Пособие начинающему поэту

Геннадий Болдырев
        ЛИКБЕЗ (шутка).
             …   
Здравствуй, славное племя поэтов!
Заходи в Общелитовский дом!
Флаги русскоязычного Света
Пусть гостюют на сайте крутом!

Перед тем, как засесть за шедевры,
Из-за уха доставши перо,
Приструни утончённые нервы
И не дуй из бутылки «Бордо»,

Остуди  воспалённый свой разум…
Чтоб не путал осаннами бес,
Плюнь налево, любезный, три раза
И начни стихотворный ликбез.
           …
Если ты - не совсем из бездарных
И внимать поученью готов:
Метр стиха – сочетанье ударных
И, увы, безударных слогов.

Один цикл оглашённого метра,
Полюбовно решив меж собой,
С древних лет щелкопёры - поэты
Называют, как ногу, стопой.

Этих стоп в поэтической строчке,
Разрешаю тебе! Размести! -
Как цыплят под наседкою – квочкой,
Не скупясь, но не больше шести.

Чтобы цвёл твой словесный оазис,
Пусть неспешно ведут диалог
С безударным по имени  Арсис(-)
Тесис(!), в нём, -  ударения слог!

Стихотворный размер – сочетанье
Устоявшейся формы стопы
С их количеством в строчке. Вниманье!
Ниже с ними знакомимся мы.
                …
Форм на свете немного, приятель,
Довожу за единый присест:
Ямб, хорей, амфибрахий и дактиль
И, конечно ж, певун - анапест.
               
«Уж сколько раз твердили миру…»
Что ямб – стопа из двух слогов,
Второй – ударный. Нам сатиру
Писал им дедушка Крылов.
              ( -!-!-!-!-!-
                -!-!-!-!-!)
«Буря мглою небо кроет…»
Слога – два ж, но ритм – быстрей.
Первый слог теперь ударный.
Пляшет пушкинский хорей!
               (!-!-!-!-!-
                !-!-!-!-!)
«Поздняя осень, грачи улетели», -
Стопы трёхсложны, изысканен стиль
«Лес обнажился, поля опустели», -
Это Некрасова стонет дактиль.
              (!--!--!--!-
               !--!--!--!)
«Как ныне сбирается вещий Олег»
Открыть амфибрахий хазарам.
Ударом на втору былинный успех
Предрек он своим мемуарам.
              (-!--!--!--!   
               -!--!--!-)
«Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи…» -
То Есенин о русском раздолье
Анапестом ваяет вирши…
              (--!--!--!-
               --!--!--!)   
                …
Рифма – барышня лишняя в сфере
Написания белых стихов
Да верлибров… По сути, на деле -
Созвучанье ударных слогов

На концах поэтических строчек.
Видов рифм различается шесть.
Шесть сучков в поэтической бочке…
Разрешите мне их перечесть.

«На дворе стоит горА,
На горе идёт игрА…»
Рифма – самая простая,
Называется мужская.

«Прибежали в избу дЕти…
Тятя, тятя! Наши сЕти…»
В женской рифме элитарной
Предпоследний слог – ударный.

«Будто розу влюблённою трелью…
Над душистой её колыбелью…»
В красоте отзвеневшего лета
Рифма точная Фетом воспета.

«Сосны в бархате зелёном…
По чешуйчатым колоннам…»
Фофанов  - поэт «от скифов»
«Смолы» льёт неточной рифмой.

У подруги их дактилИческой
Нрав возвышенный, дух лирИческий.
Ах, как кружится от слогОв глава!
Их в конце строки - безудАрных два.

ГипердактилИческая
Рифма – феерИческая,
Бойкости стихов  подмога -
Три! аж, безударных слога.

Тут бы ещё писать-писать
но, лень-матушка одолела…
Может, когда-нибудь и напишется
вставочка…)

Вот теперь, прочитав наставленья
По сложению басен-стихов,
Ты, поэт, вне любого сомненья,
Приступить к созиданью готов.

Приоткрой откровения дверцу,
Расшатай  оголившийся нерв,
Горьких слёз и ехидного перца
Кинь на лист с замиранием сердца -
И получишь в награду ШЕДЕВР!