Разминка. Как написать идеальный стих

Кубок Стихиры
Как писать, чтоб побеждать. Правила продвинутого конкурсанта.

Если Вы не обременены чувством юмора, склонны в любой строчке видеть намек на себя или просто в дурном расположении духа – прошу Вас,  не читайте данный опус!


Итак, Вы решили поучаствовать в конкурсе со своим стихотворением. Для начала его нужно написать. Причем написать по возможности именно стихотворение.

Одна из лучших тем – поздравление! День рождения есть у всех, да и Новый Год если кто-то и не любит, то чувствует себя обязанным «как положено» отпоздравлять друзей/коллег/родню разной степени близости. И тут-то как нельзя кстати придется Ваше «Поздравляю-желаю-пусть сбудутся мечты»! Арбитр обязательно «подтянет» себе такое стихотворение с прицелом на грядущие праздники, чтоб поместить его на открытку к нужной дате, потому как нафига морщить свой мозг, если всё уже придумано? И, само собой, высший балл вашему произведению обеспечен!

Дневниковые записи, равно как и сугубо личные послания следует выставлять на конкурс только в том случае, если произведение содержит подробный перечень фактов Вашей биографии с указанием имен, названий мест, кличек живых существ, при этом совсем не важно, что смысл стихотворения понятен только Вам – когда всё ясно, как божий день, и судить-то неинтересно.

Если даже самому себе периодически становится не совсем понятно, о чем это, то совершенно необходимо снабдить произведение пояснением в прозе – небольшим, достаточно строк 70-80, зато всем (и себе в первую очередь!) сразу станет ясно, что за мысль имел в виду автор.

Каждый человек хоть раз в жизни переживал любовь или что-то, напоминающее это волшебное чувство. Поэтому любой арбитр (ну тоже ведь человек, несмотря ни на что!) обязательно проникнется описанием душевных метаний, любовной тоски, примет близко к сердцу переживания лиргероев и, конечно, без вопросов предпочтет Ваше стихотворение произведению конкурента. Но! Далеко не всякое стихотворение о любви способно расстрогать жюри. Необходимо соблюсти следующие условия, причем все:
-   Стих должен быть исключительно о несчастной любви. И чем несчастней, тем лучше. В идеале – трагичной.  Если идея суицида прямо не звучит в произведении, то она обязательно должна сквозить в каждой строке.
-   Рифмовка должна быть предельно простой, не менее одного раза необходимо употребить рифму «кровь-любовь».
-   Образы и речевые обороты лучше не выдумывать самому,  а использовать уже давно придуманные, проверенные временем и полюбившиеся всем.
-   Совершенно необходимо употребление имен собственных, а лучше – и фамилий, вообще замечательно будет, если укажете и возраст, а также снабдите стихо фотографией пассии или на крайний случай – картинкой из интернета как можно более эротического содержания, чтоб всем сразу стало ясно, что отношения у вас были ОСОБЫЕ!

Чтоб на конкурсе стихотворение прошло «на ура», его нужно сделать оригинальным. Что такое оригинальность – каждый автор решает сам. Главное, чтоб стихо оставляло простор для «додумывания»: «А что же на самом деле имел в виду автор?» Стих должен быть алогичным. Например, в стихотворении о лете может упоминаться выпавший с утра снег (данный совет не относится к авторам Урала и Сибири: для этих территорий ничего нелогичного в снеге летом нет), или северо-западный ветер может дуть с севера на запад (вот признайтесь, задумались? То-то же! А арбитры-то как задумаются!), а лиргерой  -  с Эйфелевой башни разглядывать статую Свободы, воодушевленно беседуя с местным населением на их родном арабском. Или повествование, начавшееся от первого лица, вполне может закончиться от третьего.

Хорошо воспринимается арбитрами нестандарный вид стихотворения: разделение строк точками или апострофами,  двойные-тройные интервалы, а уж если стих написан полностью большими буквами, да еще и с восьмикратными пробелами – так, что  разбег слов по странице позволяет сыграть в игру «Собери слова в стихо», то будьте уверены – победа у Вас в кармане!

Для того, чтоб подобрать рифму, не нужно ломать голову – сайт «Стихи.ру» уже давно решил эту непростую задачу, разместив сервис «Помощник поэта».  Пользуясь им, не стОит даже обращать внимание на кажущуюся нерифмуемость предложенных «помощником» слов – база рифм многократно проверена сотнями тысяч авторов, а такое количество поэтов уж точно не может ошибаться. И вообще – лучше не утруждать себя поиском рифм (ведь еще и саму строчку надо придумать, чтоб рифма вписалась!), а сразу задать пару строчек да нажать кнопочку этого волшебного сервиса – вот и готов новый шедевр! И, заметьте, никаких мыслительных усилий для этого не требуется!

Ни за что не ставьте знаков препинания! Арбитры сами в силах разобраться, где кончается предложение и начинается мысль. Подольше поперечитывают – может, проникнутся наконец идеей произведения!

Орфография как пережиток прошлого должна отмереть навсегда. Поэтому следует показать себя передовым автором, бегущим впереди своего времени, как Леонардо да Винчи, и в выставляемых на конкурс стихах плевать с глубокой колокольни на правила русского языка, а презренный орфографический словарь вполне можно использовать, скажем, как подставку под «стокан с кофеем»))).

Как можно больше нужно ставить восклицательных знаков: в идеале на одну строчку их должно приходиться от трех до пяти. Пусть все увидят, какой Вы яркий, эмоциональный, позитивный человек! И Вашим оптимизмом, безусловно, заразятся и арбитры, что обязательно отметят в своих оценках!!!!!

Иностранные слова желательно употреблять как можно чаще, лучше всего писать их иностранными же буквами, и чем экзотичней язык, тем лучше. В конце стихотворения следует делать сноску со значением этого слова, а также кратким экскурсом в историю его появления и изложением легенд, с ним связанных.  Сюда же относятся исторические личности, персонажи комиксов, мультфильмов, литературы, собственных снов. Потому что любое умное слово, требующее объяснения для среднестатистического читателя – это показатель эрудиции автора, его интеллигентности и начитанности, что, несомненно, заставит арбитров отнестись к произведению данного автора с подобающим уважением и почтением.

Стихи, наполненные дыханием прошлого, обязательно вызовут у читателей и арбитров сладкую нежную ностальгию, поэтому нужно в любом произведении использовать устаревшие слова типа «глава» (в смысле «голова»), «сине» (в смысле «синее»),  «брег» (соответственно «берег») и т.п.

Для соблюдения размера и ритма стиха подойдет любой способ. Не стесняйтесь коверкать слова и/или менять в них ударение: жюри, несомненно, высоко оценят как Ваше чувство ритма, так и находчивость!

Местоимения и слова-«заклепки» можно вставлять в стих без ограничений: слово «он», повторившееся 6 раз в четверостишии, не даст забыть, о ком ведется речь, а если ранее в стихе не объявлено, кто такой «он», включается еще и фантазия читателя, что жюри не может не отметить!

Четверостишия должны быть как можно менее связаны между собой, тогда появляется возможность представить все грани собственного творчества в одном произведении: каждое четверостишие – это отдельное стихотворение! Еще лучше, если каждый катрен будет обладать исключительно своими уникальными размером и ритмом.

Вообще то и дело хаотично меняющийся ритм и/или размер не дает «замылиться» глазу арбитра, заставляет останавливаться, задумываться над авторской идеей – «а что же автор хотел сказать такой формой стиха?», пытаться всеми силами проникнуться мыслями человека, сотворившего сиё. В любом случае неровности ритма-размера относятся не к небрежности автора, а к изюминке произведения, и каждый судья признАет, что, дабы уловить звучание, МНОГО РАЗ ПЕРЕЧИТЫВАЛ стихотворение, а может, даже вслух! Это ли не признание шедевральности творения?!

В нашей жизни всё быстротечно и непостоянно. Это следует подчеркивать в своем стихотворении, мимолетно меняя форму глагола с совершенной на несовершенную и наоборот. Можно немного перемешать времена, это настроит судей на философский лад: в конце концов, что такое прошлое? Момент жизни, оставшийся только в памяти. А будущее? Да фиг знает. А настоящее? Это и прошлое, и будущее в одной точке… Именно к такому выводу должен прийти вменяемый читатель, увидев, скажем,
«Сносила курица яйцо,
А клен стоит себе кудрявый.
Лаская нежное лицо,
Заплачет ветер над дубравой»
(при использовании данного четверостишия умоляю не ссылаться на мое авторство).
А если у арбитра вдруг возникнет сомнение насчет философской подоплеки стиха, то это всего  лишь его, арбитра, недальновидность.

На конкурс необходимо представить сразу несколько стихотворений – пусть редакторы сами выберут наиболее подходящий (они-то точно знают вкусы арбитров!), тогда в случае чего горечь поражения можно будет разделить с ними, истребовав ответа за некомпетентность.

Представленное на конкурс стихотворение должно как минимум в полтора раза превышать размер, оговоренный в Регламенте, потому как в правилах размер ограничен только для того,  чтоб не поставить в неудобное положение авторов, которые не способны растянуть стих более чем на 30 строк.

При подаче заявки обязательно поспорьте с редактором и подоказывайте, что выставляемое стихо полностью соответствует Регламенту, правилам десяти-пятнадцати каких-нибудь других конкурсов, а также Конституции России и УК соседнего государства. Потому что поупражнять мозг себе, а заодно и другим, никогда не лишне.

При получении замечания в каком-либо из Обзоров следует немедленно закрыть свои страницу и лишить  всех этих бездарей от литературы возможности издеваться над талантом автора, две строчки которого в своё время похвалили люди, к которым автор относится с уважением.

Ну и последнее – помните, что любой конкурс – это всего лишь игра! Хотя…

Удач в творчестве!

Елена Кораблёва.