о фильме 1408

Волк Алексей
ОБЗОР ФИЛЬМОВ ПОСВЯЩЁННЫХ СИЛЕ БЕЗМОЛВИЯ

"Какой-то умник говорил о банальности зла... если это правда, то я на седьмом круге ада. Это ужасно."

"Пять это пять, восемь это восемь."
цитаты из фильма

1408

«Я не верю ни в мертвецов, ни в вампиров, ни в прочую нечисть… и в привидения я не верю тоже», приблизительно так говорил герой фильма(по сюжету писатель), изрядно горевший желанием провести ночь в комнате 1408  и  не догадывающийся о том, что встретиться ему там придётся с ПРОСТО «ничем». С первоосновой того, что все эти страхи порождает. Иными словами с пустотой, а ещё проще с самим собой. С тем, что он сам себе навоображает – то и наматериализуется. То, во что он свою жизнь превратил, то в реальности
и воплотится. Комната 1408 всего лишь создаёт такие БЕЗАППЕЛЯЦИОННЫЕ условия, где человек остаётся наконец то, один на один с самим собой.
Кастанеда писал, что это от самого человека зависит, то какой будет его жизнь: или бесконечным чудом, или бесконечным кошмаром; но цивилизованный человек живёт,
большей своей частью, в мире стрессов и смутно - подспудных желаний… так что к кошмарам у него напрямую все предпосылки лежат. Годам к тридцати они уже так прямо и просятся выплеснуться наружу.
Сроки здесь, понятное дело, условны... В основном же, происходит это тогда, когда осознаёт человек всю бесполезность своих чаяний, мечтаний, доминационных нужд...
И это вне зависимости оттого сбудутся они или нет.
А мечтания, они на чём основаны? Правильно, на желании, так или иначе,
но преобладать, превалировать над остальным.
И не надо спорить(мудрые гуру вальсирующие с атманов по вселенной здесь, разумеется, в расчёт ни берутся).  Пускай  же уже появится чётко осознающий свои действия, эгоист так или иначе, чем подсознательно себе не признающийся в этом идиот - романтик.
Проблема лишь в том, что всё имеет свою тенденцию накапливаться и надоедать и
человек просто напросто устаёт, вот он и становится на порог того, что или всё всем простить
и начать ПРОСТО жить или... или, незнаю, или.  Просто жить сложно. По большему своему счёту человек продолжает жить не пойми как, заваливая себя делами, проблемами, всем прочим насущным, благо сделать это нетрудно если (конечно же) дело ещё не доходило до совсем уж клинических коллапсов... 
А тут комната 1408.
 
Проникает пустота(как осознание бессмысленности всего вообще) – исчезает эго – думать не можешь(эффект сравним с галоперидолом) – разум непонятно где – дурные мысли(вследствии того, что вся жизнь соткана из недомолвок и противоречий) - мольба о том, чтобы только умереть, но не сойти с ума - безграничный(не в кавычках будет сказано) ужас - самоубийство(инсульт или инфаркт). Самовыпиливание.
Замечу, что "бессмысленность" здесь весьма условное понятие. В глубине души человек понимает, что, впринципе, ничто не бессмысленно, но вот пройти через это, может, увы, далеко не каждый. Упор прессинга купируется в основном на одиночество. Полное и непреходящее. На том, что ты это всего лишь один только ты сам. И никого больше. На том, что ты не вырвешься из рамок самого себя, как бы ни старался...  Что отныне всё! Никаких тебе не местей, ни кровных обид, ни злобы, ни самопожертвований… Зачем? Всё равно же ведь это только в одном тебе происходит.
Осознание разума, как замкнутого круга. Пустота. Отчаяние и безысходность.
Герой смотрит в глазок и оттуда на него смотрит он же. Машет из окна увиденному в соседнем здании персонажу и обратно узнаёт в нём себя же.
Когда комната останавливает ещё и время (то есть один час повторяется до бесконечности) - начинается настоящий террор для психики.
И умирать страшно и жить ещё страшней.

Уверен, что кому-то подобное положение дел, в силу его молодого ещё тщеславия и
юной амбициозности, покажется пустяком, а то и вовсе подарком, но это только в мультфильме South Park, бессердечный эгоист Эрик Картман навеки останется бессердечным эгоистом Эриком Картманом - а на деле же  никто долго не сможет жить в вакууме самого себя, всем потребуется или выход или продолжение.

Показательно то, как в качестве репетиции перед всё более надвигающейся картиной ада, героя как-будто бы оглушает, идёт как-бы закупорка сосудов мозга, сужение волокон, удар по нейронам и уже дальнейшее вслед затем и неминуемое лишение мысленной, привычной уму жвачки и способности хоть что-то, но воспринимать. Мозг, проще говоря, как сплав  информации и любопытства зиждющийся на основе саморефлексии начинает терять свою актуальность. По достижении этого комната предпринимает теперь уже всё более и более весомые шаги по атаке на сам фундамент  человека каковым ни много, ни мало, является абстрактное мышление, то есть на основу основ, на сам несущий механизм.
Момент этот - как бы экивок в сторону реального положения дел происходящих в определённый время с нестабильной природой самого гомо сапиенса, это может быть и контузия, и органическое поражение, и просто сильное душевное потрясение... бесконечно чередующийся и дошедший до своего криза абстинентный синдром... Смысл же всех этих диагнозов - путаное прохождение мыслепотока сквозь осточертевшую уже и порядком подкромсаную, постоянно одну и ту же, картину мира. 

Весьма также примечательны моменты показа своеобразной, масштабированной карты местности, с одним только тонюсеньким светлым квадратиком посреди полностью забетонированного мраком отеля "Дельфин". Много в фильме таких моментов. То есть закупорка полная. Свободная в своём одиночестве личность эпохи потребления, достигшая, к своему огромному сожалению, преждевременного просветления.
Лев Толстой называл это "Арзамасским ужасом", Гоголь, думаю, к нему бы присоединился. Это из известных. У Толстого, кстати есть целая повесть рассуждений на эту тему "Заметки сумасшедшего", если не ошибаюсь.

Помимо общепринятой концовки "хэппи энда", в которой персонажу  удаётся таки выбраться из комнаты 1408,  в фильме есть и альтернативная, режиссёрская, надо думать,  концовка, в которой чётко ставятся все точки над "и" и даётся непримиримый на это ответ НЕТ.
Да и глупо было бы думать, что комната выдержавшая натиск стольких стихий, не предусмотрела совсем ничего против обыденного самого, что ни на есть, пожара. Пожара от бутылки со спиртным.
Позволительно будет сказать, что даётся некий намёк на "огонь изнутри", говоря, опять таки, по Кастанеде, на самосожжение всего накопленного в тебе негатива и на превращение этого негатива в силу. Думается так.
А зачем всё это, для чего? ("почему ты меня просто не убьёшь?")  Потому что у каждого человека есть право на выбор, о чём кстати в фильме тоже говорится. Либо "быстрая выписка" - суицид, либо "час за часом(год за годом) до бесконечности".
С определённой поры.

А что для вас лучше (цитируя ещё напоследок из Кастанеды): прожить всю свою жизнь ввиде суетливо мельтешащего мешка с мясом и костями или вы нацелены на большее? Вам даётся шанс познать ни с чем ни сравнимую бездонную палитру вечности...

Надо сказать, что все мы наконец - то дождались: создан фильм не просто столетия,
создан фильм эры, эпохи... Нашей с вами. И никак не меньше. Фильм вообще вне жанра.
"Сложившуюся ситуацию давно пора называть критической"