Изначальное Слово Алексея Черемисина

Надя Ромашина
СЛОВО
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

Николай Гумилев.

Так, С благоговением и болью- некогда выразил Великий Поэт почти позабытую сегодня значимость явления, имя которому -Слово.

Действительно,заблудившееся, запутавшееся, потонувшее в привычном уже шуме городов- слово служит нам  лишь инструментом речи,чья задача  сведена к функции обмена информацией.Ритм наших дней не оставляет времени на смыслы.   

 В свете всего этого- настоящее Чудо вершат в читательском восприятии стихи молодого петербургского учёного и поэта Алексея Владимировича Черемисина. Словно мысленное "дыхание" "перехватывает" открытие в себе понимание высокой Сути слова и его связи с неизреченным, непередаваемым Миром, живущим в каждом. Он открывается читающему в себе самом  вот что заслуживает наибольшего внимания в   "Ассоциациях" и других произведениях автора, НИКОГДА не ставившего Слову "пределов естества":


* * *
МиссОрицею я посуду мою,
Стою над раковиной наклонясь...
Тарелок, ложек, вилок – просто море!..
Свалиться, что-ли, на пол, утомясь?

* * *
ВысОкиеф бетонный столб стоит,
К нему смолёный деревянный, как несомый,
Двумя пучками прОволок привит…
Не знаю, сколько он надёжный и весомый…

* * *
Иду по жизни с параллелью, в ребячестве мне данной,
Одной из многих, с которыми оказался в клетке:
«МЕждуха» – порезанные помидоры со сметаной,
А также и узоры на детской моей жилетке.

* * *
С дошкольных лет, ассоциаций новых грани открывая,
ЧуднЫе соответствия продолжают во мне жить:
Тонкая и толстая перемычки меж окон трамвая
Запечатлелись с названиями: «дуфить» и «дуфыть».



* * *
Так, верно, по путям идёт дрезина,
И яхте ветер надувает парус,
Как «Роматома» – толстая резина
Вокруг окОн автобуса «Икарус»…



* * *
«Клюючики» по углам «зимучего» одеяльца
Настырно клюются, когда их держу в своих пальцах.
Одеяльце уютно до головы натяну
И с удовольствием в глаза Морфея загляну!..


Ведь так и есть! слово - модель предмета (ВНИМАНИЕ! ЯВЛЕНИЯ СЮДА ТОЖЕ ОТНОСЯТСЯ) предмет (явление)- суть мира. Выходит, слова- модель мира.Мне доводилось когда-то часто и надолго задумываться вот над чем... Вот есть слово. Ну например "яблоко" . По русски оно яблоко, по английски это apple (будь прокляты айфоны)))))))), и так далее. А в каком языке слово, обозначающее яблоко, вызовет больше ассоциаций с самим предмeтом "яблоко" у человека, не знающего этого языка? И Иначе говоря, какой язык в данном смысле самый образный? Какой-то один или относительно разных предметов (групп предметов)- разные языки? И зависит ли это от происхождения предмета и соответственно его определения, или сформировалось по иным законам?
Эти очевиднейшие вещи были сказаны к тому, что все эти ассоциации полностью соответствуют
Восприятию предметов. "МЕждуха", "Клюючики"(ниточки),«дуфить» и «дуфыть»,"Миссорица"(проволочная губка для посуды) и непроизносимая соседская телега  -  не просто образны, даже не просто соответствуют - они РИСУЮТ КАРТИНЫ обозначаемых предметов в сознании.Великолепно передают не только суть, но и заряд отношения, восприятия. По силе , по энергетике они сопоставимы только с некоторыми старославянскими и совсем уж горсточкой - диалектных определений той поры, когда народы "словом возводили города".

не  так ли в начале мира совершенный человек- Адам - давал всему имена и назначения? Тот самый,изначальный,питаемый Древом Жизни Адам,  еще не нарушевший ЕДИНСТВЕННОЙ заповеди послушания, не вкусивший еще змеиного дара -чья нравственная чистота еще не могла так называться ввиду отсутствия своей противоположности в познании добра НА ФОНЕ ЗЛА.

Не в этом ли разгадка звуковой чуткости  поэта? Ведь его творчество поражает так же гармонией Творчества по отдельности - с искренней,тёплой младенческой верой в Бога, и личностью автора. не это ли главное в нашей земной жизни, в нас? Творчество и вера формируют личность, душу как всё невидимое в человеке. Именно поэтому творчество Алексея Черемисина не ЗАМЕНЯЕТ, как у большинства из нас, а ВЫРАЖАЕТ лучшие личностные свойства поэта:
* * *
И сколько б ни текла по жилам кровь,
А сердце бы волнительно ни билось,
Хочу, чтоб в нём не похоть, а любовь
Навеки воцарившись, укрепилась!

В этих и подобных строчках раскрывается смысл Библейского призыва "БЫТЬ КАК ДЕТИ", где речь идет не о безрассудстве, а о  ДЕТСКОЙ ЧИСТОТЕ ДУШИ. Чистота души может быть результатом омовение греха покаянием, борьбы со своим и людским пороком. Такова судьба большинства православных Святых. А бывает иная чистота. Не результат очищения запачканной миром души, а следствие недопуска в нее "грязи "
дурных мыслей и дел. Такова чистота, которой святы младенцы, она живет в душе автора и к ней призывает лирический герой этих строк:


Я из плохого стать хочу хорошим, –
Из плохиша восстать хорошишом.
Являясь многой нечистью поросшим,
Хотя б об улучшенье небольшом

Мечтаю – как преодолеть пороки,
Дурные вещи от себя прогнать,
Когда придут желаемые сроки
Этапы новой жизни начинать!..

Хочу в мечтах узреть себя такого, –
Чем стану так приятно огорошен:
Освобождён всецело от плохого,
И окрылён, конечно же, хорошим!


А ирония его стихов как правило остроумна и пронизана светлой, доверчивой добротой:

Осенью упал с куста, созрев,
Покатился под гору орех.
Он слетел с пожухлою листвой
Рыжим лесом пущенной стрелой.


Припев:

Расти, лесной орех, по моему хотенью.
Укрой меня, орех, своей густою сенью,
В страну, где лес и небо, где быль живет и небыль, –
Веди меня туда, лесной орех!

И конечно во всех произведениях ощутима СОВМЕСТНАЯ С ЧИТАТЕЛЕМ (!!!) ОБЩАЯ С НИМ работа мысленного, духовного механизма. Порой весьма непростая, ведь по природе своей - все что приходит само - низко.

 То есть низкое приходит в душу самомостоятельно, без нашего участия, вне участия в этом. А вот всё хорошее в нас - требует осознаваемых или нет - усилий. Вот например совсем простое : не наводить порядка в доме удобнее чем наводить. Если дать себе расслабиться в речи - она непременно скатится на сленг, а то и мат.Такой вот фундамент злого - в Христианстве- следствие грехопадения . Впрочем, не сомневаюсь в существовании иных объяснений, настолько же учитывающих  отсутствие влияния среды. Так или иначе - была нарушена либо заповедь, либо некий самозапрет.с тех,вероятно, пор полная личностная свобода облачилась в черное. Надломить подобное психологическое мироустройство общества способна лишь общая и единая сила, коей в том же православии принято полагать Второе Пришествие.

  Этим и оправдывается основной из приведенных здесь тезисов: жить следует не по душе, а по СОВЕСТИ. Ведь в психологии совесть- НАДЕЖНЕЙШИЙ ориентир. До той поры, пока хоть в мелочи - ее не перешагнешь. А если перешагнешь хоть раз - навсегда "собьешь" этот чуткий "датчик" Истины,  и тогда...

верить своей совести уже нельзя и нужно найти духовника или просто человека, который через - еще не шагнул. И по реакции его Совести на твои поступки - судить об их правильности. В поэзии Алексея она  слышна - Со-весть, со-вещание с Богом , Голос Божий в человеке. Потому наверное с такой легкостью,исподволь, сама собой,  вверяет Душа чуткого читателя свои  чаяния - образу лирического героя  поэта Черемисина. Объяснение же этому следует  из самих его  Стихов. Они - неловкие, порой даже попросту нескладны. ОНИ - РУИНЫ! Руины здания, из-под которого выбили фундамент злого! И это ВЕЛИКОЛЕПНЕЙШИЕ ИЗ РУИН! Собственно, по ценности для души читателя они - как древние руины ценнее для нас всех целехоньких новостроек.


О четырёх стихиях
Прочту свои стихи я:
Вода – для того, чтоб в ней плавать,
Земля – для того, чтоб стоять,
Огонь – согревать, двигать, плавить,
А воздух – чтоб просто летать…

И ещё для многого-многого другого!..


 Да! Творчеством, вопреки стереотипам, может быть не только созидание, но и разрушение, когда им сокрушается темное.В  разрушении красивости, выстроенной на фундаменте зла - живет КРАСОТА. Подвиг Смирения - несет мудрость.  Не даром Святые Отцы Церкви учат нас: Где просто, там Ангелов пО сто, а где мудрено-там не одного.  именно так мудрая простота создает простую мудрость в душах- отражениях глаз, скользящих по вобравшим словно бы тихое сияние белых ночей - строчкам молодого питерца, поэта Алёши Ч.Талант ли - эти перепутанные мысли? Неизвестно, спорно да  и не важно. Талант - земное понятие, когда-то обозначавшие монету, а позднее - иной эквивалент. Речи о ТАЛАНТЕ идти не может лишь там, где имеет место ДАРОВАНИЕ СВЫШЕ.И никто иной не распорядился бы им вернее!