Ловля ветра Из книги Коэлет - Экклезиаст

Давид Эйдельман
Лишь только ветер,
Ветер ветерка!
Тщета тщеты!
Всё только - суета!


Какое благо сыщет человек
Трудясь под солнцем свой недолгий век?
Какая польза будет от труда
Нагим пришёл и выйдешь в никуда?

Гляжу за поколений чередой
Людских сообществ занятых тщетой…
Уходит род другой приходит вновь
земля же будет до конца веков

и вечно будут люди наблюдать
как солнце всходит чтоб зайти опять
закат сменяет радостный восход
но в прежнем месте солнца свет взойдёт.

Все реки бегут в море, а оно
не наполняться вновь осуждено.
Опять к истокам к горным берегам
по капле вновь и снова по волнам.

И всё несётся . . . может в этот раз ?
Но тщетность утомительна для глаз.

Венец трудов у вещи и лица
Есть свой конец, но нет всему конца.

И суть явлений так же далека.
Бывает скажут : "Ново! На века!"
Но это было в забытых мирах
И это так же обратится в прах

Что было - будет! Род людской ничтожен.
Ни новь, ни вечность мы постичь не можем.
Лишь повторяем пройденный урок:
Всё будет вновь!
Всему наступит срок!

2

Я Собиратель - Царь в Иершалаиме
Дал сердцу своему проникнуть в мудрость
Во свет и тьму,
реалии и имя,
и изучить в них
каждую подробность

Мучительный сей труд
приписан Богом
Сынам Адама:
изучать пространство
и слушать время ;
подводить итоги.
И видеть вечность -
тщетность постоянства.

И я увидел
все дела под небом
И понял - это только ловля ветра,
томленье духа...
Ибо нет ответа
и не восполнить недостаток этот.

Мир не исправить.
Выпрямить кривое?
Навечно выжечь солнцем ночи темь?
Скажи те мне
возможно ли такое?
И если да:
Скажите мне зачем ?


3

И я живой беседовал с душою
Ведь я умножил боле всех кто были
До дней моих на царственном престоле
премудрость.Собирал её по свету,
Добавил высь и глубину. Расширил
пытаясь слить добро, закон и силу
на троне и судейском месте.Ведал
природу естества,людей секреты
и не было мне равных в этом мире.

Земную жизнь я посвятил познанью
существованья жизни под луною,
рассудком перечувствовал я тайны
и сердцем передумал много боли.

Велел себе осмыслить мудрость, знанье.
Но так же и безумие и глупость.
И понял: это ветра колыханье,
лишь суета и разложенье духа.

Как резвый конь подъемлет груды пыли
так разум скачет в облаке тревоги.
Во многой мудрости печали много.
Познанья умножая скорбь умножат.

4
Сказал я сердцу своему
Пойду упьюсь веселием
Вкушу от благ излишества ,
Но с горем смешан смех.

Веселье не уместное
Лишь глупое глумление
Над жизнью нашей бедною
И ловля ветерка

Блажил я тело винами
Дарил я сердце мудростью
Держался так же глупости
ведь правит пир она.

Старался жить по новому
Покуда не увижу я,
Что именно из многого
Есть благо для людей.

Сколь жизни нам отмерено,
Что в полдень тень от дерева,
Чуток - одно мгновение
лишь считанные дни.

А надо сделать всякого
Я прибавлял деяния
Я складывал строения
И мысли умножал.

Дома себе построил я
Сады возвёл плодовые
Устроил виноградники
И парки разбивал.

Я край бесплодный выжженный
Украсил водоёмами
Избороздил каналами
Пустынные места.

Дворцы возвёл я шумные
С придворными и дамами
Старательной прислугою
И множеством рабов.

С родными домочадцами
Певцами и певицами
Танцорами плясуньями
Писателями книг.

Слух усладил я пением
Взор ублажил я танцами
Одел я пальцы перстнями
И текстами досуг.

Всё золото провинции
Правителей поверженных
Собрал рукою сильною
И серебро скопил.

Очам я не отказывал
В сокровищах бесчисленных
И сердце не удерживал
От всяческих забав.

И обзавёлся женами
Из всех краёв известных мне
Наложницами сладкими
И гостями ночей

Диковинными штучками
И струнами и трубами
Бассейнами, каретами
Утешил я свой быт.

Из сердца лилась музыка
И удовлетворение
От дней моих заполненных
От всех моих трудов.

Казалось возвеличился,
Поднялся, обстроился,
И стал всех прочих более ,
Что были до меня.

Но мудрости не выбросил
И обратился к сердцу я:
Что будет моей долею
От всяческих трудов.

И обозрев деяния
Великие свершения
Я понял - ловля ветра
И превосходства нет.

Нет, нет у человека
От всех трудов под солнцем
Ни капли превосходства
И пользы тоже нет.


5

Я мудрость и безумие, и глупость
исследовал одно понять желая:
что человек, чтобы пришел просить он
перед Царём небесным о решённом.

И понял преимущества ума я
над глупостью - как превосходство света
над тьмой кромешной, умный постигает
уже в начале окончанье дела.

А глупый движется вперёд не зная,
что ждёт его потом, себе дороже,
не вникнуть в суть, но так же знал у края,
в конце концов, их ждёт одно и то же.

И что случится с дураком постигнет
меня со всею мудростью моею.
Зачем же я червём вгрызался в книги
И как старатель отмывал идеи?!

Нет памяти о мудрости ушедшей
И мудреца как дурака забудут,
Так почему одной всеядной смерти
Осуждены без разницы все люди.

6

И тщетность мира я возненавидел
непрочность произошедшего под солнцем
и оглядев дела свои увидел,
что это зло. Кому всё остаётся?

Тому кто придет после? Но кто знает
Он будет мудрым иль толпы глупее…
И всё что я годами созидаю
он разбазарит может быть в неделю.

И как же не отчаяться от мысли
Что все дела тщета и ловля ветра
У моря все строения возвысил
И из песка построено всё это.

Я был умелым и успешным малым
И в муках свои пестовал творенья.
Их кто нибудь наследуя по праву
на произвол получит во владенье.

Так в чём скажите польза от работы,
которую под небом совершаю,
и как не ненавидеть мне заботы,
которыми себя обременяю.

7

Кто достойней меня
насладиться моею едой,
иль имеет большее право
выпить моё питьё?
И кому я обязан
оставить плоды трудов,
и чему, скажите мне, должен
я своё посвятить житьё?

Так не надо о будущем
живите здесь и сейчас,
ибо вам не быть
уже никогда и нигде
и не думайте,
что будет кушать
завтрашний день,
ибо сам позаботится
он о своей еде.

Человеку угодному
Бог даёт ум понимать,
что осыпется каперс,
и быстро пройдут его дни
предоставив другому
копить, охранять, ожидать,
чтоб оставить всё это
идущему следом за ним.