1. Алексей. Братья

Любовь Селезнева
                Алексей

     Алексей Иванович был, как говорится, человек от Бога, с редким даром всеобщего любимца. Мягкий, добрый, дипломатичный, не конфликтный и очень весёлый. А ещё умный и большой любитель шахмат, хороший хозяин и великий заботник.  Имея творческую фантазию, был удивительный выдумщик различных розыгрышей и весёлых шуток, мастер анекдотов, переодеваний и подражаний. Его приезд из Воронежа в гости в Караганду вся родня ждала с нетерпением, готовилась к серии весёлых застолий в каждом дворе.

                Розыгрыш

   Однажды по его телеграмме родня веселой гурьбой пришла на станцию с цветами встречать его с женою Ниной. Ждём поезда, волнуемся. А он не приехал… Поезд всего 2 минуточки стоит. Мужчины наши пробежали вагоны - нет нашего любимого дяди и брата.  Что случилось?

   Из других вагонов на нашем полустанке никто не сошёл. Какие-то цыгане на путях суетятся. Разочарованные, провожаем хвост поезда и грустно идём домой. Вдруг слышим окрик:
   -Эй, чавелы, погодите! Позолотите ручку, скажем вам правду, куда ваши гости задевались.
   Оглядываемся и видим меж путей сказочно накрытый стол- на красивой скатерти шампанское, закуска, салфетки. Меж высоких бокалов букетик цветов. Алексей Иванович в некоей чалме, в шароварах на гитаре играет, а Нина Семёновна в пестром, длинном одеянии «цыганочку» отплясывает...

   Оказывается, Алексей Иванович уговорил проводника открыть дверь вагона с другой стороны, и пока мы его искали, они вышли, из чемоданов быстренько соорудили и накрыли стол…

                Глав. бух с 2 классами
 
  Какие в родне возникали конфликты, недоразумения, никто лучше его уладить их не мог. Он постоянно кому-то помогал, кого-то устраивал на работу, будучи вечным тамадой, кого-то женил, за кого-то хлопотал, а то организовывал проводы в последний путь. Друзья ли это были, родня или соседи, он всегда принимал всё близко к сердцу, участвовал в каждой судьбе с присущей ему энергией и добротою. Казалось бы, нелёгкая судьба должна бы ожесточить его сердце, но он только всё помнил и потому старался облегчить другие судьбы.

    Кто испытал сиротскую долю, тот поймёт, как жить с мачехой, особенно, с той, что досталась им пятерым. С малых лет Лёня уже был подпаском деревенского стада. В школу пришлось походить лишь 2 зимы, и в 9 лет он уже сидел на сеялке прицепщиком. Потом пришлось быть землекопом, путейцем на станции. Вскоре заметили красивый, грамотный почерк парня, поставили делопроизводителем, выучили на счетово-да.  Алексей проявил незаурядные способности к бухгалтерскому делу, так что без всяких курсов, когда надо заменял и зама, и самого главбуха. В начале войны он уже был зам. гл. бухгалтера  Куйбышевской ВЖД.

   После войны Алексей Иванович вернулся в Воронеж и там же продолжил работать.
ревизором, зав. фин. отделом. Заметим, - при грамоте всего в 2 класса.  К уходу на пенсию стаж Алексея Ивановича составил 44 года.

                Расписался на рейхстаге

   Глядя на его мирную комплекцию и добродушный взгляд голубых глаз, трудно представить Алексея Ивановича солдатом, тем более на войне. Но он с мая 1942 и до октября 1945 с оружием в руках связистом  в пехоте прошагал «пёхом» пол-Европы. Воевал в горниле Сталинграда, на 1-ом Белорусском фронте, брал Орёл, Чернигов, Пинск и героический Брест,  прогонял фашистов со всей Прибалтики, из Германии. А 6 мая 1945-го  расписался на рейхстаге поверженного Берлина: «Привет из Воронежа! Гвардии старшина Бондаренко Алексей"   

                За Родину!

  Но не за награды шли в бой солдаты Великой Отечественной, а чтобы быстрее очистить родную землю от врага. Щемило сердце и плакала душа за свою семью и семью родной сестры Евдокии - средней: они несли нелёгкий груз оккупации врагом под родным Воронежем. У обеих по трое детей. Там же и отец, и тёща, и родня, родная деревня, город Воронеж - это вся их большая и малая Родина. Трудно, ох как трудно женщинам жить под фашистской пятой, в вечном страхе за детей и за свою жизнь.

   Немцы использовали дармовой труд женщин и подростков при рытье окопов и прочих своих укреплений. Женщины же их обстирывали, работали на кухне, в поле, убирали отобранное жильё, где вольготно разместились захватчики, выгнав хозяев в сараи, бани и землянки. А над ними издевались хуже, чем над рабами, - ведь их мужья воевали на фронтах против их армии.

   Но солдату было вдвойне горше ещё и от того, что из оккупированной сторонушки от семьи нельзя получить даже весточку. Поэтому с криком «За Родину!» они яростно громили врага, беспощадно строчили по нему из оружия...

                Фронтовые дороги

   Алексей с боями прошёл последние города Германии Бат-Фрайнвальде, Альдат, Нойрупин, Зондерхаузен, которые брали в ожесточённых боях.

   В 1944г. в Прибалтике, гоняясь за националистическими бандами, потерял  лучшего боевого друга Андрея Рыбалкина из Ворошиловграда.

  В Сталинграде со слезами на глазах хоронил Илью Ковалёва, который однажды спас его, раненого от плена: на себе унёс в медсанбат под носом у врага.

   Горевал сержант и над могилами боевых друзей Сени Вавилкина из Чувашии и саратовца Петра Уржаткина и многих, многих однополчан.

   Он провел в боях ни много, ни мало, а целых 3 года, 4 месяца и 23 дня.  С фронта вернулся к жене и троим дочерям с двумя орденами и 4  медалями, в т.ч.  «За боевые заслуги», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», благодарности от Главкома Жукова.

                Вернулся с войны

Потухшие глаза...Единственное слово...
   "Вернулся... Значит кончилась война"...
      Разорваны седой войны оковы...
         Фашистов всех согнали со двора...

Уж отгремел весенний день Победы.
   Оркестр вновь играет до утра...
      Долой! Долой все прожитые беды!
         Вернулся муж! Закончилась война!
               Юлия Незабудка   16.08.2010

   Не описать радости возвращения в родной Воронеж!  Как же он был рад встрече! Как же он бесконечно любил свою жену - красавицу Катюшу и своих красавиц-девчонок! Дорогие их фотографии пронёс по всем тяжёлым дорогам войны.

   Дочки наперебой рассказывали отцу, как без него жили, как ждали папку с фронта.
- В деревне бабушка Гашка первой добрую весть принесла:   
- Война замырылась!

-На площади у разбитой церкви соорудили трибуну, митинг провели.- говорила старшая Валечка.- Духовой оркестр до утра играл и все танцевали

- Там же, на Валуе, в братскую могилу свезли всех павших.- тихо поведала девятилетняя Инночка, что с матерью и сестренками жила в деревне у бабушки Гашки.

- Ага. Папка, знаешь, как было страшно, когда мёртвых солдат  в гробах свозили в одну могилку!. –  с испугом  лепетала пятилетняя Галочка. – Все тёти голосили, наша мамочка плакала, и мы все тоже ревели. А солдаты залпами стреляли.

- На станции восстанавливали железную дорогу, что фашисты разбомбили. Там с гулом сгружали рельсы,- со страхом в нежном голосочке  оповещала отца 11-летняя Валечка. – Рельсы так бухали, что мы под кровать попрятались - думали, опять война началась...

  И только почерневшая Катюша с потухшими глазами молчала. Она еще не могла поверить в возвращение мужа. Она не могла на него наглядеться. Военное лихолетье подорвало её здоровье и прожила она недолго. В 1958г её не стало.

   Сам же Алексей Иванович Бондаренко скончался после тяжёлой болезни в 1982 году в возрасте 67 лет.

              На фото:
Брат мамы Алексей Иванович Бондаренко,
жена Катя, дочери Валя, Инна, Галина
 
        Продолжение см. Семён.