Житие поэта. Апология рифмы 1

Юрий Горбачев
ЖИТИЕ ПОЭТА. Опыт хоть и не уникальный, но, по всей вероятности, достаточно редкостный, по - своему реликтовый. Сегодня, правда, стихи пишут всяко-разно, кто -кому только не вздумается располагать слова не в строчку , а столбиком - и почти 300 тысяч пользоветлей этого сайта-тому подтверждение. Но я всё же не о времяпрепровождении скучающих пользователей Сети, а о "настоящих сумасшедших", когда-то возомнивших себя оракулами. Этот, освоенный нами, и в какой-то мере в нас же и законсервированный опыт, всё же нуждается в каком-то осмыслении, хотя бы как миф. Стать человеком -мифом, ходячей метаметафорой, пожалуй, не самое весёлое занятие. Есть в этом что-то грустное, возможно, даже самоубийственно- некрафиличное. Я не про декаданс с пеной на губах, а просто про то, что слившись со словами, человек становится сам чем-то вроде смеси очень природной целлюлозы со свинцовой отравой типографской краски. Что касается Интернета, то здесь и вовсе - электричество течет через воображение подобно току через тело Царевны -Лягушки в стихотворении Юрия Кузнецова "Атомная Сказка". Но сегодня мне хочется всё больше ссылаться за подкреплениеи своих мыслей на Вадима Сагарду, Светлану Вишневецкую, Женю Баркову, которых обрёл здесь не только в качестве друзей и читателей(в меньшей мере), а как поэтов, у которых есть чему поучиться. Кажется, Бродский( в "Нобелевской лекции") говорил о поэзии, как о последнем прибежиже свободы духа. Пожалуй, он был прав лишь отчасти. Стихотворная речь действительно противостоит канцеляриту- этому бастину тоталитарности.(Бродскому приходилось противостоять системному "совковому" официозу с его поистине самодостаточным "птичьим языком"). Но она же(Поэзия) - и тюрьма формы. Поэтому в любом из верлибров мыслителя - "таганца" Вадима Сагарды больше совободы, чем во всех наших рифмо-изысках. Его "сурреализм" поражает точностью мысли и безжалостностью анализа. Но дело даже не столько в фонетике, лексике, синтаксисе. Более фундаметально выглядит вопрос о Поэзии и Поэте в аспекте мифологическом. И хотя, без сомнения, любая жизнь в той или иной мере - миф ДНК, не хотелось бы остаться в дураках, попав на приманки худшего в ущерб лучшему. Но , вот мне 56 лет, я прожил жизнь поэта. я пережил роковой тридцатисемилетний рубеж уже почти что на 20 лет. И что же теперь, двадцать лет спустя? Моя Муза -это всё ещё вечно юная развесёлая женушка трактирщика Бонасье, или престарелая Миледи, которую вовремя не укокошили четверо храбрецов, из которых один был- драчливый гасконец, другой обжора-дуэлянт, третий -поп, четвертый мушкетёр короля? Кто же мы-поэты? Зачем? Для чего? Что за излишество?


Поэты
похожи на бирманцев
идущих к буддийскому монаху
поговорить за жизнь


кто то притворяется хулиганом
кто то пьяницей
кто то диким
западным человеком


в этом есть восточная ужимка
и доля правды


это припуск
ничейная полоса
техника безопасности
для боящихся потерять лицо
толстокожих


и тех
кто страдает
даже от прикосновения.


"Поэты",Вадим Сагарда http://www.stihi.ru/2009/11/17/8504


Проходясь так и сяк по "сюррам"(от слова "суры"), создаваемого Вадимом Сагардой свода ужасающе-безжалостных сентенций, хочу признать: грешен во всех указанных пороках. Да, как раз на бирманца я и стал более всего похож. И если не буддийский храм то БИН Томского университета-какая разница. Да, студентом, я мыслил когда-то свою жизнь в противостоянии филистерству, но сам стал филистером.Я стал дачником более фанатичным, чем сам Борис Леонидович Пастернак, я выращиваю капусту , подобно отошедшему от дел Диаклетиану, но продолжаю дразнить свое воображение, что кочаны -это мой фонато-читательский сенат. Кажется, я избавился от потребности в аудитории, во многом этому способствовали репортерская подёнщина и уличные выступления. И вот-седина в бороду, блогерит в ребро...