Еду в Эрер-Готту... Эфиопский дневник 90

Гавриил Иваниченко
Ночью спал беспокойно. Утром проснулся пораньше – поел, собрался. И вот уже у ворот остановилась подъехавшая  машина. Взял портфель с захваченными из госпиталя медицинскими  справками для   медкомиссии в Полевом Госпитале  и вышел во двор.

На улице, бампером к воротам,   стоял тот же мощный военный вездеход  «Лендровер» - пикап песочного цвета - с красными номерными знаками. В кузове с металлическими бортами, стояли, держась за металлическую дугу, 4 парня - африканцы в защитной полевой форме с  автоматами, держа оружие наперевес.   

Через запылённое лобовое стекло было видно, что в кабине сидели  двое – в защитной форме песочного цвета. За рулём – водитель.  Второй, лет 30,  вышел и протянул руку для рукопожатия. Поздоровались. Он сказал:
– «Я – офицер Фронта Освобождения Сомали, командир группы.  Буду  сопровождать вас в поездке…  Говорю по-английски. Остальные из группы английский и амхарский -  не знают.   Поддерживайте контакт со мной по всем вопросам…» Он назвал своё имя – но я его не запомнил…

- «А где Абдул Кадыр? Он поедет с нами?» - спросил я.
- «Абдул Кадыр  - занят… У него сейчас  - другие дела …» - ответил он. 
Значит, с этими ребятами  мне предстоит ехать в Эрер-Готту! Офицер предложил мне садиться в кабину. Он и шофёр сели  по бокам от меня, я оказался посредине…  За их спиной, на сидениях лежали автоматы, рожки с патронами.

В калитку выглянул и махнул рукой Владимир Косьмин. Я ответно махнул ему рукой. Но, возможно, он через запылённое лобовое стекло и не смог увидеть мой жест. Машина развернулась. Поехали…
               
Дорога знакомая. Каменная река… Зелёные склоны холмов, кустарник… Вот и  Дире-Дава…  Раскидистый город с множеством лавок… Стада верблюдов, ослов в загонах… На улицах – пустынно… Ещё только  рассвело…

Вот – знакомые ворота… Солдат открыл их… Заехали… Во дворе прямо на траве спят беженцы – мужчины, женщины, дети, расположившись на одеялах, каких-то подстилках… Тишина – все ещё спят…  Коммандосы спрыгнули из   кузова машины… Притащили какую-то поклажу в кузов. Команда забралась в вездеход. Поехали дальше.

Я не стал задавать какие-нибудь вопросы. Зачем? Какой смысл? Тем более –  коммандосы не знали английского… Я – не знал сомалийского… Только несколько слов – расспросить больного…  Ехать – так ехать… Не могу же я прервать поездку и вылезть из вездехода среди дороги…

Дорога пустынна – нигде никого… После Дире-Давы  асфальт закончился -  сначала пошла гравийная дорога… Потом  -  холмистая местность.   Дорога   - если это можно назвать дорогой! -  глыбы камня, валуны, россыпи крупных глыб… И видна слабо наезженная колея проезжавших по этим глыбам машин…
 
Я внимательно смотрел вперёд – на дорогу, груды камней, скалы… Невольно думал – где, за какой скалой притаился вражеский автоматчик, подстерегающий путников… Что он намерен предпринять? Сразу начнёт стрелять или посмотрит – кто едет? Невольно спросил сомалийца-офицера:
- «Мы едем в Огадену?»
- «Огадена  -  и впереди, и справа, и слева… Везде – Огадена…»
- «Очень маленький отряд у вас! А впереди  ведь – опасность?»
- «Эти парни – коммандосы! Обученные парни! Им -  никто не страшен… Можете не волноваться!» - успокоил меня сомалиец.

Но мне приходили плохие мысли:  одна длинная автоматная очередь из-за скал, и битва закончена… Один автоматчик, сидящий в кустах - достаточен… Если вдруг наш Лендровер обстреляют – то что делать мне?   

Сидя в машине, есть шанс, что водитель сумеет выехать из-под обстрела… Если вдруг выпрыгнешь – то попадёшь прямо в лапы нападающих…  Решил – сидеть в машине до последнего, что бы не случилось… И в экстренном случае решать по обстановке…

Если коммандосам вдруг придётся бросить машину и отступать в Огадену – то постараться уйти вместе с ними… Другого выбора не может быть… Вот такие мысли будоражили мне голову… Сидел я крайне напряжённо, готовый в любую секунду к любым неожиданностям… Ведь  первые секунды в таких ситуациях решают многое, если – не всё… 

Дорога пошла по холмам – вверх, потом вниз… Медленно – с глыбы на глыбу… Машина ползёт не быстрее 15 километров в час… Вот – справа от дороги, в овраге лежит весь ржавый, обгорелый грузовик… Остался лишь остов… Все более мелкие части – кто-то снял, утащил…  Смотрю молча на этот остов… Потом решился – спросил сомалийского офицера.

- «Это в прошлом году на минах взрывались здесь машины… Сомалийские правительственные войска вторглись тогда на эту эфиопскую территорию… Кубинцы отогнали сомалийцев…Потом дорогу разминировали… Хотя нужно ехать точно по колее… Мина может лежать годы…  А потом – кто-нибудь наедет – и… Бах!» - ответил с улыбкой сомалийский офицер. «Но у нас опытный водитель! Дорогу хорошо знает! Едет точно по колее… Молодец!» 

Мне стало очень неприятно это всё наблюдать… Но мой взгляд непрерывно  был прикован к колее дороги… Мой водительский стаж –  многолетний, со студенческих лет… Если я сидел  не за рулём, то всегда невольно наблюдал за дорогой… Так и сейчас…

Смотрел и думал: - «Это наезженная колея! Под этими камнями не должно быть мин! Они  где-то чуть в стороне… Ждут, что бы на них кто-нибудь наехал…» Что мне оставалось ещё делать?  Обратного хода нет… Да его и не было! Ведь никакого выбора не оставалось!

Потом – через сотни метров – снова обгорелый ржавый  остов автомобиля… Остатки грузовиков лежали  регулярно по бокам дороги – слева и справа… Вот дорога пошла с холма вниз,  вниз… Похоже – внизу русло речки,  которая пересохла… Вот по берегам речки – каменные полуразрушенные опоры моста… Пролёты моста разрушены,  обломки их  валялись разбросанные вокруг… Опоры моста давали небольшую тень…