Порок не возводите в добродетель

Ольга Мищенкова
Проблема, о которой пойдет речь ниже, назрела давно и волнует многих, во всяком случае, тех, кто связан и с авторским правом, и с атакой плагиат по разным направлениям, и, наконец, если копать глубже, с кодексом чести. Об этом иногда пишут, много говорят – больше, как и прежде, где-то на кухнях, между собой, в узких профессиональных кругах: то ли по привычке довлеющего страха – «как бы чего не вышло», то ли… А проблема, между тем, весьма серьезная, и пустила свои корни довольно широко. О глубине этих корней и говорить не приходится.
«Мы родом из детства»… Ставшая уже крылатой фраза. И что мы из своего детства вынесем, точнее – что нам помогут вынести, с тем мы дальше по жизни и идем. Уж так ведется.

1. Когда экзамен превращается в фарс

Остались позади школьные экзамены на аттестат зрелости, которые с чьей - то легкой руки в народе, опять же между собой, называют фарсом. Так говорят и учителя, и родители, и сами экзаменуемые. Открывается это действо совершенно нелепым видом проверки знаний учащихся – «глубокомысленным» сочинением по литературе, которое теперь можно заменить по выбору ребят на изложение с элементами сочинения.
О том, что из себя представляет подобный экзамен, рассказать вам могут «девчонки и мальчишки, а так же их родители». И рассказывают «по секрету» всему свету – кто-то своим друзьям, кому это самое предстоит в следующем году, кто-то родственникам. Словом, ничего нового поведать мы не сможем, все очень узнаваемо. Главная проблема, которая тоже давно не проблема, а так – легкий невроз, свойственный любому экзамену, даже самому формальному – ПОЛУЧЕНИЕ КЕМ-ТО МЕДАЛИ. Думается, что именно по этой причине и зовет выпускная братия экзамены фарсом. Может, потому, что немедалисты в глубине души на «медалистов» обижаются, уже (по слухам) зная, КАК эти «медали» делаются и полагают, что и они, вроде как могли бы выйти из школы с оной. Здесь всплывает еще одна проблема: не надо быть психологом, чтобы понять, как смотрят немедалисты на своих «золотых» и «серебряных» собратьев по выпуску. Но это уже разговор отдельный, не об этом речь сегодня.

2. Интеллектуальная контрабанда

Если вся контрабанда делается в Одессе, то «медали» пишутся отнюдь не на экзамене. Когда? Для тех, кто еще не знает…
Где-то ближе к пяти-шести часам вечера, в день после экзамена, в соседнюю по лестничной клетке квартиру, где живет очаровательное создание – молоденькая учительница русского языка и литературы нашего славного города, слетаются стайкой выпускники и выпускницы, коих в школьной практике называют коротким и ко многому обязывающему словом «медалисты», только что отписавшие сочинение. Уходят – далеко за полночь. Утомленные, перевозбужденные, озабоченные…Вовсе не предстоящая разлука с любимым учителем гонит «измученных» первым экзаменом выпускников в его дом. Они…продолжают работу над У Ж Е сданным экзаменом.
Итак, разговор пойдет о псевдомедалистах.
(Стоит оговориться, что сегодня речь будем вести лишь о письменном экзамене по литературе, хотя и на письменной математике не обходится без «подчисток» медальных работ.)
Сразу о термине. В школе, в отличие, скажем, от спорта, медалист определяется ни вот тебе на финишной прямой, если добежит первым, а за два года до получения аттестата. Нормально? Еще бы… Тебе два года «пилить», а ты уже гордо именуешься «наш медалист». Стало быть, (как выяснилось), если ты попал в число «медалистов» по итогам первого полугодия десятого класса, считай, что медаль у тебя в кармане, а легкое волнение от экзамена – всего лишь для придания необходимого трепета, не больше. Учитель, поставивший тебе желанную «5», должен в лепешку расшибиться, но эту самую «5» тебе на экзамене обеспечить. Почему? А черт его знает… Но ясно одно (на это следует обратить о с о б о е в н и м а - н и е): вовсе не ученик обязан сдать экзамен на «5»,а учитель должен ему эту «пятерку» обеспечить. Почему?.. Принято так… Почему?…Так можно до бесконечности.
Снова хочется провести параллель со спортом. У всех в памяти та Олимпиада, на которую всеобщая любимица в художественной гимнастике Алина Кабаева ехала потенциальной победительницей. Только глупый в этом сомневался. Ан, нет! Случилось-таки непредвиденное, и Алина где-то
не допрыгнула, где-то оступилась, где-то еще напортачила. В итоге – золото получила не она. Обидно? Конечно… Но спорт есть спорт, хотя и там подсуживают.
Школа – не менее «загадочное» дело, чем спорт.

3. Что сочиняют в сочинении

Самым трудным экзаменом испокон веков считается сочинение. Особенно, в последнее время, ибо чтобы сочинение на медаль написать самому, совершенно необходимо одно условие, без которого просто никуда: нужно много читать. Нужно иметь хороший литературоведческий багаж. Нужно уметь правильно (в смысле - грамотно) излагать свои мысли. Нужно быть чуть-чуть и писателем, и психологом, потому что литература есть по определению Горького «человековедение». Короче, много чего уметь надо. Любой учитель может сейчас констатировать, что нынешняя молодежь элементарно не читает. Ну не читает, и все! Рефераты готовыми «скачиваются» из Интернета, сочинения берутся из готовых шпаргалок, которые можно купить в любом книжном магазине. Даже непросвещенному ясно: раз человек не читает, а узнает о содержании романа все из того же Интернета или готовой шпаргалки, к а к о н с м о ж е т с а м
н а п и с а т ь? И ч т о он напишет? При таком уровне о честной медали речи быть не может. Но он (или – она) уже на медаль заявлен, он хорошо «тянет» по физике – математике. Ребята, зачем же нам его «мочить»? Он (она), наконец, просто хороший (хорошая). И что же из того, что не дается ему (ей) эта чертова (так и говорят!) литература? Не калечить же ему (ей) судьбу?
Ах, сердобольные учительницы!.. Вам-то «липа» такая зачем, право? Ну зачем она вам? Не вы ли толкаете юную поросль, переписывая с ними не один раз после экзамена у себя дома это никому не нужное сочинение, списав его из вашей «методички» на путь обмана и нравственного преступления? Не вы ли, господа «хорошие», преподносите вашим чадам сильнейший урок безнравственности и лицемерия?.. А главное – во имя чего так мараетесь? Или уж совсем не дорога вам честь мундира?..
Тем, кому доводилось не раз читать «медальные» работы, могут авторитетно засвидетельствовать (по секрету, где-то на кухне): СО - ЧИ - НЕ - НИ - ЕМ их назвать нельзя никак. Это (у кого – лучше, у кого – хуже) переписывание из разных монографий, коих предостаточно у любого учителя литературы, ответов на данный ответ. Выглядит это так: абзац оттуда, абзац отсюда, какие-то вставки, соединяющие разностильные куски. Глядишь, получилось «сочинение», которое очень хочется назвать «Экзаменом по контрольному списыванию» или - умению работать с методической и литературоведческой литературой, что тоже не просто, только при чем здесь СОЧИНЕНИЕ?

4.Так заведено…

Никто ни в коей мере не хочет бросить камень в рязанские Управления образования, потому что знакомый учитель литературы с многолетним стажем из Твери – рассказывал аналогичные истории о сдаче школьниками «экзамена» по литературе в их области. На вполне резонное недоумение: «Зачем вам это нужно?» ответ был коротким: « Так заведено…».
Вопрос получается риторическим, очень похожим на классические вопросы русской мысли «Кто виноват?» и «Что делать?». Еще хочется в связи с этим вспомнить любимого многими за прозорливость Гоголя: «Куда несешься ты, Русь?». И все тот же классик горько констатировал давным-давно, дескать, нет ответа…



5. Кому нужны ТАКИЕ «звезды»?

Говорят, во время сочинений у учителя есть хорошая возможность заработать. Они умеют писать «медальные» сочинения и на «серебро», и на «золото». И любой труд, конечно, должен быть оплачен. Помните: «дитям – мороженое, бабе – цветы»? Здесь – то же самое: дитям - медали, учителям – деньги, раз нет возможности заработать иначе. Только при чем здесь «Золотая» молодежь, как гордо именуют медалистов в городе?
Можно обмануть кого-то, но зачем обманывать себя? Создается впечатление, что три – четыре дня после экзамена даются только для того, чтобы эти «медали сделать», и даже дураку понятно, что если работы претендующих на медаль учащихся забирать сразу и увозить туда, где их на следующий день станет проверять уважаемая комиссия, то такого невероятного количества медалей не было бы НИ В ОДНОМ ГОРОДЕ не только России, но и мира, ибо «медалист» - продукт штучный, требующий редкого сочетания способностей как в гуманитарной сфере, так и в естественно- математической, он должен отлично успевать и по физкультуре, иметь золотые руки, потому что есть еще уроки труда, петь рисовать…Словом, если получать медаль честно по всем предметам…Ай, ай, ай, бывает ли так на самом деле, Господи?.. А если и бывает, то истинных медалистов В ГОРОДЕ может быть не больше десятка – двух, причем, и золотых, и серебряных, и тогда в это еще можно будет поверить, и можно будет этим медалистом искренне восхититься. А пока получается, как у классика: «Если «звезды» зажигают, значит, это кому-нибудь нужно…». Только в данном случае слово «ЗВЕЗДЫ» нельзя писать без кавычек.

6. «Золотая» медь

Кто много общается с молодыми, тот знает наверняка, какие они «золотые» и «серебряные». Там не пахнет даже медью… Любимые поэты у всех Пушкин и Есенин(сразу приходят на ум), книга – «Мастер и Маргарита» (а спросишь – не знают, кто такой Азазелло), из композиторов сходу «выпаливается» Чайковский… Словом, набор штампов, ровно ничего не говорящий об уровне хоть какого-то интеллекта у ученика. Поэтому, когда рекомендуют какого-то «медалиста», как-то съеживаешься, ибо невольно приходится поддерживать игру, в которую молодой человек вовлечен институтом школы. И от этого становится неловко. А ему, «медалисту», почему-то, нет.
Почему?.. А черт его знает…
Может, и вправду, победителей не судят?.. А жаль…

7. О «ляпах», этике и «ведах»

К проблеме школьного плагиата примыкает другая, более острая проблема плагиата людей, давно вышедших за пределы школы. С ней сталкиваешься все чаще и чаще, это и возмущает, и забавляет одновременно. Но обо всем по порядку.
Поведать об этом заставил вечер – чествование одной именитой журналистки. То, что случилось на ее вечере, могло произойти где угодно, потому что ситуация уже из-под контроля вышла давно. Присутствовали очень известные и заслуженные люди города, телевидение, пресса. «Ляп», произошедший в тот день, нельзя не отнести к вопросам этики, хоть он уже другого толка.
В присутствии почтенной публики, во всеуслышание, одну из гостей торжества громко представили как пушкиноведа и есениноведа. Мелочь? Может быть, если бы такие, милые сердцу слова, были произнесены, скажем, на той же кухне, дабы «потрафить» хозяйке. Да кто же против?! Ну и выглядело бы все как милая лестная шутка, дома никто, к счастью, не слышит. Хоть Вольтером друг друга называйте, если хочется. А представьте себе подобную вольность в почтенном собрании? Смешно? Вот и да-то … И еще – глупо. Парадокс: назвать человека прелюдно «Вольтером», дескать, это наш известный Вольтер, - глупо, а сказать – это наш ИЗВЕСТНЫЙ пушкиновед и есениновед – вроде и нормально.
А дальше – для непосвященных.

8. О науке, самозванцах и воровстве


Умные люди знают, что литературоведение – это, простите, наука. И с этим ничего не поделаешь. А наукой люди занимаются всю жизнь: кто-то даже диссертации защищает, и только тогда имеют право эти люди называться какими- то «ведами». Серьезное дело-то, правда.
Когда любителя Пушкина, или Есенина, или еще кого-то спешат по недомыслию окрестить «ведами», становится обидно за тех великих, к кому « веды – самозванцы » пристроились.
Смотришь на этих «гореведов» и думаешь, кто же тогда те, кто жизнь положил на изучение наследия того или иного писателя, кто ни одной строчки не «содрал» ни у кого… И какого было бы им, беднягам, если бы довелось потом прочитать свои же труды, неумело переписанные кем-то и опубликованные уже под своей фамилией? К счастью, большинства из них уже нет в живых и свое возмущение им не высказать.
Не правда ли, ситуация очень напоминает ту, что происходит на выпускных экзаменах? Там переписываются литературоведческие труды, дабы получить медаль или же просто сдать экзамен успешно, здесь – надергав из разных источников, можно сделать себе имя местного «веда». Мелочь, а приятно. И не приходит на ум этим людям, что они совершают обыкновенное воровство, пусть интеллектуальное, но воровство. Правда, одна знакомая-филолог, прочитав эти строки, прокомментировала так: если бы был ум, они не несли бы свои - чужие «вирши» в печать. Ей верить можно, потому что прошла она долгий и трудный путь к своему «ведению», защитив диссертацию и заработав язву желудка на аспирантских пирожках в Москве.(Так, к слову сказать, и происходит: наши доморощенные «веды» несут пачками свои «изыскания» в рязанские журналы, выдавая их под своей фамилией просто потому, что ознакомились с первоисточниками и потрудились переписать оттуда - отсюда, а потому их следует напечатать. Но самое страшное – ведь печатают же, хотя, по идее, любому редактору интереснее и престижнее было бы напечатать никем не переписанный первоисточник). Здесь возникает еще одна проблема: в данном случае можно говорить об истинной интеллигентности или же – о ее отсутствии, потому что настоящая интеллигентность, если скромность убрать, уже интеллигентностью быть перестанет, ну просто не может быть одного без другого. Но сейчас не об этом.
Самым забавным в ситуации на том вечере было то, что после его окончания одна из журналисток, писавшая все время в свой блокнот, подошла к одному из сотрудников, дабы уточнить фамилию ей не известного «пушкиноведа», оказывается, живущего в нашем городе. (Мы уже привыкли, что есениноведов в Рязани – тьма, оказывается, появились и пушкиноведы, хотя, если объективно, то пушкинистов нет даже на кафедре литературы нашего педуниверситета, хотя люди, там работающие, уж совершенно точно являются какими-то «ведами» в силу того, что литературоведение стало их профессией). Пришлось объяснить милой журналистке эту шутку. Кажется, она не очень ее поняла. Наверное, трудно понять простым смертным столь завышенную, ничем не мотивированную самооценку сограждан.

9. «Веды» разного уровня

Вспоминая остроумного Леонида Филатова, хочется его словами изречь: «Вызывает интерес и такой еще разрез…»
Почему в Рязани, так самозабвенно любящей Есенина, никто не желает его просто любить, почитать, быть, наконец, знатоком его поэзии? Почему, если знаешь чуть больше соседа, сразу – «вед»? И если это так, то кто тогда Ольга Ефимовна Воронова, наш известный филолог, профессор, литературовед по праву?
Действительно, большое видится на расстоянии. У нас, живущих вблизи Константинова, большое это сокращено до минимума. Мы и Есенина – то видеть перестаем, так он нам знаком.Ну как сосед по двору. И никакой тайны себе не оставили, и душу-то его узнали, опровергнув известное, что «чужая душа – потемки». Нам все про него ясно. И это грустно. И страшно, потому что Тайна-то есть, она осталась. И так ли уж это нужно – узнать про другого все? И имеем ли право?
И самое страшное – имеем ли право «мусолить» (другого слова найти трудно) уже открытое, изученное, доказанное, выдавая его за свое, авторское? И почему это возможно в филологии? Потому что доступно? Потому что книжки все умеют читать? И писать, слава Богу, тоже? Трудно представить себе кого-то, кто вздумал бы еще раз выступить, скажем, с открытием Теории относительности, переписав всю теоретическую часть за Эйнштейна и выдав за свое. Как у Ахматовой, помните: «Подслушать у музыки что-то и выдать, шутя, за свое…». Это она так стихи у Музыки «крала». С Теорией относительности так не получится, и второй раз на ней в научный рай не въехать. А вот с той же Ахматовой…Почему бы и нет…Она у музыки строчки «потягивала», а мы – у тех, кто жизнь ее нам по полочкам уже разложил, перепишем и тоже, «шутя – за свое». Глядишь, смехом и в «веды» попадем, зачем пыхтеть над диссертациями, сидеть в архивах, копаться в рукописях. Хлопотное дело, право…

10.«Грехи не выставляйте напоказ…»


Ясно, что короля делает свита. Получается, что «ведов» местного значения тоже лепит окружение, всерьез относясь к их «изысканиям», давая им зеленую улицу, награждая их теми регалиями, которых они никак не заслуживают.
Ни в коей мере не хочется бросать камень в тех, кто любит чье-то творчество. Это достойно всяческого уважения. Но зачем же оскорблять и тех, для кого литературоведение было или есть не просто увлечение, а составляет и смысл, и труд всей жизни?… Или за труд это не все признают?.. А ведь Марина Цветаева не зря отнесла писателя к «чернорабочим».
Грустно все это… Хочется верить, что не везде дело обстоит так. И в то же время, если не везде, то за Рязань обидно вдвойне, ибо явление это говорит о крайне низком уровне культуры по большому счету, раз любительщина преподносится как «ведение», и большинство вынуждено с ним считаться.
Сейчас лихо насаждается псевдокультура, и ничего, почти привыкли. Не все, конечно, но многие. И сериалы смотрят, и даже сопереживают, и «скачут» с канала на канал, дабы не пропустить какой-нибудь разноцветный «мыльник». А деваться куда?.. Однажды резануло ухо, когда в транспорте кто-то назвал любимый многими поколениями фильм «Семнадцать мгновений весны» сериалом, сразу отказав ему в главном – художественности, ибо все-таки словом «сериал» называются именно сериалы, ничего общего с Искусством кино не имеющие.

У Галины Серебряковой есть строки:

Порок не возводите в добродетель
Грехи не выставляйте напоказ…
Неслышно рядом подрастают
И могут стать похожими ют дети на нас…

Они и подрастают, и становятся, и, не стесняясь украсть, переписывают чужие работы, выдавая их за свои, и получают медали, и даже…гордятся ими. Они идут вслед за нами, и им не стыдно, потому что не стыдно нам.
И что делать с этим массовым явлением?…
Нет ответа….