Ритм структуры. Математика, искусство и поэзия

Новый Конкурс
Есть на свете небольшой город Нью-Йорк (Мехико или Токио больше), там есть The Bowery Poetry Club (online сайт клуба: http://www.bowerypoetry.com/#Home), где проходят разные творческие вечера и поэтические события. Там, например, проходит (до 30 августа 2010 года) серия встреч с поэтическими дуэтами, выставками и перфомансами «Ритм структуры. Математика, искусство и поэтическое отражение.» http://app.tisch.nyu.edu/object/johnsimsevent.html (страничка на Facebook: http://www.facebook.com/rhythmofstructure). Организует «Ритм структуры...» профессор Джон Симс, артист, математик и преподаватель.

Приводим его интервью в журнале Nature (Nature 464, 983, p. 983, 15 April 2010). Возможно, Вам многие моменты покажутся спорными, рассчитанными на рекламу. Возможно, совместить различное в единое – нереально, и подход лишь размывает чистую и стройную линию каждой из крайностей в аляповатые пятна. Возможно, впрочем, что зарождается что-то новое. Ваши мнения только приветствуются.

Перевод и вступление -
Вадим Волков



Выполняя свою кандидатскую по динамическим системам, Джон Симс пришёл к исследованию связей между математикой и искусством. Сейчас Симс курирует проходящую в течение года серию математико-культурных шоу в поэтическом клубе в Нью-Йорке и объясняет культурные различия в математике.

Вопрос. Что такое математическое искусство?

Ответ. Это искусство, которое окружает дух, язык и процесс математики. И математика, и искусство занимаются истиной, но они различаются в путях её поиска. Математика использует анализ и доказательства, искусство – эмоции и чувства. Однако математика может придавать каркас творческому духу, а искусство может быть аналитическим. Вместе они создают мощный союз для понимания окружающего нас мира.



Вопрос. Как Вы пришли к пересечению обоих миров?

Ответ. Я вырос в Детройте, Мичиган, и заинтересовался математикой во время научного проекта высшей школы по тройкам Пифагора [примечание переводчика: частный случай большой теоремы Ферма, одной из самых популярных теорем математики; её условие формулируется на понятийном уровне среднего общего образования, а доказательство теоремы искали многие математики более трёхсот лет. Окончательно доказана в 1995 году Уайлсом. Многие школьники в Штатах выполняют в средней школе проекты, связанные с высшей школой]. В средней школе я стал искать связи искусства и математики. Я преподавал курс вычислений, где разрешил студентам приносить на экзамен шпаргалки. Одна из них была зрительно стимулирующей, и я купил её. Позднее я встретил математика Джона Хортона Конвея (John Horton Conway) и скульптора Брента Коллинза (Brent Collins), которые вдохновили меня и заразили зрительной-выразительной математикой и искусством. Вскоре я перешел в Колледж Ринглинг Искусства и Дизайна в Сарасоте во Флориде (Ringling College of Art and Design in Sarasota, Florida) и стал развивать математические курсы для студентов, занимающихся искусством.



Вопрос. Почему Вы проводите в Нью-Йорке в этом году серию математико-культурных шоу?

Ответ. Цель серии «Ритм структуры» - создать возможность для запросов и ответов сквозь математику, искусство и поэзию – где разум, руки и сердце объединяются. Надежда состоит в том, чтобы сбалансировать пустоту поп-культуры работой, которая вдохновляет на более глубокие мысли. Девять выставок освещают геометрические, концептуальные и социальные аспекты математического искусства. Геометрическая серия включает работы математиков Майка Филда (Mike Field), Давида Цервоне (Davide Cervone) и Карло Секвина (Carlo Sequin). Другое шоу исследует, как статистика может использоваться для искажения правды. Текущая выставка включает большие геометрические работы Сола ЛеВитта (Sol LeWitt) и ответ на них артиста Адриана Пайпера (Adrian Piper) – в форме двухметрового квадрата, вырезанного в стене и выставившего наружу кирпичи и балки. Марк Стрэнд (Mark Strand), бывший Лауреат американской поэзии, ответил этой паре в стихах.



Вопрос. Может ли искусство быть полезным в преподавании математики?

Ответ. Иногда. Однако я думаю, что математическое образование не достигает таких маргинальных групп, как артисты. Было бы лучше, если бы математика была меньше представлена как рабыня науки, а больше – как партнер искусства. В нашей следующей серии шоу примут участие студенты и учителя. Класс Бруклинской Академии Науки и Окружающей Среды (Brooklyn Academy of Science and the Environment) готовит инспирированную М.К. Эшером огромную мозаику, которая закроет стену. Потом мы откроем эту стену для математиков и учителей математики, которые используют язык математики для создания граффити - это позволит им увидеть собственные формальные символы как объекты искусства и бросить вызов различию между двумя областями.



Вопрос. Различаются ли взгляды на математику в разных культурах?

Ответ. Этноматематика изучает, каким образом математика погружена в культуру. Можно спросить, как превалирующие культурные ценности изменили лицо математики. Или можно заняться поиском математики в культурном наследии - например, образами (паттернами) в вязке корзин американскими индейцами или фракталами, которые, как говорят, можно найти в картинах Джексона Поллока (Jackson Pollock). Поль Гердс (Paulus Gerdes), просветитель и математик из Мозамбика, много написал о том, как природное математическое мышление может инспирировать современные работы. Я перевел узелковую диаграмму, которую создал Гердес, - по африканским и кельтским мотивам -  в скульптуру из канатов. Для последнего шоу из серии мы создадим стену с математическими ткаными покрывалами со всего мира.



Вопрос. Над чем Вы будет работать дальше?

Ответ. Я заканчиваю проект, представляющий 13 покрывал и основанный на визуализации числа пи [прим. переводчика: 3.14159265...] и пифагоровых троек, в сотрудничестве с ткачами амишских ковров (Amish quilters) из Сарасоты. Затем я создаю онлайн виртуальный музей математического искусства.



Вопрос. Кто оказал на Вас влияние?

Ответ. Я был вдохновлен Пифагором, который видел математику в центре искусства, жизни и природы. Я высоко ценю работы художника 17 века Альбрехта Дюрера, особенно его использование магических квадратов (числовые квадраты, где суммы цифр в каждом ряду, колонке и по диагоналям равны). Мне нравится, как Эшер мог рисовать в изобразительном стиле на манер исламского геометрического искусства, и мне нравится литография с невозможным водопадом, вдохновленным работами британского математика Роджера Пенроуза (Roger Penrose). В концептуальной сфере мне нравится сюрреалист Марсель Дашамп (Marcel Duchamp) за его провокационную неограниченную смелость. Однако самое большое влияние на меня оказывает разворачивающаяся система структур, образов и циклов самой природы.

Интервьюировал  Яша Хофман (Jascha Hoffman), писатель из  Сан-Франциско, Калифорния.


Текст интервью на английском можно найти здесь:
Коллаж взят из этого же источника.