Мурзик

Ольга Шаховская
   Это пушистое создание появилось в нашем подъезде в середине ноября. Кто-то из сердобольных соседей поставил на пол бетонной площадки между вторым и третьим этажами картонную коробочку со старым шерстяным шарфом, а возле коробки – блюдце с едой.
   Подъезд отапливался плохо, а четвероногому бомжику неудержимо хотелось тепла и ласки. Он часто подходил то к одной двери, то к другой, робко заглядывал внутрь квартиры, когда жильцы выходили выбрасывать мусор, обычно, оттуда доносились запахи уюта, довольства и покоя. Его умоляющий взгляд говорил: «Возьмите меня! Я много не требую, буду соблюдать чистоту и вас совсем не стесню!» Мы думали, что вот-вот объявится хозяин, и котика заберут. Но время шло…  «Наша горница с улицей не спорница» – зима крутила позёмку на дороге, холод проникал в подъезд, бедный котёнок загрустил и стал спать на соседском коврике, всё поближе к людям, глядишь… Вероятно, животное подбросили в подъезд из-за того, что кто-то не смог продать его у метро и, таким способом решили облегчить ему жизнь зимой.
   Через пару дней, плюнув на все неудобства, связанные с пребыванием животного в доме, мы взяли котенка. Муж поднял его на руки и позвонил соседке. «Мы берём котёнка!» – сказал он. Соседка обрадовалась, у неё была своя взрослая кошка, которая тут же влетела на шкаф, как только увидела «пришельцев», и стала гневно шипеть, обозначая свои владения.
   Женя торжественно внес котика на руках в квартиру. Боясь поверить счастью, животное чуть прихватило спасителя когтиками: «Я твой, не отдавай меня!» Потом муж пустил его на пол и строго спросил: «Ну, будешь у нас жить?» Сначала робко, а потом смелее четвероногий обошел квартиру комната за комнатой, как это полагается у них по левой стороне, и удовлетворенно уснул на кресле безмятежным сном успокоенного ребенка. Позднее у кота появилась привычка, своего рода спорт: кто первым займет кресло. И он всегда оставался победителем. Во время сна мы хорошенько рассмотрели новосела, окрас его оказался, на мой взгляд, чрезвычайно редким. Котик был, бледного цвета крем-брюле; по всей шерстке на спине и ножках едва заметные полоски, чуть темнее общего тона. Слабо выраженный Матроскин. «Ботиночки», животик и «воротничок» у него белые, а хвост, гетры, ушки и мордашка – темные, почти черные. Над переносицей нарисована двойная буква «М». Крутой лоб. Носик желтый. Глазки светлые серо-голубые, круглые и во время бодрствования, будто бы, постоянно удивляющиеся окружающему миру. Черные полоски на мордочке. Тельце не большое, зато уши и хвост…
   Позднее, просматривая какой-то журнал о животных, я наткнулась на фотографию кота такой же породы. Это был невский маскарадный.
   Для начала надо было проверить здоровье котенка, а потом дать имя. Мы поехали в ветеринарный центр, где получили исчерпывающую информацию. На следующий день была сделана прививка, и 4-х месячный котенок, названый Мурзиком, окончательно прописался в нашем доме. Нам не нравится, когда животных называют человечьими именами. Удивительно, но и суровая свекровь приняла это ангельское создание, видимо, решив, что дух кого-то из почивших родных пришёл к ней в таком обличии. Кот оказался молчаливым: подавал голос очень редко, только тогда, когда чего-то хотел и больше одного раза не мяукал.
   На следующее утро после «усыновления» с его стороны не было конца благодарностям. Мурзик урчал и облизывал хозяйские руки. Первую неделю все шло, как по маслу: он ел хорошо и с надобностями справлялся аккуратно, видимо, желая подчеркнуть: «Я же вам говорил, что я хороший и проблем со мной ни будет». Потом, неизвестно почему, наверно решив, что он стал хозяином прайда, и все вокруг от него без ума, начал творить безобразия. Обычно по утрам я находила большие и маленькие сюрпризы в ванной комнате.
Приходилось менять место лотка, но это помогало на 1-2 дня. Кота ругали, тыкали носом, зловеще стучали газетой, но все было бесполезно. Вначале он старался прятаться, а потом сидел и выслушивал очередной нагоняй жмурясь. Он метил по очереди одеяла, которые сушить взимой представлялось проблематичным. Поэтому вопрос о кастрировании впал в ясность с самого начала.
   Ночью, просыпаясь от скуки или недостатка внимания, изголодавшийся по ласке, любознательный Мурзила начинал лазить по столам тумбочкам и ревизовать мусорную корзину. Приходилось вставать и сопровождать «хозяина» до кухни, где он немного подкрепившись и попив, гасил свою активность. Так пролетело пять с лишним месяцев. Приближался май – время выезда на посевную. В том году исключения делать не собирались.
Ехать до дачи не долго, полчаса, минут сорок. Не понимая, куда его везут (может выбросить за плохое поведение), кот очень волновался и ходил по коленям, рукам и плечам всех сидящих в машине. Наконец, отчаянно вереща, к слову сказать, мы были сильно удивлены услышать этот голос впервые за столько времени, кот уселся на плечо своего избавителя (моего мужа). Так и вели машину вдвоем почти до ворот. Привык Мурзик к новому дому быстро. Но место свое невзлюбил, наверно потому, что коробки у него ассоциировались с периодом бомжевания и одиночества. Вскоре пришлось заменить их солдатской шинелью. Котенок оказался очень ласковым созданием и без людей спать не мог. Мы очень боялись, чтобы какая-нибудь собака или взрослый кот не обидели наше нежное создание. Однажды ему где-то досталось: пришел домой в царапинах. Полечили. Мурзик  сметлив и благодарен своим спасителям.
Прибегал домой вечером с гулянья в 21.00. Так мы завели сразу, чтобы не шлялся по ночам. Поев, он понимал, что больше ничего интересного не предвидится, и по команде «Мурзик, спать, спать!» забирался по крутой лестнице на второй этаж. Там на шинели он затихал, а к середине ночи, проснувшись, одолеваемый тоской, перебирался к нам и устраивался, как полноправный член семьи: головой на подушке, а все остальное – под одеялом.
   Котенок обожал наблюдать за птицами, благо на даче их много. Вначале он сидел под деревом и мяукал, как бы говоря: «Ишь, вы, какие, так далеко забрались! С вами и не поиграешь!» Позже он научился лазать по деревьям. Но, слава Богу, птиц не ел. Пару раз мне удалось спасти пойманных им птичек.
   С начала пребывания в доме Мурзилку приучали причесываться. Насилие над кошачьей личностью претило ему. Однако, некоторое время спустя он сам приходил наводить красоту, заглядывая снизу «можно?». И шейку подымет и  бочком повернется. Его нежная шерсть стала длиннее после этой прцедуры.
   Вскоре у Мурзика появилась привычка прыгать на колени и тереться усами об очки или нос, оказывая, таким образом, свое почтение а может, он так метил нас. Вместе с тем, у кота стали проявляться исключительно собственнические наклонности. Несомненно, трудное детство наложило отпечаток на его характер. Стоило мне только, при разборке, освободить какую-либо полку, как тут же она становилась занятой котом. На разложенные, во время работы, на диване книги и бумаги кот тоже ложился и тут же засыпал. 
   После возвращения с дачи кот случайно попал на особо охраняемую территорию (его редко пускали в комнату свекрови). Я открыла дверь и увидела перед зеркалом трюмо на пуфике своего тихого, ласкового Мурзилку, зло шипящего на свое отражение. Так он выгонял непрошеного гостя со своей жилплощади.
   Наш котик – создание дружелюбное, но упрямое. Часто у него бывает хорошее настроение, особенно после того как хозяйка расщедрится и даст свежего мяса. Свой приход в комнату он сопровождает пением: «Урр, урр. урр!» на разные лады. Что означает: «Я иду, я иду!» Так забавно слышать эту песенку. Любимое занятие кота – восседать на гардеробе, куда он впервые запрыгнул, когда ему было 4-е месяца. Видя его счастливо-победную физиономию, муж не стал гнать возмутителя спокойствия сверху, не отдавая себе отчета в том, что гардероб этот боком упирается в кровать. И, если вечером ушастый сорванец вздумает уснуть на своем «Монблане», а ночью ему захочется побродить, то, не убрав, во время полета свою голову, я рискую получить когтем.
   Котеночек подрос и уже не такой маленький, как мы его подобрали – уши да хвост – сейчас он весит 4 кг.
   Это забавное создание, несмотря на свои фокусы, в нашем доме полюбили все. Самая любимая игрушка кота – любая веревочка и ниточка. При котенке совершенно невозможно шить: он норовит «помочь» когтями. Что-то завязываешь, Мурзик тут как тут, обязательно стащит веревку. Купленный в зоомагазине десяток симпатичных, ярких, мягких шариков куда-то быстро исчез. И даже после генеральной уборки я нахожу не более трех из них.
   Котик встречает и провожает каждого, сидя на детском стульчике в коридоре, и по команде: «Мурзик буди!» будит мужа и сына, восседая на них по очереди.
Однажды, года два назад кот отравился на даче. Он вообще дома-то не всё ест, выбирает… Как его угораздило? Думаю, мышь съела потравленное зерно.
Да и мышей он не ел, а всё играл с ними. Кот стал квёлый, тихий, на вид плохой. И с каждым днём всё хуже. Пришлось лечить человечьим лекарством и вливать немного «боржоми». Через два дня он пришёл в себя настолько, что принёс «маме» и «папе» подарок за выздоровление – каждому по мышонку.
Сейчас ему уже 11 лет. Он откликается, когда к нему обращаются. Ласковое создание, если не творящее, то влияющее на тёплый климат дома.

2005
Фото ©  Ольги Пономаревой