Paul McCartney. Liverpool Oratorio. Aкт 2 - Школа

Евген Соловьев
Эквиритмический перевод "Ливерпульской Оратории" (1991) Пола МакКартни (Paul McCartney).
Послушать фрагменты можно здесь:

Действие II - ШКОЛА

(Посмотреть:
УЧЕНИКИ
Сейчас мы в школе, здесь образование получим, да, сумеем мы.
Законы и шаги цивилизации изучим, да, взрослеем мы.
Не для себя мы, но для мира рождены.
Родной наш город - Ливерпуль.

Невежество нас, как чахотка, говорят учителя, должно сгубить.

ШЕНТИ (изгнанный)
Но понял я, оглядывая прошлое, важней всего - "баклуши бить".
И не для мира - для себя мы рождены.
Родной наш...

ШЕНТИ и УЧЕНИКИ
...город - Ливерпуль.

УЧЕНИКИ
Ни Бирмингем,
Ни Эдинбург.
Не Манчестер
И Сандерленд.

ШЕНТИ
То, что здесь ты был рождён,
Налагает некую ответственность.

УЧЕНИКИ
Полезна школа нам...

ШЕНТИ
...Полезна школа только тем, кто среди книг корпят.
Вы жизнь лишите смысла...

УЧЕНИКИ
...Не рискнём дерзить - учителей пугает взгляд.
Не для себя мы, но для мира рождены.
Родной наш город - Ливерпуль.

ШЕНТИ
Не Ковентри,

ДИРЕКТОР
Не Солихал.

УЧЕНИКИ
Не Скарборо.

ШЕНТИ
Не Инвернесс.
То, что здесь ты был рождён,
Налагает некую ответственность.

ДИРЕКТОР
Строго в один ряд выйдем из класса,
Вниз по лестнице на спортплощадку.

УЧЕНИКИ
За ворота, через двор
И через кладбищенский забор,
Где, под горкой, плит могильных
Ждёт манящее тепло.

Отдыхай.
Отдыхай.
Пусть день солнечный течёт.
Отдыхай.
Отдыхай.
Лучше места нет подремать.

(ШЕНТИ засыпает на могильной плите и видит сон)

ШЕНТИ
Полон смятенья,
Ввергнут в виденья,
Слушаю голос души.
Сны о грядущем,
Прошлого тени ушли.

Перемещаясь,
Вверх поднимаясь
Силой неведомых рук,
Где-то в грядущем,
Прошлого тени вокруг.

МУЖСКОЙ ХОР (духи)
Ведь ты спишь среди нас,
Мы - в твоём сне,
Что хочешь? Кто звал нас?
Что там вовне?
Сны наши тревожа,
Торопишь ли?

ШЕНТИ
Тени пришли!
В тряске вращаясь,
Я приобщаюсь
К тайнам, что лучше б не знать.
Можно ль по-проще?
Так для чего мне страдать?

МЭРИ ДИ (как дух)
Я не покину,
Буду всегда здесь,
Частью твоей став души.
Сны о грядущем,
Прошлого тени ушли.

ЖЕНСКИЙ ХОР (духи)
Ведь ты спишь среди нас,
Мы - в твоём сне,
Что хочешь? Кто звал нас?
Что там вовне?

ВЕСЬ ХОР (духи)
Сны наши тревожа,
Торопишь ли?

ШЕНТИ и МЭРИ ДИ (как дух)
Тени пришли!

(Позже, снова в школе)
(Посмотреть:
ДИРЕКТОР
Ребята, это ваш учитель.
Её зовут мисс Инкли.
Она преподаёт испанский.
Она была на войне,
Сражалась в войсках.
Зовите её "сэр"!

УЧЕНИКИ
Сэр?

МИСС ИНКЛИ
Сегодня для начала
Мы выучим песню
На иностранном языке.
Повторяйте за мной
Все мои слова.
А теперь начнём...

Tres conejos

УЧЕНИКИ
Трес конЕхос

МИСС ИНКЛИ
En un arbol

УЧЕНИКИ
Эн ун Арбол

МИСС ИНКЛИ
Tocando

УЧЕНИКИ
ТокандО

МИСС ИНКЛИ
El tambor

УЧЕНИКИ
Эль тамбОр.

МИСС ИНКЛИ
Que si

УЧЕНИКИ
Кей си

МИСС ИНКЛИ
Que no

УЧЕНИКИ
Кей но

МИСС ИНКЛИ
Que si. Lo he visto yo.

ДИРЕКТОР
Хм!

МИСС ИНКЛИ
Tres conejos
En un arbol
Tocando
El tambor.
Que si
Que no
Que si. Lo he visto yo.

ШЕНТИ и УЧЕНИКИ
Tres conejos (Tres conejos)
En un arbol (En un arbol)
Tocando (Tocando)
El tambor (El tambor)
Que si (Que si )
Que no (Que no)
Que si. Lo he visto yo. (Que si. Lo he visto yo)

УЧЕНИКИ
Tres conejos

МИСС ИНКЛИ
Три кролика

УЧЕНИКИ
En un arbol

МИСС ИНКЛИ
На дереве

УЧЕНИКИ
Tocando

МИСС ИНКЛИ
Били

УЧЕНИКИ
El tambor

МИСС ИНКЛИ
В барабан

УЧЕНИКИ
Que si

МИСС ИНКЛИ
Зачем?

УЧЕНИКИ
Que no

МИСС ИНКЛИ
Почему - нет?

УЧЕНИКИ
Que si.
Lo he visto yo.

МИСС ИНКЛИ
Зачем? Я видел сам.

ДИРЕКТОР
Хм!
Tres conejos
En un arbol
Tocando

ШЕНТИ и ДИРЕКТОР
El tambor.

ДИРЕКТОР
Que si

ШЕНТИ
Que si

МИСС ИНКЛИ
Que ...

ВСЕ
No.
Que si
Lo he visto yo.

УЧЕНИКИ и ХОР
Не для себя мы, но для мира рождены.
Родной наш город - Ливерпуль.

ДИРЕКТОР
Ни Бирмингем,

МИСС ИНКЛИ
Ни Эдинбург.

УЧЕНИКИ
Не Манчестер

ШЕНТИ
И Солихал.

УЧЕНИКИ и ХОР
То, что здесь ты был рождён...

УЧЕНИКИ и ЖЕНСКИЙ ХОР
Налагает некоторую...

МУЖСКОЙ ХОР
Налагает некоторую...

МИСС ИНКЛИ и ДИРЕКТОР
Налагает некую ответственность.
--------------------------------------------------------
MOVEMENT II - SCHOOL

BOYS
We're here in school today to get a perfect education, yes, we're going up.
We're keen to learn the rules and laws that civilization taught us, yes, we're growing up.
Not for ourselves, but for the whole world were we born.
And we were born in Liverpool.

Our teachers say that ignorance will always drag us down, it's like a nagging cough.

SHANTY (thrown away)
But I can say that looking back, the most important thing I found was sagging off!
Not for the whole world, but for yourself were you born.
And you were...

SHANTY and BOYS
Born in Liverpool.

BOYS
Not Birmingham
Nor Edinburgh.
Not Manchester
Or Sunderland.

SHANTY
Being born where you were born
Carries with it certain responsibilities.

BOYS
This school is good for us...

SHANTY
This school is only good for those who want to learn from books.

You'll lose your sense of purpose...

BOYS
But we dare not answer back, we're scared of teacher's looks.
Not for ourselves, but for the whole world were we born.
And we were born in Liverpool.

SHANTY
Not Coventry

HEADMASTER
Or Solihull.

BOYS
Not Scarborough

SHANTY
Nor Inverness.
Being born where you were born
Carries with it certain responsibilities.

HEADMASTER
Walk in single file out of the classroom,
Down the stairs and into the playground.

BOYS
Through the school gates,
Cross the road, and over the cemetery fence,
Down the hill to where the grave-stones
Lie inviting in the sun.

Settle down.
Settle down.
Let the afternoon slip by.
Settle down.
Settle down.
It's the perfect place for a kip.

(Shanty falls asleep on a grave-stone and dreams)

SHANTY
Kept in confusion,
Trapped by illusion,
Thinking of speaking my mind.
Dreams of the future,
Ghosts of the past left behind.

Constantly drifting,
Endlessly lifting
More weight than one man can bear.
Into the future,
Ghosts of the past everywhere.

MEN'S CHORUS (ghosts)
You're sleeping amongst us,
We're in your dream,
Who are you?
Why call us?
What does this mean?
Disturbing our slumber,
You move so fast.

SHANTY
Ghosts of the past.
Tossing and turning,
Somehow I'm learning
Secrets I'd rather not know.
Can't it be simple?
Why does it have to be so?

MARY DEE (as ghost)
I ll always be here,
I ll never leave you,
I ll always be in your mind.
Dreams of the future,
Ghosts that the past left behind.

WOMEN S CHORUS (Ghosts)
You re sleeping amongst us.
We re in your dream.
Who are you?
Why call us?
What does this mean?

FULL CHORUS (ghosts)
Disturbing our slumber,
You move so fast.

SHANTY and MARY DEE (as ghost)
Ghosts of the past.

(later, back in school)

HEADMASTER
Boys, this is your teacher.
Her name is Miss Inkley.
She will teach you Spanish.
She was in the war
Fighting with the troops.
You may call her Sir!

BOYS
SIR?

MISS INKLEY
First of all today
You will learn a song
In a foreign tongue.
You will follow me
As I say the words.
We will now begin...

Tres conejos

BOYS
Tres conejos

MISS INKLEY
En un arbol

BOYS
En un arbol

MISS INKLEY
Tocando

BOYS
Tocando

MISS INKLEY
El tambor

BOYS
El tambor.

MISS INKLEY
Que si

BOYS
Que si

MISS INKLEY
Que no

BOYS
Que no

MISS INKLEY
Que si.
Lo he visto yo.

HEADMASTER
Ahem!

MISS INKLEY
Tres conejos
En un arbol
Tocando
El tambor.
Que si
Que no
Que si.
Lo he visto yo.

SHANTY and BOYS
Tres conejos
En un arbol
Tocando
El tambor.
Que si
Que no
Que si.
Lo he visto yo.

BOYS
Tres conejos

MISS INKLEY
Three rabbits

BOYS
En un arbol

MISS INKLEY
In a tree

BOYS
Tocando

MISS INKLEY
Playing

BOYS
El tambor

MISS INKLEY
The drum.

BOYS
Que si

MISS INKLEY
Why yes

BOYS
Que no

MISS INKLEY
Why no

BOYS
Que si. Lo he visto yo.

MISS INKLEY
Why yes. I have seen it,

HEADMASTER
Ahem!
Tres conejos
En un arbol
Tocando

SHANTY and HEADMASTER
El tambor.

HEADMASTER
Que si

SHANTY
Que si

MISS INKLEY
Que. ..

ALL
No.
Que si
Lo he visto yo.

BOYS and CHORUS
Not for ourselves,
But for the whole world were we born.
And we were born in Liverpool.

HEADMASTER
Not Birmingham

MISS INKLEY:
Nor Edinburgh.

BOYS
Not Manchester

SHANTY
Or Solihull.

BOYS and CHORUS
Being born where you were born

BOYS and WOMEN'S CHORUS
Carries with it certain responsi..

MEN
Carries with it certain responsi..

MISS INKLEY and HEADMASTER
Carries with it certain responsibilities.