Солнечный этюд начала века

Лена Ануфриева
Соборная площадь на то и Соборная площадь, чтобы на ней летали голуби, чтобы пили воду из фонтана рядом с отдыхающими, чтобы даже не пытались взлететь выше Преображенского, монолитного, заканчивающегося где-то так высоко, как многим трудно поднять голову, крепко застуженную "на семи ветрах" одесских сложных перекрёстков - для тех, кто понимает.
Шумно в рядах сувениров, то ли турецкого, то ли китайского производства - толпятся туристы возле цацек блестящих, как сороки. А рядом вышиванки, вязанные скатерти, рушники...А дальше тоже ручное - деревянное, пахучее и нужное - разные домашние уютные мелочи." Вот в следующую зарплату обязательно!" - мысленное заклинание одесситов, провожающих завистливыми глазами тех, кто может купить. Дальше - живопись и графика. Графика и живопись. Конечно, полным-полно тупо срисованного с открыток. Есть тупо, а есть классно, думает девушка, похожая на кузнечика в зелёных брючках и в вязаном берете. Она уже час бродит, широко раскрыв глаза и разглядывает, безошибочно определяя, кто к ней подскочил - автор или реализатор. Определить нетрудно - прежде всего по рукам. У автора руки возле картин движутся по-другому - они движутся совершенно непроизвольно и это движения любовника, не говорящие прямо, но дающие всем понять - эта женщина(картина) - моя. Им нужны деньги, но расстаться трудно. И если посмотрели и прошли - двоякое противоречивое чувство. И если купили - тоже самое, только прямо противопложное. Это неизбежно.
Реализатор, как правило, родственник или близкий друг- в данном случае, тётка -  относится к продаже совсем иначе. Она слоняется, качается,ходит, сидит, периодически подскакивает с готовностью к радости обслуживания, что-то как кошка, мяучит и мурлычит, пытаясь сбыть...Продажи редки, чёрт его дери.

Чёрт его дери, думает кузнечиха(или кузнечица?) в зелёном берете, ни гроша в кармане, а эти плавни с девушкой - та хороши - чудо!
И тишина наступает, только тихие мысли шуршат в лад со струями фонтана.
Тут по Преображенской несётся автомобиль с открытым верхом, полный детей, и песня ещё загодя, издалека, чистыми сильными голосами:
 - Пре-кра-сно-е далё-о-око-не-будь-ко-мне-жесто-око
 не будь-ко-мне-же-сто-око-жес-то-ко-не-будь
 Из-чи-сто-го и-сто-ка пре-кра-сно-е да-лё-ко
 Пре-кра-сно-е да-лё-ко-я-на-чи-на-ю-путь

Так радостно - вся площадь оглянулась на нарядную машину. Акция, наверное, к выборам. Красиво.

Проехала машина, стихли звуки. И отзвуки.
Фонтан, тишина, шорох крыльев.
Кузнечиха (или кузнечица) не пропускает ни пяди, так сказать, кровью писанной абстракции( нет, правда, - хорошей). Видя это и автор начинает хоть и зря, но оживать.
А тётка-реализаторша ходит-ходит между картинами, качается-качается да вдруг как затянет сильно да нежно глядя куда-то вдаль
 - Прекрасное далёко-о-о
И кузнечица, даже не пошевелившись, с той стороны мольбертов и рам, в другую сторону глядючи, тоненько-тоненько запищала
 - не будь ко мне жесто-ко -
А к этим двум - художник чуть вальяжней, чем надо - от стеснения, куда-то между ними глядя, побасовитей
 - Жесто-око не будь
И вдруг Жорка прискакал - кто? - мартышка? лемур? - нет, вроде хвост не полосатый, а зачирикал по-птичьи в лад с тремя, попутно вдумчиво закусывая виноградом
 - Из чисто-го исто-о-ока....
Точками квадрата - четыре голоса на четыре сторона света - прекрасное далеко-о...не будь жестоко

Нет у меня фотоаппарата. В следующую зарплату - обязательно. А пока, чтобы запомнить -отойду и на обе ладошки всю эту картинку. И - чик! - прищурюсь, да отложу в сердце. С ладоней в другое место ничего не уходит, даже с чисто-пречисто вымытых. Всё - и кровь, и любовь - смывается только в сердце.
Так я вот - душевненько - думаю.