника… Ну просто не может быть! И нам повезло, когда этот волшебник спустился в наш город, наверное, из-под небес (разве может быть иначе?) и скорее всего в какую-нибудь непогоду. Он просто заметил своим прозорливо-волшебным глазом маленькую точку на театральном небосклоне Советского Союза и наивно подумал: «А почему бы и нет?» Так в 1979 году, окончив ЛГИТМиК, взошел (именно взошел, а не ступил, не приехал, не оказался) на Рязанскую землю Валерий Николаевич Шадский. Режиссер  и просто волшебник, один из немногих, кто вопреки обещаниям МОЖЕТ сделать сказку былью.
Мои детские впечатления: меня ведут кукольный театр (не могу вспомнить, где это находилось давным-давно). То ли мокрый снег, то ли дождь со снегом. Предстоящая встреча с искусством уже не радует. Не радует она и во время, и после спектакля. И я прошу маму отвести меня в НАСТОЯЩИЙ театр, потому что ЭТОТ я, с малолетства приученная к театру, воспринимать не смогла – ТАМ не было НИЧЕГО.
Наверное, мое детское впечатление так и укоренилось бы во мне, если бы в Рязани не появился Валерий Шадский, сумевший из простого кукольного театра сотворить настоящее чудо.
А потом появился «Маленький принц», о котором много говорили, писали, говорили… Я боялась идти, потому что эта взрослая сказка была моей любимой, и очень не хотелось портить впечатление какой-нибудь ординарной постановкой. А вокруг твердили: «Иди, иди!..» Я пошла, скорее для того, чтобы отметиться. И навсегда попала в плен этого театра, этого режиссера, этих артистов, их голосов – обыкновенного чуда. И поначалу ходила на «Принца» еженедельно, стараясь купить билет в первый ряд, чтобы движение бантиков на головах девчонок, шуршание фантиков, реплики и эмоции оставались у меня за спиной. Я страшно боялась, что кто-то мне может помешать, даже невольно. Я хотела запомнить спектакль до мельчайшей мизансцены, мне хотелось оставить в памяти хрупкий голос удивительной Ольги Ковалевой, играющей Принца. Он был сродни бабановскому, когда та читала эту сказку на радио. Найти такой голос в Рязани – и большая редкость, и большое счастье. И потрясающий сильный, мужественный Абрамов в роли лётчика. Музыка, декорации, свет, что-то совершенно немыслимое творилось на сцене, а по коже, как по обнаженному нерву, пробегали те разряды, название которого – Искусство.
Мне думается, что «Маленький принц» Валерия Шадского должен остаться в репертуаре навсегда – как «Синяя Птица» во МХАТе, «Принцесса Турандот» в Вахтанговском… Если рукописи не горят, то и шедевры умирать не должны, и никакая видеозапись не даст того волшебного ощущения от спектакля, которое может вынести зритель непосредственно из театра. Очень грустно, что новое поколение ребятишек как-то пока существует без этого спектакля.
И бесконечно радует, что на театральном пространстве Рязани уже много лет очень ярко горит звезда талантливейшего режиссера и человека – Валерия Николаевича Шадского, большого выдумщика и настоящего волщебника.

26.11.2006г. Рязань