Корни 4. Еврейский городок

Светлана Жданова 1
       Горькими воспоминаниями остался рассказ мамы о судьбе местных евреев.
       Небольшой городок, где жили евреи, сливался с селом. Их разделяла большая улица. Селяне трудились в поле, на огородах. Евреи держали лавчонки, шили, собирали тряпье, торговали, меняли. Но жили, по-соседски мирно, и, уважали друг - друга.
       Во время войны никто не пытался никуда их угнать. Их всех истребили. Немцы возле церкви установили колонку, навезли красной глины и развели замес. Набили туда стекла. Крошили обыкновенные, стеклянные, зеленые бутылки. Всех евреев согнали месить этот замес босиком. Бурая от крови глина, стонала под ногами скрежетом стекла и, из нее вытекали красные потоки крови. Кто не выдерживал – добивали. Согнали всех на это зрелище, которое не выдерживали слабонервные, и их, тоже добивали.
       Мама всегда плакала, вспоминая крики и плач женщин и детей, месивших этот страшный, смертельный замес.  Плакали все. Истошно, страшно кричали  те, кто были в замесе, и те, кто вынужденно смотрел на муки людей, заранее знавших свой исход и, тем не менее, надеявшихся на чудо спасения и продолжавших идти по кругу, истекая кровью, и умирая на ходу. 
       За селом, в поле есть 2 огромные могилы, где лежат евреи. Поговаривали, что земля шевелилась, многих засыпали живыми, и немцы выставили охрану. Теперь, когда в селе долго нет дождя, священник собирает крестный ход на забытые могилы. И всегда, после этих молений, идет дождь.
       Недавно, недалеко от церкви, канадцы установили памятник человеку, который изобрел стрептомицин, Лауреату Нобелевской премии, родившемуся в 1888 году Зельману Абрахану Ваксману. Его предки уехали оттуда задолго  до этих событий, еще 1911 году.  Повезло ему и повезло человечеству. Видимо кто-то оттуда, сверху, берег его незаменимую жизнь.