Владимир Илюхин
Ольга Мищенкова: «Стихи – это сгусток эмоций!»
Старшеклассники рязанской школы № 65 встретились с литератором Ольгой Мищенковой, чтобы поговорить о творчестве
Мы изучаем литературу в школе по уже предложенным нам программам, и запоминаем ту точку зрения, которая давно утвердилась в литературоведении как норма. Иногда бывает жаль, что не можешь поговорить с писателем после прочтения его книги. Поэтому ребятам, особенно старшеклассникам, бывает интересно встретиться и с теми писателями, которые живут здесь же, в их городе, и с книгами которых они тоже знакомы.
Большую работу в таком литературном краеведении проводит учитель русского языка и литературы средней школы № 65 г. Рязани Наталия Владимировна Гудкова. Ее ученики встречались недавно с журналистом Ольгой Мищенковой, автором книг «Непредвиденное, или Страницы из Памяти», «Музыка в душе», «Многозвучие», сборником сонетов «Очертания». Она – главный редактор журнала «Сотворение», который хорошо известен в городе.
Было много вопросов. Эту беседу мы и предлагаем Вашему вниманию.
– Расскажите, пожалуйста, немного о себе.
– Я родилась в г. Рязани. Окончила среднюю школу № 8 и в 1985 году – РГПИ, факультет русского языка и литературы.
В 1995 году поступила в аспирантуру к профессору Г.Н.Приступе (РГПУ им. С.Есенина) и после смерти Григория Наумовича прошла полный курс обучения у профессора Н.И.Демидовой. Есть научные публикации (6 статей) в сборниках РГУ им. С.Есенина. Сдан кандидатский минимум.
Двадцать лет проработала в школе г. Рязани по специальности, вела русский язык и литературу, а с 1995 года – и мировую художественную культуру.
В 2002 году создала и по личной инициативе в качестве главного редактора стала издавать художественный, литературно – публицистический журнал «Сотворение ».
В настоящее время вышло из печати 8 номеров журнала.
Стихи печатались в журнале «Сотворение», сборнике «Бегущий впереди» (серия творческих портретов), журналах «Молодая гвардия» (Москва), «Вся королевская рать», «Парадоксы творчества», «Есенинский вестник», «Рать» (Москва).
С июля 2004 года по апрель 2007 г.г. работала директором МУК «Рязанский литературный музей С.А.Есенина». Член Союза журналистов РФ.
– Как пишутся стихи, откуда они приходят?
– «Стихи не пишутся – случаются…» Это слова Вознесенского. Нельзя ничего написать, если в тебе ничего нет на данный момент, т.е. если ты пуст. Сесть за стол с мыслью, что вот я сейчас что-то напишу…Так не бывает. Конечно, сесть можно, но как сядешь, так и встанешь – ни с чем. А можно делать что-то по дому, стоять в очереди в магазине, ехать в транспорте, идти по улице…и вдруг…И надо не забыть, или успеть записать, сохранить то, что пришло откуда-то. Причем, нельзя сказать, что пришло ниоткуда. Просто шел какой-то подготовительный период, где-то зрело, нарастало, а когда вызрело, тут-то и нужно не «проспать» этот момент. Стихи – это всегда результат наблюдений, переживаний, страданий, радости и т.д. Стихи – это сгусток эмоций. Если этого нет, то нет и стихов. Вернее, стихи могут быть, но в них не будет поэзии, т.е. не будет образности. Искусство – это мышление образами. По-другому– уже графоманство. И еще – никогда нельзя забывать, что все, что человек имеет – это Дар Божий, и если в тебе что-то есть – это тоже искра Божья, не иначе.
– Какие темы Вам ближе? О чем Вы любите писать?
– Наверное, о чем пишу, то и ближе, потому что не может быть искусственных стихов. Я, например, давно хотела написать о войне. У меня дед воевал, был ранен. И потом, война – это наша общая боль и наша общая память. Я даже злилась на себя за такую беспомощность. Но сколько бы ты не хотел, пока время не придет…Пустота. И вдруг в прошлом году ко мне стали приходить стихи о войне. Я написала пять стихотворений, причем, сразу. Кажется, за один или два дня. Что это? Я не знаю.
Если говорить о пейзажной лирике, то она у меня есть. Но опять же, это – не стихи о природе в чистом виде. Через понимание природы можно говорить и о любви, и о грусти, и о радости…Природа лишь помогает нам проявить так или иначе наши чувства (стихи «Август», «В лесу стоит такая тишина…», «Дождливое лето…», «Пляски страсти»). Пыталась я для себя раскрыть и тему творчества, мимо которой не проходят поэты. Это как раз то, откуда берутся стихи, что за этим стоит, насколько мучительны сами муки творчества, но как они и сладостны одновременно. Так сложился небольшой цикл «Тайны творчества». Нам посчастливилось жить в удивительное время – на рубеже эпох. Свое отношение к этому я выразила в цикле «Заветы 20-го века. Мне очень дороги два моих цикла: «Краски неправды» и «Сплетен шелк» (книга «Музыка в душе»).Уже по названию можно понять, о чем идет речь. К сожалению, эти явления – ложь, фальшь, обман, зависть, сплетни идут рука об руку с человеком и исчезнут только вместе с человечеством. И нам, что самое страшное, никуда от этого не деться. Если мне удалось как-то ответить на некоторые вопросы в связи с подобными проявлениями людского нрава, я рада.
Большое место в моих произведениях занимает музыка. Музыка – тот инструмент, с помощью которого можно очень много выразить того, что в тебе наболело. Мне с музыкой легче и жить, и писать, проникаясь ее образами (книги «Музыка в душе», «Многозвучие»).
Попытку философского осмысления можно увидеть в стихах «В этот мир мы приходим из снов…», «В наш очень быстротечный век…», «Полынных строф букет.
Конечно, большое место в моем творчестве занимают стихи и проза о любви. Любовь – это то, что дает начало всему, это – большая созидательная сила. Все великое искусство рождалось на волне, на высоком гребне этого замечательного чувства. Музыка: Шопен, Бетховен, Чайковский, Лист; Живопись – начиная с титанов Возрождения и импрессионистов – до сего дня. Кинематограф, архитектура…Что бы вы не взяли – без Любви, с холодным сердцем и душой ничего не создается. У Роберта Рождественского есть замечательное стихотворение:
Все начинается с Любви!
Твердят: «В начале было Слово…»
А я провозглашаю снова:
«Все начинается с Любви»…
И, казалось бы, со времен Сафо и Катулла столько прекрасных строк написано о Любви, но к теме этой возвращаются снова и снова. И будут обращаться, покуда существует Человек.
И еще не могу не сказать об удивительных людях, которые уже своим творчеством вдохновили меня. У меня много произведений, навеянных именно такими людьми: это известные в городе музыканты, художники: Тамара Иванишко, Минна Маргарян, Галина Разутова, Лариса Якубовская, Елена Коновалова… (стихи «Адажио», «Многозвучие», «Престо», «Голос», Цикл «Перпетум мобеле», «Мадонна» и многие другие).
– А что Вам дает журналистика?
– Это тоже – постижение мира, если хотите. Встречи с разными людьми, которые тебя обогащают, чему-то учат, что-то в тебе открывают нового. Как, например, забыть общение с удивительным человеком Евгением Николаевичем Кашириным? Или с журналистом Людмилой Гоенко, Ниной Ивановной Демидовой – профессором РГУ, виолончелисткой Тамарой Иванишко, певицой Галиной Разутовой, скульптором Антониной Усаченко? Мне посчастливилось и общаться с ними, и писать о них.
– Как возник Ваш журнал «Сотворение»?
– Наверное, это тоже своеобразный способ самовыражения. Собрать целую плеяду интересных людей на страницах своего издания – это очень интересно. К слову сказать, журнал я стала издавать, еще работая в школе № 64, а потому не могу не сказать слов искренней благодарности директору школы – Татьяне Александровне Ушаковой, которая поддержала эту идею, в том числе и материально, потому что школа оплачивала выпуск номера. Татьяна Ушакова – всегда в авангарде всего нового и интересного.
– Как вы проводите свободное время?
– Если пишется – пишу. А так – как и все: читаю, занимаюсь домом, сыном, хоть он уже почти взрослый, смотрю кино, слушаю музыку, хожу в театры.
– Есть ли у Вас хобби?
– Есть, и не одно. Например, люблю мягкие игрушки, но очень красивые, не всё подряд.
– Можете назвать Вашего самого любимого современного поэта, музыканта, художника, актера, певца, режиссера?
– Белла Ахмадулина, Леонид Коган, Сергей Андрияка, Алла Демидова, Галина Разутова, Галина Волчек.
– Вы много лет проработали в школе. Чем Вам запомнились годы работы?
– Школа – это хорошее место для изучения Человека с самого младшего возраста до…старости. Это разные характеры, ситуации, взаимоотношения, столкновения, катаклизмы, если хотите. Это как бы маленькая копия большого мира, такая модель, которая может служить творческой лабораторией в изучении человека как личности. И потом, в школе есть возможность говорить с людьми о том, что тебе близко и дорого. Урок предоставляет такую возможность. Можно даже найти единомышленников среди учеников, и тогда скучное ученичество превратится во что-то радостное, созидательное. Мне очень нравилось преподавать литературу в старших классах. Был сильный выпуск, мы говорили с молодыми людьми на одном языке. Думается, не только мне, но и им это было интересно.
– Что бы Вы посоветовали тем, кто не любит предмет литературы в школе? Можно ли полюбить писать сочинения, например?
– Полюбить писать сочинения, мне думается, нельзя. Это – долгий разговор. Сочинение, если оно хорошее, - это ведь и элемент писательского творчества, и склад литературоведческих способностей, и хорошее владение языком, потому что он – первоэлемент литературы, как говорил Горький. И грамотность должна быть. Если хотя бы что-то отсутствует, то с сочинением будет сложно. А уж о любви вообще говорить не придется. Я до сих пор люблю писать сочинения, хотя их уже давно отписала по всем программам. Но мне это просто доставляет удовольствие, потому что наша классика поистине неисчерпаема и всегда найдется, что сказать, даже по уже известному вопросу. А насчет любви к литературе…Надо просто подумать о том, что НЕ ЗНАТЬ хорошую литературу – очень стыдно. И начать читать. Потом втянешься, и обязательно понравится.
фото автора