Безмолвствуют они, ограждены

Саша Трубников
Безмолвствуют они, ограждены своим собраньем полных сочинений.

И критиков почётный караул, высокую оценку воздающих

Той музыке великой, охраняет их, лаврами увенчанный, покой.


Ужель прошли былые времена и классики в злачёных переплётах

Иные слышат ритмы, хмуря брови, в кричащих звуках стереофонии?

Но если вновь гармонии мы жаждем и если их зовём - они приходят.


              ===   

   

___Иоган Себостьян БАХ.


Ещё не знали люди фортепиано. С шпицрутеном соперничал мушкет

И жизнь тащилась сонною каретой, а он уже пришёл, барокко гений,

Природы дар, в глухой и мрачный мир, чтобы раздвинуть музыки пределы.



В камзоле чёрном, с буклями парик и белый, словно снег, платок на шее.

А губы сомкнуты, готовы к испытанью безжалостной Судьбы ко всем живущим…

Так выглядит сейчас, спустя два века, из прошлого дошедший к нам портрет.



Причудливы истории капризы того, чьи "Страсти", словно хлам, пылились,

Забытые на полках у торговцев; беспечно "Бранденбургские концерты"

Сдавались по шести грошей за каждый и сбыт портрет старьёвщику за водку...



...О, если можно разумом услышать наш многолюдный современный город!

Таким, каким его с полёта видим - великое многоголосье жизни.

В той цельности парадных площадей, глядящих ввысь готических соборов.



Таков орган. Великий и могучий. Слышны в нем голоса земли и неба.

То инструмент-оркестр, грозный хор, чью суть души постигнув в совершенстве,

Он создавал свои произведенья, учителей в искусстве превзойдя.



Не для него в костюме гайдука прислуживать игрою на органе.-

Средь музыкантов первый виртуоз. Не в спорах дерзких с королями он

Духовное бессмертье обретёт, но в музыке живой, щемящей сердце.



И будет тот благословенный вечер и, словно сумрак, спустится печаль,

Когда коснётся клавиш он органа с зажжённою свечой в пустынной церкви.

И звуками наполнится пространство рождённой им великой скорбной "Мессы".



___Антонио ВИВАЛЬДИ


Вглядитесь в пожелтевшие листы. В написанных на них небрежно нотах,

Сокрыта сладкозвучная певучесть и солнечного мира торжество

Неомрачённой радости людской - ликующий поток волшебных звуков.



В одной руке молитвенник, в другой, как скипетр, он нотный свиток держит.

Его "Кончерто Гроссо" стоит "Мессы". Маэстро - плодовитый человек.

Теперь он знает почести иные - звучанье лучших мировых оркестров.



___Георг Фридрих ГЕНДЕЛЬ


Скользнул на бархат кресла блик огня. тень прошлого, являясь, исчезала.

Огромный у горящего камина сидит совсем ослепший человек.

"Орфей Италии", саксонец знаменитый, себе нашедший в Англии приют.



Ему и кардиналы, и монархи нередко льстили. Он был бесподобен.

Он гимны для Британии слагал, и недруг повторял его напевы…

Но трижды отвернулись от него былые покровители-друзья.



И в мантии, подобной королевской, теперь стоит он у органных труб,

Великий музыкант и композитор. И "Мессию" его громоподобно,

Торжественно поёт пред ним хорал и свет ему внимает восхищённо.



___Франц Иозеф ГАЙДН.


Он был меж двух веков и двух эпох. Что он успел в столь долгой, тихой жизни?

Что кроется в роскошных фолиантах, красивых, золоченых переплетах?

Почётный доктор многих академий, зачем он в мир пришёл, писал и жил?



Затем, что облекал он в радость звуки. Они ещё понадобятся миру,

Когда, вконец измучившись, оглохнет жестокий мир от воинских оркестров

И прочь уйдут житейские невзгоды, и добрые леса вновь зашумят.



Он начинал прозрачно, безмятежно, бродягою с улыбкой на устах.

Но вот уже доносятся раскаты далёких бурь его симфоний поздних,

Во всём величье мужественной силы, которой обладал его талант.



Вся жизнь его наполнена трудами: в кантатах вкрадчив, в менуэтах ласков…

Но век прошел и надо торопиться. Он пять, рукою старческой, проводит

Линеек нотных, пять дрожащих строчек, которые останутся пустыми...



      
___Вольганг Амадей МОЦАРТ.
   

Беспечный гений. Лёгкий и изящный. Прославленный и лаврами увенчан.

С доверчивою, доброю улыбкой, с серебреными пряжками на туфлях,

С косичкою парик, платок на шее - слыл влюбчивым и милым остроумцем.



Его дивертисменты украшали звучанием придворные гулянья.

И звуки лучезарной серенады витали над неблагодарной Веной,

Пресыщенною сонмом развлечений, искусством итальянских примадонн.



Когда творил он, музы умолкали. Звучанием прекрасным, небывалым

Всё заполняли звуки клавесина, касаемого чуткими руками.

"Он, Моцарт, - бог, и сам того не зная" - так сам Сальери скажет про него.



А сколько раз у клавиш клавесина салфетку комкал, вскакивал, садился,

Внезапно погружаясь в неподвижность, весь переполнен музыкой симфоний.

И музыка шедевром выливалась неудержно на нотные листы.



Как ураган, на оперную сцену, к очищенным страстям в те дни привыкшей,

Ворвался "Дон Жуан" непревзойдённый. Звучащею гармонией явилась

"Ночная серенада". И великий он "Реквием" родил, звезду таланта.



А "Первый" свой "Концерт для клавесина" он написал всего в четыре года,

Да так, что не любой из виртуозов умел его как следует исполнить.

В семь лет - симфонию и оперу - в двенадцать с высоким мастерством он написал.



Дворцы, кареты, залы в гобеленах, цари и принцы, герцоги и графы

Склоняются над ним в недоуменье. В неведенье своём он простодушен:

Ведь так проста игра импровизаций, как облечённым властью  - воевать…


 
Всё это в прошлом. Туфли истоптались, рубашка пожелтела, обносилась

И нет уж на лице того румянца и той обворожительной улыбки.

Печальный год. Бродяга, вечный странник, свой "Реквием" писал он для себя…



Тот зимний день спокоен был и снежен. На жалких, грязных дрогах гроб сосновый.

За ним спешащий, как в бреду, Сальери. Был гений мертв. Но музыка осталась

На испещренных нотами листах. "Как, мир, с детьми твоими ты жесток!"




___Людвиг Ван БЕТХОВЕН.


Четыре сокрушительных удара. Не голос одного, но сотен тысяч

Стеною неприступною восставших. Как будто ураган обрел сознанье

И волю грозной мощи миллионов в своем безостановочном движенье.



Он весь - порыв, великий триумфатор, глухой и вдохновенный полубог,

Беспечной современностью не понят. Ни  детство Моцарта, ни старость Гайдна

Неведомы ему, но приобщился он музыкой к звучанию вселенной.



...А по углам разбросанные ноты совсем еще в зародыше симфоний

И омут закулисных грязных сплетен на всем пути преследует его…

Но всё же связь веков нерасторжимо соединяет творчество великих.



Так каждый сквозь своё проходит время. И он прошёл, победно торжествуя,

Охваченный стихией вдохновенья. Весною, под небесные литавры,

Титан, кому достойный собеседник всё человечество - в бессмертие уходит.




___Гектор БЕРЛИОЗ.


Что за упрямый нарушитель правил, творец неисполнимых вариаций?

Он, словно потревоженный вулкан, с горящими глазами сочинитель,

Чья музыка звучит, как пирамиды, охваченные сатанинской силой.



Создатель "Фантастической" симфонии, "Июльской" - грандиозной силы бунта,

Которую на улицах играли и площадях восставшего Парижа

В честь праха жертв пять тысяч музыкантов и саблей дирижировал он им.


               

____Ференц ЛИСТ.


Вот он уже вскочил на возвышенье и лайковые белые перчатки

Сорвал и под рояль небрежно бросил. И заиграл, исполнен вдохновенья,

Пред грозной многотысячной толпою мелодию "Венгерской Марсельезы".




___Михаил Иванович ГЛИНКА.


Воистину, он русский композитор. Смоленский лес и трели соловья -

Источник основных его напевов. И всё его, от опер до симфоний,

Наполнено хорошей русской песней и нежною сердечностью романса.


               

___Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ.


Бывало время радости и скорби. Но если посещало вдохновенье,

Не храмы строил на вершинах горных, а для людей уютные жилища

Прекрасных зданий опер и симфоний, что щедро так его дарило сердце.




___Эдвард ГРИГ.


Весна играла флюгеров железом, скрипя на шпилях городских домов.

Он, маленький, седой, в огромной шляпе, похожий на Марк Твена и Эйнштейна,

Шёл медленно, прижав к груди цветы - создатель несравненного "Пер-Гюнта".


         

___Густав МАЛЕР.


Кто род продолжит венских исполинов? Директор Венской Оперы придворной,

Увидевший за стеклами очков новейший мир в старинной партитуре.

Им создана симфония "Восьмая" - то совести проснувшийся набат.



      
___Георг ГЕРШВИН.


Он переплавил спиричуэлсы и блюзы в сплав драгоценнейший народных опер

И, как Колумб, Америку открыл "Рапсодиею в голубых тонах".

"Порги и Бесс" - шедевр национальный, всемирной славы удостоен был.




___Дмитрий ШОСТАКОВИЧ.


Гремели смертоносные разрывы, звучал биеньем сердца метроном

И в звуки фортепианные врывался чудовищный, тревожный вой сирен.

А он, земной и необыкновенный, симфонию "Седьмую" создавал.



...Идет война. Литавры, барабаны. Им воплем боли отвечают скрипки,

Символизируя собой хаос войны, пещерный рёв замолкнуть заставляя.

И слышит мир, и знает: эту силу врагу не одолеть, не сокрушить.


===



Ушли от нас былые виртуозы, оставив нам прекрасное наследье.

Пусть каждый ощутит в себе частицу великого творенья музыкантов,

Чтобы и впредь шагали вместе с нами по главной из дорог - дороге Жизни.   

78.