За пределы обычности. Часть 2

Владислав Стадольник
      (Гуру – Н.К.Рерих). Легко видеть других людей, замкнувшихся плотно в маленьком мире личных переживаний, и понимать их ограниченность и связанность. Но трудно, очень трудно видеть себя тоже погрузившимся в мир личных переживаний и отрезанным от жизни сверхличной. Но выйти за пределы этого замкнутого круга будет уже означать свободу и поражение самости. Пробить скорлупу ауры трудно.
Грани Агни Йоги, 1969 г. 551. Новосибирск, «Алгим», 1996 г.

      (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Воображение важно еще тем, что с помощью мысли очертит оно круг и пределы возможностей развоплощенного духа. Но хорошо помечать их сейчас, не ограничивая себя очевидностью плотной. Воображение не имеет границ, кроме тех, которые очерчены мыслью. В потенциале своем не ограничена мысль. В сферы безграничной свободы светоносной сияющей мысли Зовет нас Владыка.
   Грани Агни Йоги, 1970 г. 194. Новосибирск, «Алгим», 1997 г.


                ЗА ПРЕДЕЛЫ ОБЫЧНОСТИ (2)
                (Из Посланий Высокого Источника)

      Истинное величие человека определяется только в веках. Пройдут века, и Облик Гуру в представлении человечества вырастет до своих истинных размеров и займет подобающее ему место среди высочайших Светочей Мира наряду с теми, кого мысль человеческая овеяла ореолом могущества, знания и силы. Дату 13 декабря будут отмечать по всей планете. Он, как и все замечательные люди своего времени, шел впереди своего века. Его мысль была устремлена в будущее. В этом будущем он видел осуществленным великое назначение человека как сотрудника Космических сил и гражданина Вселенной. Он не ограничивал жизнь человека Землею, он видел жизнь на Далеких Мирах и звал к сотрудничеству с ними. Он был твердо уверен, что человек выйдет за пределы планеты и вольется в жизнь Дальних Миров. Он считал, что на некоторых из них люди достигли высоких ступеней знания и силы и что землянам можно многому поучиться у них. Устремление к Дальним Мирам он считал фактором, открывающим перед человечеством новые возможности неслыханных достижений в области науки, во всех отраслях знания. Возможности человеческого знания он считал ничем не ограниченными. Он верил в великое светлое будущее человечества.
 
      Даже переезжая в другой город, человек теряет связь с непосредственным окружением и переносится в другую сферу. И то, что раньше стояло перед глазами и поневоле рождало мысли, уходит и заменяется новым. Этот отрыв от окружающего особенно силен, когда человек умирает и знает при этом, что переход в другой мир неизбежен. И сразу становится совершенно ненужным множество вещей и условий, без которых раньше было жить невозможно, – до дома, одежды и пищи включительно. И сколько забот, дел и мыслей можно спокойно оставить вместе с телом. И взять дальше с собою можно так мало из того, с чем человек сжился и что вдруг становится совершенно ненужным. Конечность ненужности земных вещей и условий необходимо осознать как можно раньше, чтобы отделить временное от того, что берется с собою. Берутся мысли, характер, устремления и склонности, вожделения и страсти. Но из всего этого воля может отбросить все нежелательное и обременяющее дух, но опять-таки отбросить заранее, заблаговременно, но не в последний момент. В последний момент времени может просто не быть, чтобы это сделать. Нужна своевременная подготовка. И такой подготовкой к послесмертному состоянию духа, в сущности говоря, является вся земная жизнь человека – от начала ее и до конца. Все временное и смертное рано или поздно, здесь или там, но придется оставить. Все вневременное, непреходящее, нужное во всех мирах, и особенно для сознательного пребывания Бессмертной Триады в Мирах Высших, особенно ценно и нужно, ибо элементы бессмертия, собранные на Земле, обуславливают пребывание в этих Светоносных Сферах. Смысл и значение земных вещей и условий необходимо ясно осознавать и отделять то, что берется с собою за пределы плотного мира и что оставляется на Земле.

      Если дать волю воображению – в устремлении его к Свету, то можно увидеть те границы, дальше которых оно не может двинуться. Казалось бы, оно не ограничено ничем, но все же мысль ставит пределы даже воображению. Поэтому положение, говорящее о том, что «ведет мысль», следует усвоить возможно полнее. Полет мысли поэта, писателя, художника и философа много шире полета мысли обывателя. Но мысль может расти и развиваться, и воображение может воспитываться. Сказки, легенды, героические деяния героев всех веков и народов дают много пищи для развития воображения. Сокровища мировой литературы тоже дают богатую пищу для мысли. И все же и мысли и воображению уделяется так мало внимания, и еще меньше – сердцу, которое зажигает и мысль и воображение. Но никому не возбраняется заниматься и тем и другим, не дожидаясь, когда все дойдут до понимания этих двигателей человеческого прогресса. На сегодня отметим три слова: мысль, воображение, сердце.

      Исполнение всех желаний – мечта человечества. Но есть такая страна, где исполняются все желания человека, вольные и невольные, настоящие и родившиеся когда-то. Это Тонкий Мир, где осуществляются мысли, и желания человека, и намерения его. Желание родит образ, мысленный образ. Этот образ приобретает там видимую конкретную форму, и эта форма вибрирует и живет около породившего ее духа. Он входит в общение, в сочетание с нею и погружается в ее атмосферу. Подобные образы окружают создавшего их человека, и он живет в них и живет ими. Когда они хороши, светлы и насыщены благом и не наполнены грубо земными представлениями, они увлекают носителя своего в Высшие Сферы и поднимают его. Когда они грубы, и темны, и пульсируют земными вожделениями и страстями, увлекают они его в низшие слои астрального мира; причем желания материально-земные, нуждающиеся для своего удовлетворения в земном теле, осуществлены быть не могут и порождают то, что называется «муками Тантала». Но все высшие устремления осуществляются. Любитель музыки получает высшее и полное удовлетворение, любители красоты – тоже. Философ, поэт и ученый – каждый находит по себе. Именно страна осуществления всех желаний, выходящих за пределы физических рамок и земных низших устремлений, дает радость исполнения самых дерзновенных и возвышенных мыслей, радость насыщения голода духа, радость созерцания красоты во всех аспектах, доступных сознанию. На Земле трудно представить такую возможность, но в Надземном легко, если понимается, что там все творится и движется мыслью и ведет мысль.

       (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Мы приучаемся к этому напряжению жизнью и теми испытаниями, которые Допускает Учитель. Подчеркиваю, Допускает, ибо поверх сил человеческих испытания не даются. Об испытаниях интересно читать и говорить, но, когда суровость пути ставит их перед учеником, теория переходит в практику, и только перенесший их ученик знает, насколько они тяжелы. Он часто идет на пределе всех сил. И кажется порою, что нет им конца. Желающий достижений тем самым привлекает к себе неизбежность испытаний. И чем сильнее желание и чем выше поставленная цель, тем труднее и испытания. Но жизнь не скупится на них и для обычных людей. Так не лучше ли, их встречая, оставить колею обычности и пользоваться ими для достижений, выходящих за пределы обычных. Если чего-то нельзя избежать, то целесообразнее всего использовать это неизбежное для извлечения из него того, чего не может оно дать человеку, нежелающему мыслить поверх общепринятого стандарта.
 
      Когда ученик не спешит усваивать те или иные Указания Учителя, его заставляет сделать это сама жизнь. Зачем дожидаться, если можно самому, без понуждения со стороны внешних условий, усваивать даваемые наставления. Что же мешает? Все тот же астрал, занятый собою и своими переживаниями, но не тем, что нужнее всего. Характерно то, что все его переживания часто не стоят выеденного яйца, что они быстро проходят и заменяются другими, столь же быстро проходящими. И пользы от них – никакой. Но они очень мешают, загромождая сознание лохматым мышлением. А между тем, останавливать эти движения в астральной оболочке очень легко – стоит только приказать ей не волноваться и прекратить переживания. Кому они нужны? В процессе эволюции астрал длительно развивался, выполняя важную роль в жизни человека. Эта роль у продвинувшихся духов уже выполнена. Астрал задание завершил. Можно постепенно выключать его из сферы активности сознания, сперва его обуздав, а потом вообще не позволять ему выявляться за пределы строго очерченных границ.

      (М.А.Й.). Ограничения плоти можно разрушить лишь духом. Темницу плотных условий лишь мыслью можно разбить. Ведь все это Майя. Но сколь же реальна она или кажется таковой, если может заменить и заменяет собою действительность. Плотное тело и пять его чувств яро способствуют утверждению плотной видимости. Спящие центры не позволяют прорываться за пределы ее. Но прорывы все же случаются и говорят убедительней слов о том, что существует мир духа, что близок Мир Тонкий, что только завеса чувств плотных скрывает его. И когда восставший дух вопреки очевидности плотной начинает утверждать тот, пока еще не видимый ему, мир, истинно, вступает он на путь признания действительно сущего.

      (М.А.Й.). Углубленное понимание Учения Живой Этики позволяет стирать границы между жизнью и смертью и протянуть нить жизни далеко за пределы данного воплощения. Мир этот и тот сливаются в сознании в один единственный и неразделенный мир, а непрерываемость сознания дает возможность войти в орбиту действительности огненной. Бессмертие становится реальностью, а будущее – сферою ее проявления. Расширение сознания имеет огромное значение для жизни духа, ибо как же иначе и чем охватить сияющие возможности достижений. Для устремленного и познающего духа открыты врата, лишь бы только не прерывалось и не замедлялось продвижение.

      Нам часто приходится рассматривать одно и то же положение с различных точек зрения и под разными углами, чтобы углубить и расширить его. Это не повторение, но расширение понятия до его возможных пределов. Но где эти пределы, если все существует в Беспредельности и всеми своими сторонами касается ее? Так, понимание можно углублять беспредельно. Когда углубляетесь мыслью в формулы жизни, даваемые Нами, касаетесь Беспредельности и чуете неисчерпаемость мысли. Порою краткая формула может нести в себе неиссякаемое сокровище мысли, пульсирующей светом своим века и переживающей время. И каждый человек, могущий с ней созвучать, от нее почерпает. Спросят: почему столько Даем? Ответьте: надо дать так, чтобы хватило на всех и чтобы каждый нашел по себе. Не на сегодня Даем и не на завтра, но на будущее, не ограниченное пониманием текущего момента.

      (М.А.Й.). Личный мирок каждого человека нереален хотя бы уже потому, что ограничен тем, что окружает носителя этого мирка. Непосредственное окружение отражается на внутреннем мире человека и наполняет его. Житель пустынь, лесов, гор, города и деревни в силу именно этих условий отражает в себе совершенно различные впечатления. И только синтетический ум поднимается над личной ограниченностью и вбирает в себя многое, лежащее за ее пределами. Думая и заботясь о других, погружаемся в мир их переживаний и выходим за пределы личного «я». Тот, кто думает о благе всего человечества, расширяет свой кругозор до всепланетных размеров и обогащает сознание свое новыми нахождениями.
 
      Осмыслить нужно, сколь полезно научиться находить в себе, различать, усматривать и отделять элементы временного и преходящего от элементов непреходящего, элементов бессмертия. Все вещи, которыми владеем, запечатлены в сознании в формах, а также и настроения, и также все обычные радости и огорчения, и все то, что происходит в жизни обычной. Все это временное. Но имеются и качества духа, принесенные из прошлых жизней, имеются устремления высокого порядка, имеются знания, связанные с жизнью не тела, но духа, имеется многое, относящееся к элементам непреходящего, но уносимого человеком с собою в будущее, за пределы данного воплощения. Обогащая и наращивая эти элементы и их умножая сознательно, собирает себе на Земле человек то богатство, неотъемлемое даже смертью тела, которое будет сопровождать его и дальше и которое даст ему возможность уже сознательного пребывания в Высших Сферах Надземного Мира. Это и есть элементы бессмертия, приводящие его к осознанию вечной жизни в духе, вечной жизни духа.

      (М.А.Й.). Полнота созвучия осуществляет слияние сознаний и дает возможность запечатлевать мысли в полном согласии с Основами Учения Жизни. Чем полнее и глубже созвучие, тем совершеннее и согласованность с Основами. Достигается она совместными трудами на протяжении многих жизней. Связь утверждается поверх всех дел житейских и продолжается далеко в будущее, за пределы текущего времени. Эту связь можно укреплять и усиливать постоянным памятованием о ней и постоянством дел, чувств, поступков и мыслей, во имя Света творимых. И когда ставится она превыше всех дел земных, преходящих, и когда сознательно протягивается она в далекое будущее, истинно, утверждается тогда огненная действительность непреходящего. И тогда Серебряные Нити Света вибрируют светоносно в пространстве, соединяя сознание устремленного к Свету духа с теми, кто стоит выше его на Лестнице Иерархии Света и с кем связан он прямой, непосредственной связью по Лучу Иерарха и с Его ближайшим звеном.

      (М.А.Й.). Готовясь к жизни в Надземном, можно утвердить целый ряд намерений и задач, подлежащих выполнению в условиях внеплотного существования. Пределы возможностей последнего раздвигаются очень широко и ограничены только лишь широтою мысли и границами вместимости сознания. Поэтому задачи можно ставить очень широко, совершенно не считаясь с тем, что было возможно или невозможно на Земле при жизни в физическом теле. Уверенность в том, что жизнь продолжается после смерти тела, дает жизнь. Уверенность и знание, что невозможное на Земле осуществимо в Мире Надземном, раскрывают широко двери ко всем достижениям, ибо несет вперед мысль. Но утвердить направление мыслей и наметить сферы надземной активности духа надо, и лучше всего, – пока еще на Земле. Трудно неподготовленному духу начинать складывать свое миросозерцание в Мире Надземном, в мире следствий жизни земной, когда там приходится уже пожинать плоды посева земных зерен, то есть психических зерен, заложенных психодуховной активностью человека, когда жил он в физическом теле. Мысли, продуманные им на Земле, становятся его неотъемлемыми сопутниками, увлекающими его в слои пространства, созвучные природе и сущности этих мыслей. И намерения, и задачи, и устремления духа получают там возможность осуществления. Так, мыслями, намерениями и устремлениями от сегодня утверждает человек характер и светоносность жизни надземной своей. Так пожинает он там плоды того, что посеял во внутреннем мире своем своими мыслями, чувствами, делами и поступками.

      Вчерашний день не исчез, но существует в пространстве других измерений. Доступ к свиткам Акаши Имеют Высокие Духи. Можно видеть клише прошлого из любой эпохи или периода существования Земли. Так же и настоящее не скрыто от огненного глаза покровом внешней видимости. Не скрыто и будущее. Пределы сущего раздвинуты по всем направлениям. Это награды Архата за все, что Ему пришлось претерпеть, прежде чем победить ограничения плотного мира. Но за вершиною достижений, освоенных Им, идут другие вершины, все выше и выше. И каждая достигнутая выше предыдущей, а конца восхождению нет, и никто не может сказать, что он достиг высочайшей вершины, дальше которой подниматься некуда. Беспредельность и здесь уявляет себя. Будда был человек Шестого Круга. Но за Шестым следует Седьмой. Но и это еще не конец, так как за ними идет новая Спираль Нового Цикла. Есть планеты Седьмого Круга, а есть и выше.

      (М.А.Й.). Так как, по выражению Будды, «человек есть процесс», и процесс, устремленный в будущее, то по устремлениям человека можно безошибочно судить о его духовном потенциале и возможностях того будущего, которое он формирует и творит для себя своими устремлениями. Устремление характерно тем, что оно всегда направлено в будущее. Вопрос только в том, какое будущее: далекое или близкое, земное или надземное, духовное или материальное. Устремления большинства людей захватывают обычно только очень близкое будущее, почти никогда не выходящее за пределы данного воплощения. В этом трагедия воплощенных. Короткий радиус действия очерчивает малый круг проявлений, и тем ограничивает себя человек пределами этого круга. Но Учением указуется Беспредельность как поле проявления активности духа, когда действия его устремлены в далекое будущее, за границы не только одной данной жизни, но и многих будущих воплощений. Бессмертие и вечная жизнь ограничены человеческим невежеством, и, чтобы коснуться их, надо выйти из заколдованного круга невежественных, ложных и нелепых представлений о том, что со смертью тела для человека кончается все. Со смертью тела не кончается ничего, а начинается, вернее, продолжается жизнь духа, оживлявшего данное тело, но только в совершенно иных условиях уже Внеплотного Мира.

      Когда горят огни сердца, ожидание утрачивает свою тягость. Огни эти далекое делают близким, ибо позволяют осознавать действительность. Действительность трех миров, разрушая пределы обычности, вводит человека в те сферы духа, где стираются границы прошлого, настоящего и будущего и где царит великое, вечное «НЫНЕ». Правильно сказал Апостол: «Теперь как в зерцале гадание». Малые мирки обывательской обычности действительности собой не являют. Со смертью тела потухают они, заменяясь фантасмагорией земных пережитков и тем, во что вверг себя человек, гоняясь за призраками Майи. И не странно ли то, что каждый несет в себе и с собою эти призрачные мирки, полагая в них реальность, которой они лишены. Можно спросить каждого: если то, чем вы живете в данный момент, реально, то где же все то, что происходило с вами пять, десять, двадцать лет тому назад? Ведь все тогда казалось таким же реальным, и, однако, прошло, и исчезло, и заменилось совершенно другим, кажущимся снова таким же реальным. «Все суета и томление духа», все – сны преходящие. Действительность трех миров совершенно иная. Коснувшись ее, утоляет жажду дух от источника Вечной Истины. Пришедший ко Мне в Лучах Моих поймет «Вечную Правду Сущего».

      При переезде на новое место оно занимает в сознании старое, а старое уходит в прошлое. При переходе в Тонкий Мир он заменяет собою мир плотный. Советуем чаще менять места пребывания при жизни земной, чтобы при переходе Великих Границ не слишком поражаться изменению окружающих условий. Странники имеют большое преимущество перед оседлыми обывателями – не привязаны к дому-тюрьме и привыкли к смене внешних условий. Нужно иметь большое внутреннее содержание, чтобы выдержать пребывание в одном и том же месте в течение долгого времени. Ашрамы в этом отношении значительны тем, что духовные границы раздвинуты и охватывают большое пространство. Уже не тюрьма, но сосредоточие Света, нити которого устремлены за пределы его стен. Относительно все, и все зависит от состояния духа. Дом Учителя – в духе. Где Он, там и дом, не ограниченный ни его стенами, ни окружением внешним.

      (Гуру – Н.К.Рерих). Так важно, на чем строить твердыню свою, дом духа строить. Люди обычно вкладывают свои энергии в земные дела и построения и, когда наступает рушение феноменального мира, остаются ни с чем. Но строящий на Основах строит дом духа, не подлежащий разрушению, ибо строится он из элементов непреходящего. Так, строительство это можно устремлять в далекое будущее, далеко за пределы данного воплощения и его плотных ограничений. Действия Архата переступают пределы плотной обычности. Так, например, утверждение нужных качеств духа нужно не на сегодня, не на завтра, но на все время движения духа по пути в Беспредельность. И светлые мысли нужны для той же цели, и поступки, и действия.

      (Гуру). Личные чувства непрочны. На них строить нельзя. Преданность сверхлична, идущая вперед далеко за пределы личности данного воплощения, но проходящая через них, через все в прошлом, в прошлых воплощениях. И тогда личные чувства становятся качеством Бессмертного «Я». Так личные чувства превращаются в качества, лишаясь личного начала. На качествах строить возможно. Их ценим и качествам верим.