Как это было... память...

Сергий Сергеич
На фото - Александр Николаевич Обожгеев(13.02.1959г.р.)
недалеко от источников -Чойган (или Жойган) у р.Аржан-Хем, Тыва.
Фотографировал Сергей Александрович Сергеев.
 
 
      
       КАК ЭТО БЫЛО...ПАМЯТЬ...   http://vetta.tv/news/incident/20917

В память об Александре Обожгееве.
С Александром Обожгеевым, Эдуардом Лосеевым и его сыном Мишей мы ( с Мишей один раз) сплавлялись по притокам Малого и Большого Енисея (и главным рекам ). Саша отличный человек и мне не верится, что ...
Примечание: Здесь вы сможете увидеть видео. Для этого в инете (поиск) найти : Лосеев Эдуард Николаевич самолёт Цессна г. Чебоксары.
Далее тема: Илья Степанов. Фотопутешествия. - Аварийная посадка ,или Как...
Наш пилот и хозяин самолета Николаич, или как мы его еще зовем Вождь, торопится-убегает оформлять бумаги на взлет.
Своим вторым рождением обязан нашему пилоту - Эдуарду Лосееву.
fotomm.livejournal.com/445.html сохраненная копия

           Жесткая посадка -29.11.2009г.
Один из пассажиров частного самолета Cessna 182 Skylane, потерпевшего в конце ноября под Пермью аварию, чебоксарский фотограф Илья Степанов, поместил в собственном интернет-блоге рассказ о том, как это произошло. Мы публикуем фрагменты его драматического повествования с согласия автора.
«Внезапная тишина, я вижу неподвижные лопасти пропеллера, слышу сообщение об отказе двигателя. И в мозгу включается какой-то страшный счетчик, отсчитывающий теперь время то ли до конца жизни, то ли до некоего момента «Х», после которого – неизвестность, – пишет Илья. – Десять километров до ближайшего аэропорта Савино точно не дотянуть, мы уже в облаках, и вокруг не видно ничего, кроме серой мглы. «Под вами город, прямо по курсу завод», – сообщает полетный диспетчер аэропорта.
Неожиданно облака остаются где-то высоко, и становится видно, что мы уже не планируем, а стремительно несемся к земле. «7 километров до Камы, за ней вспаханное поле, на него можно попытаться сесть, доложите о ваших планах», – ровным голосом спрашивает диспетчер. Теперь видно все: город, завод, Каму – и гораздо ближе, чем бы нам хотелось. Но нет даже намека на панику, хотя все встревожены.
«Не дотянем до того берега», – тихо говорит пилот. Счет идет на секунды, самолет как-то странно покачивается, видимо, уже не хватает инерции, скорости или чего-то еще для стабильного движения. Что чувствовал каждый из нас в этот момент – Бог знает! Я, человек достаточно спокойно относящийся к религии, мысленно несколько раз за эти секунды обратился к Нему. Это не было молитвой – я просто повторял его имя.
До земли остаются десятки метров, но вдруг мы совершаем еще один маневр. Как позже рассказал Николаич (т. е. пилот Э. Лосеев. – «СЧ»), в последний момент он увидел стоящего на нашем пути человека, который нас, похоже, даже не видел и не слышал. Сначала резкие чирки задетых веток, и в то же мгновение сокрушительный удар шасси об дерево: самолет делает немыслимый кульбит через правое крыло. Не слышу треска, не слышу криков – просто расстаюсь с реальностью. Удивительная штука – сознание. Отключается в самое интересное время, и я не вижу, как разлетается на куски наш самолет и как сбегаются люди. Потом сказали, что меня выбросило через развалившуюся стенку фюзеляжа и я несколько минут лежал на спине с закрытыми глазами, судорожно хватая ртом воздух.
Когда очнулся, то увидел, что вокруг полно народу: МЧС, «скорая помощь», пожарные начали заливать все пеной. Люди в форме все бегали и узнавали наши фамилии, откуда мы, и докладывали кому-то по телефонам, докладывали… Наша разбитая вдребезги «птица» уже полностью залита пеной и, видимо, больше никогда не взлетит. Вокруг воняет керосином, слышен звук садящегося вертолета. С радостью обнаруживаю возле себя кофр с фотиком и пытаюсь делать какие-то дежурные кадры. Кружится и болит голова, меня шатает, в груди что-то при движении похрустывает, но боли нет, половина лица в крови. Полное ощущение съемок фильма-катастрофы. Наконец всех увозят в ближайшую медсанчасть. Там нас избавляют от воняющей керосином одежды, дают какие-то таблетки, делают уколы, бинтуют и промывают раны…
Мне все твердят, что в рубашке родился, и тут же ведут на допрос, как наименее пострадавшего. Потом допросы будут продолжаться еще несколько дней – с утра и до вечера. Шутка ли – ведь мы грохнулись в 100 метрах от ворот порохового завода. Репортажи по телевидению и радио, заметки в газетах – всего этого мы не видим, сообщают по телефону друзья. Корреспондентов к нам не пускают все те же следователи. Мы трое – Лосеев с сыном и я – лежим в одной палате, а Саша – в реанимации. Похоже, основной удар самолета о землю пришелся на его место, он потерял 5 литров крови, сломал обе ноги и руку, ремень безопасности, похоже, сыграл не лучшую роль – произошел разрыв селезенки, поджелудочной железы. Ко всему этому потом добавились почечная недостаточность, осложнения с печенью и сотрясение мозга. С момента падения он так и не пришел в сознание.
Удивительно, кроме следователей и наших знакомых нас навещают те самые люди, которые помогали нам на месте падения. Спасибо за все.
Вот и вся история. То ли Бог, то ли случай нас приласкал. И, упав с высоты почти 4 км, мы остались живы. А Саша Обожгеев умер.
На похоронах было много народу – его любили и ценили».
И. СТЕПАНОВ.

        В ПОХОДЕ НА ЧОЙГАН
         (август, 1998 г.)

Сейчас, когда сижу за письменным столом
И вспоминаю про поход в Тыву - Саяны,
Могу спокойно рассуждать в тепле о нём,
Как мы пошли, прошли, пришли -
Где каждый божий день пути,
Мы лишь от счастья были пьяны.
1
С Саяной горный перевал остался позади.
Хозяйка гор, Саяна, мирно отдыхала.
Гудки автомашин, встречавшихся в пути,
Её величество в тот день не замечала.

Но местный житель знает нрав цариц.
Порой уж так рассердится хозяйка,
Что перевал с дорогою крутой,
Становится опасным: испытай-ка!

Нам солнце освещало серпантин пути.
Кызыл на Енисее - цель автобусной поездки,
От Центра Азии к Чойгану - цель мечты,
Для нас она была, что свадьба для невестки.

Но вот и основные сборы позади.
В Кызыле собрались участники похода.
На взлёт готовы местные орлы,
А мы орлы российских городов,
Нам не страшна любая на Земле погода.

Аэропорт, посадка в вертолёт и - взлёт,
Как на ладони необъятные Тывы просторы:
Холмы, ущелья, горы и восторг,
Когда твои мечты имеют воплощенье.
2
Попутный вертолёт перед посадкой сделал круг,
Но промахнулся, оставляя сушу справа.
В болотце приземлился, предлагая в пять минут
Покинуть борт и насладиться прелестью
Придуманного нами туристического рая.

Туристы дружно побросали рюкзаки,
К воде пригнулись, от винта спасаясь,
Последний раз рукой махнули "стрекозе",
Поклон приветствия влюблёно подарив тайге,
У Изиг-Суга ночью звездопадом восхищаясь.

А утром, спрятав лишний груз в траве,
Поправив рюкзаки, под солнцем знойным
Пустились в путь, желая до ночи пройти,
Почувствовать все трудности неблизкого пути,
Чойган увидеть - место у Тывы святое.

Равнина кончилась. Мы шли меж гор.
Нам реки бурные встречались на пути.
Нас окружавший мир лесной
Околдовал своей таёжной красотой и чистотой
Природной, бесценное наследие Тывы мы обрели.
Какое чудо - жизнь в земном раю!
Источники с живой водой энергию здоровья излучали
Мы поднимались в горы, где катались на снегу,
Мы видели начало жизни рек великих наяву,
Мы нарушали мест покой и потому,
Нас духи гор однажды горстью града закидали.

Семь дней туристы - баловни судьбы,
Семь дней положенных мы провели на суше.
Священному Чойгану благодарны все
За сказочный приём в таёжном тупике,
Вселял который культ природы в человеческие души.
3
Обратный путь на крыльях мы прошли.
Олени дикие нам уступали тропы,
Прощайте, километры пешего пути,
Нас ждут катамараны, вёсла у реки
Кызыл нас ждёт за сотни километров.

Река, прохлада, тишина,
Рыбалка, солнце - в общем благодать!
За две недели водного пути
Семьсот нам удалось "на грудь принять".

Пороги научились проходить.
Завалы научились обходить.
В бурлящий и ревущий водопад
Мы прыгали, вот это был отпад!

В палатках ночевали мы в тайге.
Однажды ночью плыли по реке
И любовались звёздами в тиши:
Гребли, дремали, спали,
Но вперёд всё шли,
Сопровождаемые стаями утят.
Под неустанным взором коршунов,
Порой и медвежат
Оставили мы за спиной пути,
Озёра изумрудные, красавцы кедрачи.

Студёная, прозрачная, весёлая вода
Нас освежала и была добра,
И вот фрагмент подробный водного пути,
Пишу о двух, другие пожелал я обойти.

4
Поток воды стремительный меж гор
Пройдя нелёгкий путь, он Хам-Сыру питает
Мы вызов бросили невестке озорной,
Которая в великий Енисей впадает.

На вызов Хам - Сыра лишь усмехнулась,
Катамаран чуть приподняла на своей волне
И в пене студенистых брызг отвага наша
Как-то быстро захлебнулась.

Добавил страха и волнений крупный дождь:
Саяны не хотели с нами расставаться,
И Хам-Сыра, порогом преграждая путь,
Потребовала нас, туристов, (в жертву) здесь остаться.

Направив армию из волн, в которой каждый воин
Окатил нас леденящей душу влагой,
Гребцов заставила река "сушить весло",
Без управления неся "четвёрку", устрашая дракой.

Но чудо! Как без чуда в той борьбе!?
Под зонтиком, без спасжилета девочка дрожала.
Надеждой звали. Вот ирония в судьбе!
Её волшебное свечение на Хам - Сыре
Хозяйка гор Саяна увидала.

Задумалась царица неспеша,
Припоминая, очевидно, своё детство,
Приблизилась и посмотрела девочке в глаза
Оценивая меж собой различье.

И что-то близкое, родное увидав,
Саяна приняла великое решенье:
"Да пусть плывут гондолы по воде.
Им под водой я не заказывала места!"

Стихия отступила, и порог остался позади,
Гребцы притихли, не сбавляя скорости движенья,
Задумались на миг о пройденном пути,
И помолились богу в мыслях за спасение.
5
Перед глазами эпизод ещё один,
Течение реки несло гондолы браво.
Команда прозвучала:
" Поворот! Держись все, как один!"
Катамаран качнуло резко вправо.

Команды той я не услышал. Было так
В какой-то миг и место без гребца осталось
Лишь помню, как качнулся на волнах,
Затем, как камень, погружался в воду: "МАМА!"
Потом, как рыба под водой зимой,
Искал, где всплыть, чтоб надышаться кислородом.
Когда ж мои глаза открылись над водой,
Мои друзья уже искали меня взглядом.
И знак вопроса исчезает сам собой.
Весёлый смех Купальщик снова рядом!
6
Поход окончен. Перевал нас ждёт.
Саяна радугой украсила своё величье
Тыва, прощаясь, говорила:
"Жойгон Вас ждёт! Саяны ждут!"
Великий Енисей Вас отпускает не навечно".

Я описал события не все.
Турист в походе - каждая минута- приключенье,
Особенно когда турист в глухой тайге,
То каждый миг имеет для него значенье.

Читатели мои, мой Вам наказ,
Для собственных произведений
Наберитесь чуточку терпенья,
И для фантазий каждому из Вас
Найдётся место в воображенье.

Для тех, кто мысленно уже в пути,
Не нужно долгих пояснений.
Закончу тем, что я в конце
Представлю Вам стихи девчат,
В которых о походе нашем,
Их выражено собственное мненье.

    ПЕСНЯ "ПОХОД В ТЫВУ"
(каждая строчка песни повторяется 2 раза)
1. Мы пошли в поход
На источники.
И сказали нам:
"Двадцать дней пути".
Припев:
Видно не судьба
К сентябрю приплыть.
И придётся нам
Школу позабыть.

2. Изиг-Суг, плывём,
Мы в поход идём
Там река шумит
И вода бурлит.
Припев:
Но не страшен он
Никому из нас.
Мы вперёд идём
Сухари грызём.

3.Дядя Вася гид,
Дядя Эдик кит,
Хариус в реке
Заглядение.
Припев:
За бортом - Антон
Под водой ворчит.
"Гребешок" огрел -
Вот крещение.

4.Хам-Сыру, плывём,
Водопад мы ждём,
А река несёт,
За собой зовёт.
Припев:
Водопад ревёт,
Там опасность ждёт.
Нам в обход идти
И плоты нести.

5.А грибов вокруг-
Объединение.
Ягод красный цвет -
Заглядение.
Припев:
Тётя Лена спит,
Тётя Оля бдит.
На костре уха
Быстро закипит.

6. Игорю во сне
Снятся сто гребков.
Мамы рядом нет
Плакать хочется.
Припев:
Утром нам опять
Глазки умывать,
Рюкзаки на плот -
Вновь движение.

7.Быстро мы плывём.
Вот и в Ырбане.
Скоро проплывём
Испытание.
Припев:
Нам вперёд идти,
Нам три дня грести.
Вот и кончится
Кочевание.

8.Я Вас всех люблю,
Честно говорю,
Но придётся нам
Всем разъехаться.
Припев:
Не забудем мы
Ночи у костра,
Спальник на камнях,
Мошкару в ушах.

9.Будем мы скучать,
Но уверенны:
Скоро встретимся
На источниках.
Припев:
Видно, нам судьба
По Тыве пройти,
На Жойгоне быть,
Путь наш повторить.

10.Катя с Варей Вам
Пропоют опять
Песню о тайге
С выражением.
Припев:
Видно, нам судьба
На Саянах быть,
У источников
Песню повторить.

© Copyright: Сергий Сергеич, 2014
Свидетельство о публикации №114041310675


ГАЗЕТЫ ПИСАЛИ:

Газета Аргументы и Факты
http://www.perm.aif.ru/gorod/infrastructure/117472
11:51 01/12/2009
Юрий Токранов 0 38

Пилот и пассажиры частного самолета, упавшего в Перми, «родились в рубашке»
Степени везения этих людей можно позавидовать, хотя вряд ли кому-то захочется на себе повторить подобный
Вечером в понедельник Пермский МРСО Уральского следственного управления на транспорте всё ж таки возбудил уголовное дело по поводу воскресного крушения в Закамске легкомоторного самолёта Cessna-182, осуществлявшего рейс из Йошкар-Олы в Новокузнецк. Формулировка стандартная – нарушение правил безопасности движения и эксплуатации (часть 1 статьи 263 УК РФ).
   Гвозди бы делать из этих людей
Напомним, 29 ноября чувашский бизнесмен, владелец ООО «Поволжская электротехническая компания» и ряда других фирм Эдуард Лосеев, 1961 года рождения, вместе с 10-летним сыном Мишей Васильевым вылетел на личной «Сессне» из марийской столицы, где борт приписан, в отроги Кузнецкого Алатау. Сопровождали Лосеева его старый друг, единомышленник и тоже предприниматель Александр Обожгеев, в 2009-м отметивший уже полвека, и 43-летний программист, он же – фотохудожник, Илья Степанов, недавно вернувшийся из путешествия по северной Индии. Все четверо – жители Чебоксар, а на юг Западной Сибири отправились, чтобы покататься на горных лыжах и сноубордах. Хотя приключения, увы, начались гораздо раньше.
   Зацепились за ветки
Вместо того, чтобы миновать Пермь, Лосеев, кстати, прежде лётчик гражданской авиации, неожиданно запросил диспетчерскую службу Большого Савино на предмет вынужденной посадки в связи с неполадками в двигателе. Но поняв, видимо, что до аэропорта не дотянет и может не перелететь даже через Каму, решил планировать на увиденную внизу дорогу по улице Гальперина в Кировском районе, идущую между колюче-проволочными заграждениями порохового завода и его же железнодорожной веткой. По свидетельству очевидцев, самолёт с неработающим мотором плавно снижался и вполне способен был успешно приземлиться, если бы не зацепил крылом верхушки деревьев.
А так он резко оборвал траекторию движения и рухнул на рельсы. При последующем ударе летательный аппарат развалился, пилот, ребёнок и фотограф отделались повреждениями средней тяжести и сотрясениями мозга, Обожгеев же получил переломы бёдер, предплечья, закрытую травму живота с разрывом селезёнки. Впрочем, несмотря на это, после операции хирурги МСЧ №11 уже не видели какой-либо угрозы для жизни основного потерпевшего. Короче, степени везения чебоксарцев можно позавидовать, хотя вряд ли кому-то захочется на себе повторить подобный кульбит.
 
   Особое свойство крови
Такая удача – дело случая, ведь даже разлившийся при аварии керосин не загорелся. А уж то, что мимо как раз проезжал водитель пермской редакции одного из федеральных изданий, – вообще совпадение из ряда весьма подозрительных. Пусть коллеги не обижаются, никто же не утверждает, что произошедшее – их рук дело: просто приходится констатировать исключительную неординарность ситуации. Впрочем, перелопатив за минувшие сутки буквально гору информации о Лосееве и его родных и друзьях, невольно склоняешься к мысли, что способность выкручиваться даже из безнадёжных положений – у него в крови.
И даже передалась по наследству детям: старший, 29-летний сын Антон по прозвищу Фунтик в отрочестве при занятиях лыжами заработал компрессию шейных позвонков, но затем вернулся в спорт. Три года назад занял второе место на всероссийских соревнованиях по кайтингу («доска» движется вперёд по водной или другой поверхности вслед за парашютом), сейчас – председатель республиканской чувашской федерации кайтинга и виндсерфинга. Сам же Эдуард также не прочь погонять на серфе под парусом, развивая скорость под 90 км/ч и выше и почти повторяя на воде авиационные фигуры высшего пилотажа.
   Лёгкого выздоровления!
Среди российских владельцев-пилотов частной авиатехники Эдуард Лосеев слывёт человеком-легендой. Несколько лет назад он дошёл до Верховного суда в отстаивании своего права не получать перед каждым вылетом сигналы государственного радиолокационного опознавания и не ставить на личный самолёт соответствующую дорогостоящую аппаратуру. И выиграл, заставив Минтранс частично переписать Наставление по производству полётов в гражданской авиации, не менявшееся с 1985 года.
Лосеев вообще часто побеждает – натура-то бойцовская. Помнят в Чебоксарах одну историю: строго говоря, предосудительную, но – тем не менее.
Как-то фискальные органы Чувашии, проверив принадлежавшее ему ООО «ТрансКорАвиа», выявили в период с дефолта 1998-го по 2000-й сокрытие налогов в размере 585 тысяч 788 рублей и назначили дополнительно пеню в 515 832 рубля плюс штраф в 117 157 целковых. Взять столь огромные тогда деньги Лосееву было негде, личной вины за причины начёта он не чувствовал, а потому в считанные дни фирму взял и обанкротил. Когда налоговики пришли за деньгами, брать с неё уже оказалось нечего.
Так чего же в минувшее воскресенье костлявая от такого-то человека хотела – он ведь и тут выкрутился. Да и остальных, собственно, своей удачливостью прикрыл. Счастливого им всем выздоровления!
   Глухие телефоны
Забавно, но факт: в ряде средств массовой информации после известия о крушении началась неразбериха с названием самолёта. В одной редакции плохо расслышали по телефону слово «Сессна», и в результате напечатали «Техно». Ещё веселей ошиблись в пресс-службе регионального управления МЧС: в разосланном коллегами релизе марка летательного аппарата обозначалась как «РАСТО-1-8Г», что весьма всех напрягло, поскольку таких самолётов никто в мире не производит. И лишь при внимательном изучении снимков с места событий загадку удалось решить: непонятное «РАСТО-1-8Г» оказалось просто бортовым номером RA-101-8G.

Previous Entry | Next Entry
https://elenra.livejournal.com/11770.html
Упал частный самолёт
Nov. 29th, 2009 at 6:22 PM
   ЧП произошло 29 ноября примерно в 13-25 по местному времени. Частный четырехместный самолёт с тремя пассажирами и пилотом совершил аварийную посадку в районе северных проходных «Пермского порохового завода». Люди живы. Сейчас все находятся в больницах города. 
   В 13-15 по местному времени диспетчер аэропорта «Большое Савино» принял сообщение от пилота самолёта, летевшего из Йошкар-Олы в Омск (по другой версии в Новокузнецк). 48-милетний Эдуард Лосев сообщил об отказе двигателя и запросил аварийную посадку. Однако долететь до аэропорта он не успел и приземлился на железнодорожных путях на улице Гальперина в 100 метрах от северных проходных порохового завода. 
   Очевидец: «Идём с сестрой с дачи. Смотрю, ни шума, ничего, думал, садиться будет. Он планирует, мы только прошли, он без шума, как на лыжах прокатился, легонько сел. Не было ни огня, ни взрыва. И сразу с завода выбежали люди, и нас уже не пускают». 
   Очевидец: «Он задел деревья, его развернуло, и он упал». 
   Слова очевидцев подтверждает и транспортная прокуратура. Во время посадки двигатель самолёта уже не работал.
   Сергей Шаврин, начальник пермской линейной УВДТ на железной дороге, воздушном и водном транспорте: «Они совершали планирование. Если бы не деревья, самолёт совершил бы планирование. Самолёт лёгкий, 700 кг, с пассажирами – около тонны». 
   Фамилии пострадавших: 
1. пилот Лосеев Эдуард Николаевич (г. Чебоксары), 1961 г.р.
2. сын пилота – 10-тилетний Миша Васильев
3. Степанов Илья Михайлович, 1967 г.р.
4. Обожгеев Александр Николаевич, 1959 г.р.
   Взрослые находятся медсанчасти № 11, один из взрослых в тяжёлом состоянии в реанимации. Ребёнка увезли в детское отделение областной клинической больницы. С собой пассажиры везли горнолыжное оборудование. 
   Самолёт частный. Марки Цессна. (22 года назад на самолёте этой же марки 19-ти летний гражданин ФРГ Матиас Руст совершил демонстративную посадку на Красной площади)

https://www.aviaport.ru/digest/2012/09/11/240420.html
CESSNA ЗАБЛУДИЛАСЬ В ДВУХ СТАТЬЯХ
В действиях пилота нашелся другой состав преступления
   Следственные органы СКР прекратили уголовное дело по факту падения самолета Cessna182Q в Перми 29 ноября 2009 года, в результате чего пилот и трое пассажиров получили травмы, позднее один из них скончался. В ходе расследования в действиях пилота Эдуарда Лосеева не было обнаружено состава преступления по ч. 2 ст. 263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека). Тем не ме­нее, теперь господину Лосееву может грозить уголовная ответственность по ст. 266 УК РФ из-за недоброкачественного ремонта воздушного судна и выпуска его в эксплуатацию. Как установил МАК, самолет упал из-за остановки двигателя, вызванной утечкой масла. Причиной этой неполадки могла стать замена маслофильтра, которую производил Эдуард Лосеев.
   Пермский межрайонный следственный отдел Уральского СУ на транспорте СКР прекратил уголовное дело по ч. 2 ст. 263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека) по факту авиапроисшествия с самолетом Cessna 29 ноября 2009 год в Кировском районе Перми. Как рассказали собеседники в правоохранительных органах, дело прекращено в связи с отсутствием состава преступления в действиях пилота Эдуарда Лосеева. По данным источников, следователи МРСО передали материалы в следственные органы ЛУВД на транспорте, где действия господина Лосеева будут проверены на наличие признаков преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 266 УК РФ (недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск в эксплуатацию с техническими неисправностями, повлекшие по неосторожности смерть человека). В соответствии со ст. 151 УПК РФ, предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ст. 266 УК РФ, производится следственными органами МВД.
   Напомним, частный самолет Cessna 182Q разбился 29 ноября 2009 года в 13:17 местного времени при попытке совершить вынужденную посадку на улице Гальперина, недалеко от ФКП "Пермский пороховой завод". За несколько минут до этого пилот запросил разрешение для посадки в пермском аэропорту Большое Савино, а после сообщил об отказе двигателя. На борту Cessna, помимо пилота Эдуарда Лосеева, находились Александр Обожгеев, Илья Степанов и его сын Михаил. Все они получили травмы различной степени тяжести. 11 декабря господин Обожгеев скончался в реанимационном отделении краевой клинической больницы.
   Как показало расследование международного авиационного комитета, непосредственной причиной остановки двигателя стало нагревание его узлов и деталей из-за недостаточного уровня масла в его маслосистеме. Двигатель типа SR305-230-1 французской фирмы SMA был установлен на самолет в январе 2008 года. При этом ни командир воздушного судна, ни механик, обслуживающий самолет перед его последним полетом, не имели допуска к обслуживанию двигателей данного типа. Тем не менее, 21 ноября ими была произведена замена масла и маслофильтра в рамках выполнения регламентных работ.
   При осмотре фрагментов самолета и двигателя после авиа­происшествия были обнаружены многочисленные следы масла на нижней части фюзеляжа воздушного судна, а также следы подтекания масла из маслофильтра. После вскрытия фильтра было установлено, что уплотнительное кольцо, которое обеспечивает герметичность между фильтром и крышкой, частично разрушено. Специалистами компании SMA было установлено, что само кольцо не соответствовало спецификации компании, а его разрушение могло быть вызвано нарушением технологии замены фильтрующего элемента масляного фильтра. По мнению экспертов, в ходе полета находящееся под давлением масло могло начать вытекать из фильтра наружу в месте поврежденного участка уплотнительного кольца. Это привело к увеличению температуры узлов и деталей двигателя и его последующей остановке.
   При расследовании выяснилось, что ранее на двигателе был произведен ремонт кустарным способом, при котором применялись самодельные и не соответствующие сертификации производителя элементы. Также в предварительном отчете МАК говорится, что при проверке техники пилотирования на допуск к самостоятельным полетам в качестве КВС воздушного судна подобного типа и на присвоение квалификации пилота-любителя не выполнялся полет при имитации отказа двигателя. Проверка проводилась в рамках программы переподготовки летного состава в Казанском авиационном учебно-тренажерном центре в сентябре 2009 года.
   Источники в правоохранительных органах отмечают, что деяние по ч. 2 ст. 266 УК РФ предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы. "Таким образом, оно относится к преступлениям средней тяжести, то есть шестилетний срок давности привлечения к ответственности еще не истек", - отметил собеседник "Ъ". По его словам, в ходе расследования уголовного дела следственными органами СКР господин Лосеев настаивал на том, что никаких уголовно наказуемых деяний при эксплуатации воздушного судна он не совершал.

ДОПОЛНЕНИЕ от 3 961 просмотр  8 окт. 2020;г.
В 106 выпуске FlightTV мы рассказали о первом покупателе серийного самолёта-амфибии Борей, Эдуарде Лосееве из Чебоксар. В рамках одного сюжета невозможно вместить все рассказанные у костра истории. Поэтому публикуем расширенную версию интервью с Эдуардом для всех интересующихся гидроавиацией и авиационными путешествиями по удалённым местам России.
Если у вас появятся дополнительные вопросы, электропочта Эдуарда alex7173@rambler.ru


Застать Эдуарда Лосеева было нелёгкой задачей. Он путешествовал на «Borey» практически все лето и все свои отпуска – дважды на Borey за год слетал из Чебоксар на Кольский полуостров, дважды в район Нарьян-Мара. Был на Азовском и Чёрном морях, на Балтике, на Алтае и в Саянах. Эдуард мечтал об авиации с детства, причём именно о малой. Больше 20 лет отработал командиром Ан-2 в «Аэрофлоте», на большие самолёты даже не тянуло. После того, как его сократили в начале 90х, практически случайно попробовал пилотировать в Мячково первую в России 172 цессну. Так бывший КВС Ан-2 стал частным пилотом. Купил себе сначала 172 цессну, затем поменял её на 182. И стал летать для себя. Перегонял самолёты из США, посетил на своём самолёте половину российских регионов. Был доволен своей цессной и не думал о каких-то других самолётах. А Борей появился случайно – после знакомства с «Аэроволгой» и полётов на Ла-8. Разница с привычными ему сухопутными самолётами открыла для него новый мир. Это была уже не цессна, которой требовались аэродромы, а самолёт, на котором можно летать в любую глушь. Эдуард, по его словам, почувствовал себя человеком, который пересел с автомобиля на внедорожный байк.
Борей позволил ему заново посмотреть для себя Россию. У него появилась возможность посмотреть всю страну в буквальном смысле, не привязываясь к аэродромам.
Например, в Саянских горах, как и в других таёжных местах, нет дорог, и мало площадок, куда можно сесть на вертолёте. Зато на «Борее» с его разбегом и пробегом по воде в 200 метров подходит практически любое горное озеро. С точки зрения пилотирования «Борей» очень прост. Главное здесь – освоить посадки и взлёт с воды. Эдуарду, например, хватило пару десятков взлётов и посадок на воде, а к хвостовому колесу командиру АН-2 не привыкать.
Себестоимость лётного часа у «Borey» примерно 3500 рублей. 14-18 литров 95 автобензина по 50 рублей за литр на час полёта. Расходы на масло Эдуард практически не считает – его «Ротаксу» нужно существенно меньше, чем Лайкомингу на цессне.  Штатный топливный бак в «Борее» - 90 литров, при экономичном режиме 6 часов в воздухе. Эдуард попросил завод поставить дополнительный бак на 60 литров и увеличил время полёта без посадки до 9-10 часов или около 1400 км. При этом на грузоподъёмности «Borey» это практически не сказалось. Официальное ограничение в 650 килограммов максимальной взлётной массы сделано под сертификационные требования LSA. Вопреки распространённому мнению о том, что амфибия заведомо проигрывает в грузоподъёмности сухопутным аналогам, «Borey» с багажником в половину кубометра в носовой части и ещё примерно кубометру пространства за креслами может поднимать кроме двух мужиков и полных баков ещё 100 килограммов багажа. В сумме полезная нагрузка до 350 кг – практически столько же, сколько он сам весит.
Если вам интересно открыть для себя мир таёжной природы или нужен самолёт для водных поверхностей – на «Борее» можно отправляться хоть в кругосветку. Что и было продемонстрировано командой «Аэроволги» в 2018 году – «Борей» стал первой двухместной амфибией, с двумя пилотами на борту пролетевшей вокруг Земли по Северному Полярному Кругу.